Как вид деятельности разработка схем теплоснабжения населенных пунктов в постперестроечное время была надолго забыта с завершением эры социалистического планирования. При этом большинство функционирующих в настоящее время объектов систем теплоснабжения было построено более 20-30 лет назад и, как правило, «с запасом» на развитие поселения. Значительный износ основных фондов энергетического хозяйства, изменение экономической ситуации в целом по стране и в отдельно взятых регионах, динамика численности населения в конкретных поселениях, изменение нормативов и совершенствование оборудования и технологий в сфере теплоснабжения привели к необходимости проведения комплексного анализа эффективности функционирования систем теплоснабжения населенных пунктов в России. И снова возникла потребность в схемах теплоснабжения.
Схема теплоснабжения является предпроектным документом, в ходе выполнения которой проводится анализ существующего положения дел на основе динамики показателей работы систем теплоснабжения за 5 лет, предшествующие периоду разработки. На основании проведенного анализа приводится обоснование хозяйственной необходимости, экономической целесообразности и экологической возможности строительства новых либо модернизации и реконструкции существующих систем теплоснабжения.
Один из основных элементов схемы теплоснабжения – ее электронная модель, создаваемая на базе геоинформационной системы, которая позволяет отображать схемы инженерных сетей на плане поселения с паспортизацией тепловых сетей, потребителей и теплоисточников, определять места дефицита тепловой мощности и пропускной способности тепловых сетей; оценивать последствия подключения новых тепловых нагрузок с определением объема требуемых технических мероприятий. В последующем электронная модель дает возможность оперативной разработки перспективных вариантов развития системы теплоснабжения, решения диспетчерских задач, оценки возможности выдачи технических условий на подключение новых потребителей с последующей наладкой теплосетей.
По опыту разработки схем теплоснабжения можно сказать, что параметры теплоносителя на входе в здания потребителя отличаются от необходимых для достижения нормативной внутренней температуры, что является следствием завышенных диаметров трубопроводов и несбалансированности гидравлических сопротивлений смежных участков.
Повышенный расход теплоносителя обуславливает повышение температуры внутреннего воздуха у потребителей, что, в свою очередь, вызывает увеличение теплопотерь от здания в атмосферу за счет увеличения разности температур.
Одновременно с этим, повышенный суммарный расход теплоносителя в совокупности с избыточным перепадом напоров на источнике ведет к излишним затратам электроэнергии и к увеличению потерь и затрат, связанных с транспортировкой тепловой энергии.
Созданная электронная модель позволяет в кратчайшие сроки провести балансировку системы методом установки регулирующих устройств и дает возможность отображения качественного состояния потребителей как по факту введенных исходных данных, так и после установки новых, определенных системой, дроссельных устройств.
Рис. 2. Пьезометрический график.
Таким образом, приведение системы к оптимальным режимам работы позволяет повысить качество теплоснабжения потребителей в сочетании со снижением затрат на топливно-энергетические ресурсы.
Но нужно помнить, что это возможно только в случае наличия достоверной исходной информации по технической характеристике и состоянию системы теплоснабжения.
Наработанный опыт АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» в разработке схем теплоснабжения подтвердил наличие общей для большинства поселений проблемы, которая существенно увеличивает время по выполнению всего комплекса работ, – отсутствие исходной информации.
Априори у каждой регулируемой организации, осуществляющей деятельность в сфере теплоснабжения, до 2012 года должно было быть проведено обязательное энергетическое обследование, результатами которого и должны пользоваться разработчики схемы. На деле, энергетические обследования на объектах не проводились, документация на оборудование, сооружения и коммуникации, топографические съемки либо утеряны, либо неактуальны. Поэтому для качественной разработки схемы теплоснабжения необходимо буквально по крупицам собирать имеющуюся информацию у собственников котельных, тепловых сетей, обслуживающих организаций (а их бывает несколько), администрации сельского поселения и администрации района. Приходится попутно заниматься обследованием объектов, включая тепловизионную съемку, анализ дымовых газов, анализ качества воды и топлива, замеры диаметров и протяженности участков тепловой трассы и т.д. В итоге более 70% времени уходит на сбор исходных данных.
Второй проблемой большинства поселений является непонимание целей и задач разрабатываемой схемы теплоснабжения: администрации муниципальных образований и поселений воспринимают проводимую работу исключительно как выполнение своей административной функции в части соблюдения законодательства, а теплоснабжающие организации относятся к этой работе скептически, подходя к ней по принципу «мы сами знаем свои проблемы и решаем их по мере финансовой возможности».
Однако, существующая ситуация диктует необходимость проведения комплексной работы, во главе которой стоит оптимизация совокупности всех систем теплоснабжения на территории поселения, направленная на повышение эффективности, надежности и безопасности функционирования всех элементов энергетической системы: от источника до потребителя, а не только локальная замена отдельного оборудования и ремонтно-восстановительные работы на тепловых сетях.
В итоге, полученная достоверная и актуализированная информация является основой в формировании представления о ретроспективе и перспективе развития систем теплоснабжения поселений, а в совокупности с профессионализмом специалистов, занимающихся разработкой схем теплоснабжения, обеспечивает получение на выходе качественного документа, являющегося основой развития теплоэнергетического хозяйства поселений.
Таким образом, для сокращения сроков разработки схем теплоснабжения необходима слаженная работа всех заинтересованных лиц: администраций муниципального образования и поселения, энергоснабжающего предприятия и организации-разработчика. При этом заказчик должен заблаговременно провести собственными силами инвентаризацию объектов теплоэнергетического комплекса, в том числе сбор данных по отапливаемым зданиям (площади, схемы подключения, вид и объем тепловой нагрузки), а теплоснабжающая организация – провести энергетическое обследование своего предприятия.
Дополнительную информацию можно получить по тел. 8 (3412) 908-984, www.energosber18.ru.
Автор - Попова А.Г.