Необходимость нормирования потерь тепловой энергии с целью повышения энергоэффективности работы теплоснабжающих организаций

журнал "Вестник Минстроя Удмуртской Республики", август 2011

Основной задачей нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) является применение при планировании производства продукции технически и экономически обоснованных норм расхода топлива, тепловой и электрической энергии. Для решения задачи эффективного использования ТЭР необходимо проведение энергетического мониторинга и прогрессивного нормирования ТЭР, являющихся основными инструментами контроля энергетической эффективности предприятия.

Целью нормирования потерь тепловой энергии являются снижение или поддержание потерь на технико-экономически обоснованном уровне. Расчет и нормирование потерь тепловой энергии, являясь составной частью стратегической задачи по рациональному использованию природных ресурсов России, строго регламентировано и носит обязательный характер. До выхода Федерального закона  №190-ФЗ от 27.07.2010 г. значения технологических потерь тепловой энергии по всем тепловым сетям  утверждались в Минэнерго РФ. С выходом данного ФЗ полномочия по утверждению нормативов потерь в тепловых сетях, расположенных в населенных пунктах с численностью менее 500 тыс. человек, переданы местным органам исполнительной власти. В соответствии с постановлением Правительства УР №175 от 30.05.2011г. исполнительным органом власти, утверждающим нормативы потерь тепловой энергии в Удмуртской Республике, является Министерство промышленности и энергетики УР.

АНО «Агентство по энергосбережению УР» (далее Агентство) является экспертной организацией по нормированию потерь тепловой энергии, удельных расходов и запасов топлива, а также имеет допуск к работам по энергетическому обследованию. При проведении энергетических обследований Агентство сталкивается с отсутствием, как утвержденных нормативов технологических потерь тепловой энергии, так и приборного учета у большинства теплоснабжающих организации, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Таким образом, ни нормативное, ни фактическое значение потерь тепловой энергии, отображающее картину по УР в целом, не известно. По данным Росстата потери тепловой энергии по УР составляют 2,0% от отпуска. Даже при отсутствии расчетов можно сказать, что данное значение сильно занижено. По данным РЭК УР, среднее значение потерь, принятое при тарифообразовании в целом по УР, составляет 7,7%. При отсутствии утвержденных нормативов потерь тепловой энергии в тариф закладывается значение, принятое путем экспертной оценки.

Для оценки необходимости нормирования потерь тепловой энергии рассмотрим ситуацию на примере систем теплоснабжения ЖКХ МО «Балезинский район». По данному МО процент потерь тепловой энергии от отпуска ее в сеть, определенный по представленным тепловым балансам теплоисточников, а также процент потерь, учтенный при тарифообразовании, приведен в Графике.

 График.   Потери тепловой энергии от отпуска в сеть, %

tabl1

Относительная величина потерь тепловой энергии по большинству систем теплоснабжения находятся на одном уровне, что, скорее всего, не соответствует действительности, т.к. рассматриваемые системы обладают различными техническими характеристиками и величиной полезного отпуска тепловой энергии.

По котельной ПК «Балезинский завод строительных материалов» величина потерь, определенная как разница между отпуском и расчетной величиной реализации тепловой энергии по данным за 2010 год, в 16,4 раза превышает величину потерь, заложенных регулирующим органом при расчете тарифа.

По котельной №3 ОАО «РЖД» величина потерь, определенная по тепловому балансу котельной в 2010 году, имеет отрицательное значение.

Причинами сложившейся ситуации могут быть:

  • некорректное представление показателей тепловых балансов;
  • отсутствие приборного учета тепловой энергии;
  • некорректное определение расчетных объемов потребления тепловой энергии, предъявляемой к оплате.

Нормативные технологические затраты и потери тепловой энергии при ее передаче по сетям от трех угольных котельных, разработанные на регулируемый 2012 год (Таблица), превышают значения потерь, полученных по тепловым балансам и учтенных регулирующим органом при тарифообразовании, в 2,6 ÷ 5,1 раза. В процентном отношении от отпуска величина нормативных потерь по данным системам теплоснабжения находится в диапазоне 21,5% ÷ 34,7%.

Высокий процент потерь обусловлен технологической особенностью рассматриваемых систем теплоснабжения: большая протяженность сетей в сочетании с малой подключенной нагрузкой.

Таблица.     Потери тепловой энергии по угольным котельным  МУП «Энергетик»


п/п
Наименование
котельной
Потери по
тепловому балансу
Потери, учтенные
при тарифообразовании
Норматив
на 2012 г.
2009 год 2010 год 2009 год 2010 год
1. Котельная №20, п.Балезино, ул.Калинина 101.3 103.0 102.0 103.0 272.2
2. Котельная №21, д.Эркешево 72.9 74.0 73.0 74.0 380.5
3. Котельная №22, с.Юнда 61.0 65.0 61.0 66.0 240.5

Данная ситуация характерна при строительстве систем теплоснабжения, рассчитанных на перспективу с учетом роста подключенной нагрузки. Подтверждающим фактором обоснованности полученного значения нормативной величины потерь, значительно отличающегося от принимаемого при тарифообразовании, является также полученное значение косвенного показателя – индикатора плотности тепловой нагрузки, составляющего для совокупности рассматриваемых систем теплоснабжения 323,4 м2/(Гкал/ч), в том числе:

min – 131,5 м2/(Гкал/ч) – система теплоснабжения от котельной №1 п.Балезино, ул.Красноармейская, МУП «Энергетик»;

max – 3 297,5 м2/(Гкал/ч) – система теплоснабжения от котельной №19, д.Воегурт, МУП «Энергетик».

Обеспечение оптимального значения данного показателя может быть достигнуто различными способами в зависимости от сложившейся ситуации:

  • перенос источника теплоснабжения в центр подключенных потребителей
  • реконструкция тепловых сетей с учетом фактически подключенной нагрузки;
  • децентрализация системы теплоснабжения;
  • повышение уровня централизации систем теплоснабжения.

При выборе метода оптимизации системы теплоснабжения необходимо рассмотреть несколько вариантов и провести сравнительный технико-экономический анализ. Все выше перечисленные мероприятия требуют больших капитальных вложений. В данной ситуации организациям стоит обратить внимание на проведение энергетического обследования и дальнейшую разработку комплексной программы развития систем коммунальной инфраструктуры.

  • Подводя итоги, необходимо обозначить негативные последствия отсутствия на сегодняшний день налаженной системы нормирования на территории УР и низкой оснащенности приборным учетом вырабатываемой и потребляемой тепловой энергии:
  • При подведении итогов работы систем теплоснабжения используются оценочные значения, что приводит к несоответствиям в тепловых балансах, которые впоследствии включаются теплоснабжающей организацией в полезный отпуск потребителей. Таким образом, все издержки теплоснабжающей организации ложатся на потребителя.
  • Благополучная картина, отражаемая в отчетности  в части потерь тепловой энергии, не стимулирует исполнительные органы власти УР и органы местного самоуправления к принятию  эффективных мер по реконструкции систем теплоснабжения.

В связи с тем, что фактические потери в системах теплоснабжения эксплуатируемых более 10 лет, как правило, превышают нормативное значение, энергоснабжающая организация для предоставления потребителю услуг теплоснабжения надлежащего качества вынуждена повышать количество тепловой энергии, отпускаемой с источника, что приводит к увеличению расхода топлива и дополнительным издержкам.

Первым шагом в комплексном развитии и реконструкции систем теплоснабжения на территории Республики является налаженная система нормирования, обязательная для всех теплоснабжающих организаций, а также принятие при тарифообразовании полученных результатов нормирования регулирующим органом без сокращения других расходных статей. Процесс разработки нормативов очень трудоемкий и требует квалифицированных знаний и слаженного взаимодействия всех структурных подразделений организации. В связи с этим, энергоснабжающие предприятия имеют право привлекать специализированные организации для разработки норм расхода ресурсов, их обоснованного включения в себестоимость продукции и, тем самым, правильного формирования отпускной цены.