Энергоаудит – начало работы по энергосбережению

Журнал "Энергетика.Энергсбережение.Экология" апрель 2010 г.

В развитие цикла публикаций «Энергоаудит – начало работы по энергосбережению» АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» (далее Агентство) подготовлена очередная статья. Цель, которую преследуют специалисты Агентства - разъяснение необходимости энергоэффективных мероприятий и пропаганды энергосбережения.

23 ноября 2009 года вступил в силу закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 261-ФЗ (далее новый закон).

Рассмотрим только две статьи нового закона: ст.15 «Энергетическое обследование» и ст.16 «Обязательное энергетическое обследование».

Энергетическое обследование:

1) подразумевает поиск и реализацию энергетически и экономически эффективных решений хозяйствования в условиях полного контроля потоков энергоресурсов;

2) является начальным этапом работ по энергосбережению и основным инструментом разработки программ энергосбережения исключительно для всех отраслей экономики.

Энергетическое обследование – это сбор и обработка данных об использовании энергетических ресурсов, в целях получения информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности для выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, а также в обязательном для отдельных категорий потребителей прописанном в новом законе.

Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

2) организации с участием государства или муниципального образования;

3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

4) организации, осуществляющие:

- производство и (или) транспортировку: воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии;

- добычу: природного газа, нефти, угля; производство нефтепродуктов;

- переработку природного газа, нефти;

- транспортировку нефти, нефтепродуктов;

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;

6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Лица указанные выше, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу нового закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования не реже чем один раз каждые пять лет.

Какое же количество следует провести обследований за ближайшие три года в Удмуртской Республике?

Агентство располагает информацией о количестве организаций, финансируемых из республиканского и муниципального бюджетов, соответственно 280 и 3500 и количество организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности – 470. Можно предположить, что из всех шести категорий потребителей ТЭР, подлежащих обязательному энергетическому обследованию количество их превысит 5 000. Потребуется ежемесячно проводить обследования в 139 организациях. Из опыта работы (более 10 лет) Агентства продолжительность обследования от 0,5 месяца (небольшая бюджетная организация) до 12 месяцев. Стоимость обследования (по трудозатратам) от 30 тыс.руб. до 1,0 млн.руб. и более. Основные направления проведения энергоаудита: бюджетная сфера, ЖКХ, энергоснабжающие организации и промышленные предприятия.

Таким образом, новым законом установлены сверхсложные задачи, и решить их можно только хорошо организованной работой и исполнительской дисциплиной.

Кроме требований к лицам, осуществляющим деятельность по проведению энергетических обследований, прописанных в новом законе, следует учесть: на сколько специалисты «вооружены» методиками и приборами (без инструментальных обследований качественное обследование провести невозможно); их опыт проведения аналогичных работ, способность к исследованию достаточно сложных систем.

Чтобы реализовать имеющийся потенциал, потребуется внедрить большое количество, как организационных, так и технических мероприятий. Как показывает многолетний опыт Агентства, работы в части энергоаудита, своими силами предприятиям и организациям с этой проблемой не справиться.

Вариантов решения данной проблемы множество, наиболее предпочтительный – энергосервисные соглашения (контракты). По энергосервисному соглашению исполнитель (специализированная организация) осуществляет для заказчика действия (мероприятия), направленные на повышение энергетической эффективности при потреблении ТЭР, а заказчик оплачивает согласованную цену. Для отработки механизма, создания нормативно-методической базы, в качестве пилотного проекта, функции энергосервисной компании предлагает взять на себя АНО «Агентство по энергосбережению УР».

Агентство имеет всё необходимое для проведения полного комплекса работ по энергоаудиту:

  •  с учетом опыта, разработана своя методическая база;
  •  имеется инструментальное (приборное) обеспечение:

        1. Портативный расходомер SLS-700P.

        2. Тепловизор SDS Hotfind-LXT (-20...+150 оС).

        3. Анализатор качества и количества электроэнергии AR.5M – Kit.

        4. Пирометр инфракрасный С-20.

        5. Лазерный дальномер Leica Disto D3.

        6. Газоанализатор testo330-2.

  •  штат квалифицированных сертифицированных специалистов-аудиторов.

Агентством сформирован и отправлен пакет документов для вступления в члены СРО в области энергетических обследований топливно-энергетического комплекса «Эксперт».

Агентство обладает многолетним опытом проведения энергетических обследований. За эти годы проведено несколько десятков энергетических обследований промышленных предприятий, бюджетных учреждений и организаций жилищно-коммунального комплекса.

Результаты проведенных энергетических обследований подтверждают наличие большого резерва экономии энергетических ресурсов (от 15 до 40%), особенно тепловой энергии, где имеются значительные потери и нереализованные возможности использования вторичных ресурсов.

По каждому обследованию разработан ряд энергосберегающих мероприятий, внедрение которых позволяет от 15 до 45% снизить ежегодно финансовые расходы на оплату энергоресурсов. Разработаны конкретные мероприятия по модернизации или техническому перевооружению объектов, включая технические и экономические аспекты, реальные перспективы по развитию, вероятности газификации, возможности изменения схем, автоматизации.

Около 30% резервов можно реализовать при помощи организационных беззатратных энергосберегающих мероприятий. Например, в 2009-2010 годах было обследовано 33 бюджетные организации в Удмуртской Республике.

Реализация в них всего лишь одного мероприятия, не требующего никаких затрат, а именно, пересмотреть договорные условия с энергоснабжающими организациями, позволит получить значительный экономический эффект (таблица 1).

Таблица 1

№ п/пМуниципальное образованиеКоличество обследованных учрежденийЭкономический эффект от рекомендованных организационных мероприятий, тыс.руб.
1 Сарапульский район 4 1974,6
2 Кезский район 4 287,3
3 г. Можга 4 94,0
4 Малопургинский район 4 681,9
5 Увинский район 3 979,2
6 Киясовский район 2 352,0
7 Игринский район 2 125,6
8 г. Сарапул 2 42,1
9 Вавожский район 1 126,0
10 Глазовский район 1 293,5
11 Красногорский район 1 0,0
12 Сюмсинский район 2 227,1
13 Воткинский район 3 1154,7
ИТОГО336338,0

В процессе энергетических обследований проводились замеры качественных показателей электрической энергии с использованием анализатора качества и количества электрической энергии AR-5M.

Были выявлены следующие наиболее характерные проблемы:

- неравномерная загрузка электрической мощности по фазам (рис.1), это снижает надежность электроснабжения, повышает потери электрической энергии, существенно влияет на регламентируемые показатели качества электроэнергии – установившееся отклонение напряжения и коэффициенты несимметрии напряжения по обратной и нулевой последовательности.

- кратковременное отклонение напряжения больше предельно допустимого значения более чем на 10% во всех обследуемых учреждениях и превышает 242В (максимально зафиксированное 263В). Качество электрической энергии по «отклонению напряжения» не соответствует требованиям стандарта.

- коэффициенты несимметрии выходит за пределы нормально допустимого значения (+/–2%). Качество электрической энергии по коэффициенту несимметрии по обратной последовательности и по нулевой последовательности не соответствует требованиям стандарта.

Обследование с помощью тепловизора выявляет локальные проблемы и недостатки в ограждающих конструкциях и системах энергоснабжения, которые показаны на термограмме. Позволяет снизить капиталовложения и проводить приоритетные мероприятия направленного характера.