Основа «длинных» инвестиций

газета "Известия Удмуртской Республики", 25.08.2017

Инвестиционная привлекательность региона зависит от множества факторов, в числе которых надежность энергосистемы, доступность энергоресурсов и уровень энергоэффективности. Неслучайно на современном этапе вопросы энергосбережения являются ключевыми во всех отраслях экономики, и решаться они должны комплексно и системно. Для этого в регионе действует Госпрограмма «Энергоэффективность и развитие энергетики в УР» до 2020 года, в которой прописаны конкретные мероприятия с указанием объектов, объемов финансирования, исполнителей и участников. О результатах их реализации нам рассказала Алла Попова заместитель директора по разработке и мониторингу программ энергоэффективности АНО «Агентство по энергосбережению УР». 

- Алла Геннадьевна, одна из задач государственной энергетической политики - снижение энергоемкости до 40 процентов к 2020 году. Какова на сегодняшний день энергоемкость региональной экономики?    

- По итогам 2016 года относительно 2007-го энергоемкость сократилась на 13,7 процента. Максимальное снижение наблюдается на промышленных предприятиях (39,9%) и предприятиях АПК (43,2%). В нефтяном комплексе, напротив, отмечается рост энергоемкости на 32% процента. Также на отрицательную динамику «работает» коммунальная энергетика, где полноценная модернизация и техническое перевооружение зачастую подменяются элементарным «латанием дыр». Конечно, в последнее время ситуация меняется, особенно с началом ввода энергосервисных контрактов, но ввиду несовершенства законодательства в области тарифного регулирования и не всегда корректно составленных топливно-энергетических балансов энергоснабжающих предприятий, говорить о кардинальных переменах не приходится. Более того, при имеющемся дефиците регионального бюджета организациям коммунального комплекса не стоит рассчитывать на «бесплатные» деньги в виде субсидий на реализацию мероприятий по модернизации своих объектов.  

- Как обстоят дела по вопросам энергосбережения в бюджетной сфере?

- Бюджетная сфера имеет высокий потенциал энергосбережения. По итогам 2015 года удельное энергопотребление там снизилось на 20,3 процента относительно 2007 года. Относительный экономический эффект оценивается в 257,6 млн.рублей. Столь значительное снижение удельного расхода энергоресурсов достигнуто в большей степени за счет массовой реализации мероприятий по установке приборов учета потребляемых энергоресурсов. Для дальнейшего снижения энергопотребления на объектах бюджетной сферы необходима активизация со стороны руководителей этих организаций работы по проведению энергоэффективных мероприятий, в том числе с применением механизма энергосервиса.

- В какой степени потенциал энергосбережения используется в жилищном фонде?

- На сегодня основными факторами, сдерживающими развитие энергоэффективных проектов в этой сфере, является, в частности, несогласованность действий в принятии решений по реконструкции общедомового имущества МКД  и определении финансовых механизмов повышения энергоэффективности. Во многих домах по-прежнему отсутствуют приборы учета энергоресурсов, недостаточно достоверной информации о жилищном фонде. А ведь для нормального решения социально значимых задач важно увязать интересы множества участников отношений в сфере энергосервиса - собственников, управляющих компаний, банков, энергосервисных компаний. В связи с этим, первостепенной задачей в жилищном фонде сейчас является совершенствование законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, повышение качества менеджмента управляющих компаний и ТСЖ.

- Алла Геннадьевна, что нужно сделать, чтобы процессы энергосбережения шли активнее?

- Для выхода региональной экономики на запланированные цифры снижения энергоемкости ВРП необходимы стимулы к модернизации производственных мощностей и формированию бережливой модели энергопотребления, что может быть обеспечено только при комплексном подходе. Нужно понимать, что в настоящее время в энергосбережении практически закончился период реализации быстроокупаемых проектов (сроком до 5 лет) и все дальнейшие шаги должны быть сделаны в сторону долгосрочного инвестирования. Это требует как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.

Задачей на ближайшие годы является сокращение объемов энергопотребления минимум на 10%, а это – 4 млрд.руб. в год экономии, что сопоставимо с ежегодными прямыми инвестициями в экономику региона.

 - На ваш взгляд, в какой мере организация вопросов энергосбережения влияет на инвестиционную привлекательность региона?

- В большинстве случаев это имеет ключевое, а в некоторых - принципиальное значение, неслучайно инвесторы все больше обращают внимание на проекты с разработанными перспективными схемами энергоснабжения и созданными условиями государственной поддержки. Наиболее перспективной в этой связи мне видится реализация комплексных энергоэффективных проектов с использованием различных комбинаций источников финансирования (энергосервис, бюджет, концессия, собственные средства предприятий, кредитные ресурсы и прочее), развитие государственно-частного партнерства, субсидирование, компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям в случае реализации ими проектов модернизации за счет привлеченных внебюджетных средств. Помимо этого существует необходимость разработки и реализация программы снижения электроемкости нефтедобывающей отрасли региона, программ энергоэффективности на крупнейших предприятиях с максимальной долей потребления энергоресурсов в топливно-энергетическом балансе региона, реализация проектов комплексной застройки с элементами Smart City. Решив комплекс этих задач, можно снизить затраты республики на покупку энергоресурсов, повысить конкурентоспособность предприятий, улучшить качество жизни населения.