Электрическая проводимость

Журнал "Эксперт-Урал", 22-28 августа 2011, №33

Электрические автомобили в России — уже реальность. На российском рынке начались официальные продажи первых электромобилей, а энергетики приступают к развитию инфраструктуры для нового вида частного транспорта Электрический Renault Kangoo ZE имеет ту же грузоподъемность, что и Kangoo с традиционным двигателем.

Бесшумные, экологически чистые, почти с бесплатной заправкой, электромобили ведут наступление на рынки многих стран. К концу текущего года во всем мире будет продаваться порядка десятка моделей таких машин от ведущих мировых производителей. Правда, пока общемировые продажи исчисляются всего десятками тысяч, но ведущие страны вкладывают существенные средства в развитие инфраструктуры, научно-исследовательские работы, вводят налоговые льготы и другие инструменты стимулирования продаж частного транспорта на электрической тяге. Производители заявляют, что благодаря этим усилиям продажи скоро будут исчисляться миллионами, а лет через пять-десять доля электрического транспорта в мире достигнет 10% от общего числа продаваемых автомобилей.

Пришли электромобили и в Россию — нынешним летом начались официальные продажи Mitsubishi i-MiЕV. В Японии машинка появилась еще в 2009 году, в прошлом году ее начали продавать и в Европе. Этот шустрый городской автомобильчик оснащается электромотором мощностью 49 кВт (63 л. с.), одного заряда аккумуляторной батареи достаточно для преодоления 150 км (подробнее о тест-драйве i-MiЕV см. в «Эксперте» № 11 за 2011 год, "Электрический удар"). От обычной домашней розетки с напряжением 220 В полная зарядка аккумуляторов происходит за шесть-восемь часов. А осуществить экспресс-зарядку батарей на 80% можно за полчаса на специальных заправочных станциях с трехфазной розеткой.

Сегодня i-MiЕV — самый продаваемый электромобиль в Европе: по итогам первого квартала в европейских странах реализовано около 2,3 тыс. штук. Правда, стоит он пока дороговато — порядка 40 тыс. евро, и это с учетом скидок и государственных субсидий.

В России новинка тоже обойдется недешево: после торжественной презентации i-MiЕV в инновационном центре Сколково было объявлено, что стоить он будет от 1,8 млн рублей. За те же деньги можно купить не то что полноценный семейный хэтчбек или седан, но и приличный внедорожник. Понятно, что электромобиль явно не станет массовым транспортным средством. Не питают иллюзий по этому поводу и продавцы — представители компании «Рольф», официального дистрибутора автомобилей Mitsubishi в России. Однако на презентации они заявили, что новинка найдет своего покупателя на российском рынке, пусть и не массового. «Мы считаем, что i-MiЕV будут покупать состоятельные люди, которые любят передовые технологии и стремятся попробовать все последние достижения технического прогресса, — говорит Андрей Панков, главный исполнительный директор компании “Рольф-Импорт”. — Кроме того, потенциальными покупателями этой машины будут корпоративные клиенты — представители компаний, которые стремятся создать себе имидж организации, заботящейся об окружающей среде. Вероятно также, что электромобили будут покупать различные дома и зоны отдыха, где тишина и минимум загрязнения очень важны для клиентов».

Батарея в аренду

Из-за потенциально низкого спроса другие автопроизводители пока не начинают официальные продажи электромобилей на российском рынке. Однако многие из них этим летом провели в Москве презентации своих последних моделей и заявили, что в перспективе продажи вполне могут стартовать. Так, Renault устроила в столичном парке Сокольники тест-драйв моделей Fluence ZE и Kangoo ZE (ZE означает Zero Emission — «нулевые вредные выбросы»).

От i-MiЕV французские электрокары существенно отличаются. Mitsubishi — это субкомпактный городской автомобильчик, в нем можно комфортно передвигаться разве что вдвоем-втроем, но перевозить семью с поклажей проблематично. Renault Fluence ZE уже полноценный просторный седан, где уместится среднестатистическая семья с дополнительным грузом. А Renault Kangoo ZE вообще относится к классу легких коммерческих автомобилей. Его грузоподъемность составляет столько же, сколько сможет перевозить обычный Kangoo с двигателем внутреннего сгорания. «Наши электромобили по своим потребительским качествам не отличаются от обычных машин. Они такие же комфортабельные и вместительные, — сказал “Эксперту” Николя Реми, заместитель директора программы развития модели Fluence ZE. — С выводом новых электромобилей мы стремимся занять позиции в разных ключевых сегментах автомобильного рынка. Кроме того, скоро мы начинаем продажи четырехколесного компактного электрического скутера Twizzy — это хорошее решение для передвижения в тесном городе».

Продажи новых электромобилей Renault уже начались во Франции и ряде других стран. Французский производитель выбрал оригинальную форму реализации своих новых технологичных машин. Так, Fluence ZE стоит во Франции 26 тыс. евро, из этой суммы вычитается государственная премия 5 тыс. евро, которая выдается властями за приобретение такого автомобиля. В итоге электромобиль стоит примерно столько же, сколько обычный автомобиль c двигателем внутреннего сгорания такого же класса. Правда, есть одно «но»: Renault продает электромобиль клиенту без батарей (на сегодня это самая дорогостоящая часть в электрической машине). А батареи покупатель берет в аренду. Ежемесячно он платит за пользование ими 79 евро. «Это примерно столько же, сколько тратит среднестатистический француз в месяц на приобретение обычного топлива при среднем пробеге 12–15 тысяч километров в год, — объясняет Николя Реми. — С учетом того, что одна зарядка электромобиля стоит не более пяти евро, получается, что сам электромобиль и его эксплуатация обойдутся примерно в такую же сумму, что и использование обычной машины». Уже популярный в мире электромобиль Nissan Leaf в России пока только показали.

Еще один оригинальный подход Renault — обеспечение зарядки электромобиля. Заряженные батареи новых электромобилей Renault могут обеспечить пробег 180 км. Помимо того что батареи в машине можно зарядить от электросети, их можно еще и заменить совсем, как батарейки в любом бытовом устройстве. Для этого Renault развивает сеть специальных станций как во Франции, так и в других странах, где автовладелец может поменять батареи на специальном подъемнике за пару минут.

Данные о новой сети таких станций Renault планирует интегрировать с системой навигации и управления самой машины. На презентации в Москве было показано, как владелец электромашины может проложить маршрут из одного города в другой. Навигация сама просчитает километраж, сообщит, хватит ли заряда батарей на преодоление нужного расстояния. Если зарядки не хватает, то система сообщит о местоположении станции замены батарей по дороге и предложит в предполагаемое время прибытия туда зарезервировать место.

Представители Renault на презентации сообщили, что в ближайшие пять лет альянс Renault-Nissan планирует продать 1,5 млн электромобилей, а с 2015 года выйти на объемы продаж 500 тыс. штук в год.

Что касается продажи электромобилей Renault в России, то компания пока занимает выжидательную позицию. «Российский рынок имеет большие перспективы, но продажи электромобилей здесь можно начинать после решения ряда принципиальных вопросов, — говорит Николя Реми. — Главный из них — развитие инфраструктуры для зарядки и обслуживания, а также программы государственной поддержки такого рода транспорта. Что же касается сложных климатических условий, то мы технологически можем решить вопрос приспособления электромобилей к российским зимам. В частности, в Тольятти мы уже проводили подобного рода испытания наших электрических машин».

Чуть позже Renault презентацию электромобиля в Москве провел партнер французской компании по альянсу — компания Nissan. В Лужниках она представила российской публике свою известную модель Leaf. Эта вполне вместительная машина с конца прошлого года уже продается в США, Японии и некоторых странах Европы. В США, например, с учетом правительственных субсидий она обходится покупателям в 36 тыс. долларов. К настоящему времени продано порядка 10 тыс. машин, но уже в следующем году японская марка рассчитывает увеличить выпуск до 200 тыс. в год. По словам представителей Nissan в России, компания рассматривает возможность продажи этой машины и на российском рынке, однако пока своей презентацией она прежде всего хочет привлечь внимание к новинке российских представителей власти, а также потенциальных корпоративных и частных покупателей.

Больше водорода

Помимо Mitsubishi, Renault и Nissan активно пропагандирует в России свои электромобили будущего и Mercedes-Benz. Нынешним летом компания показала в Сколкове свои передовые электромобили F-Cell. Это еще одно направление, в котором сейчас развиваются технологии будущего, — водородные автомобили.

По своей сути водородный автомобиль — тот же электромобиль. Но электричество он получает не в результате зарядки аккумулятора от сети, а от установки, работающей на водороде. Установка похожа на большую бытовую батарейку: в машине в баллонах хранится в сжатом состоянии водород, который поступает в топливные элементы. При взаимодействии с воздухом водород преобразуется в электрический ток, а также в водяной пар, который вытекает из машины в виде обычной воды.

Ключевое отличие водородных машин от обычных электромобилей — существенно более высокая автономность. В частности, показанные в России Mercedes-Benz F-Cell от одной зарядки могут проехать 400 км, то есть примерно в два с половиной раза больше, чем электромобили, заряжающиеся от сети.

Чтобы продемонстрировать, что водородные автомобили уже готовы для массового использования, Mercedes-Benz устроил кругосветный пробег F-Cell, которые из Германии через Азию, Австралию и Америку за 125 дней проехали 30 тыс. км. Часть маршрута пролегала через Россию, по пути машины остановились в Москве, и в Сколкове была устроена их презентация.

Первый в России электромобиль Mitsubishi i-MiEV стоит 1,8 млн рублей.

Участников мероприятия очень волновал вопрос безопасности. Ведь водород может взорваться просто от контакта с воздухом, и ездить в машине, зная, что под тобой заложены баллоны с потенциалом большого взрыва, не очень приятное ощущение. Но представители производителя заверили, что новая технология абсолютно безопасна. «Мы со всей ответственностью можем заявить, что баллоны имеют прочную конструкцию, они расположены в машине таким образом, что утечка исключена даже во время серьезной аварии», — заверил Йорг Приль, руководитель отдела разработок Mercedes-Benz. Водородный автомобиль потребляет 1 кг водорода на 100 км. По словам Александра Звонова, генерального директора российского представительства крупного международного производителя водорода Linde, сегодня розничная цена водорода составляет от 6 до 15 евро. То есть получается, что сейчас топливо для водородной машины стоит примерно столько же, сколько традиционные бензин или дизель, или даже дороже. Но с развитием водородных заправок цена существенно снизится. «Это как с сотовой связью: если ею пользуется всего несколько человек, то цена этой технологии получается очень высокой, — говорит Александр Звонов. — Однако чем больше будет водородных заправок, тем дешевле будет стоить топливо, и в конечном счете водород может оказаться в разы дешевле традиционного автомобильного топлива».

Отсутствие заправочных станций — самое большое препятствие для распространения водородных автомобилей. Например, в Германии всего 30 водородных заправок, и только семь из них открыты для населения. В США на всю страну тоже несколько водородных станций. Своим кругосветным автопробегом Mercedes-Benz старается призвать руководство всех стран развивать инфраструктуру для водородных автомобилей. Впрочем, несмотря на нехватку заправок, в будущем году компания планирует реализовать первые 200 водородных автомобилей в США, Германии и Норвегии. Из-за отсутствия массового производства цена на них еще достаточно высока. Точную цифру производитель не называет, но отмечает, что на первых порах водородные автомобили будут предлагаться в аренду за 900 евро в месяц.

На зарядку по порядку

Несколько примечательных заявлений о перспективах электромобилей в России было сделано этим летом и на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Та же компания Mercedes-Benz привезла в Питер свой новый электромобиль А-класса Е-Сell, который она планирует продвигать в мире наряду с водородными машинами. «У нас в компании была большая дискуссия, и в конце концов мы пришли к выводу, что в мире вполне могут сосуществовать две технологии — водородные электромобили и электромобили, заряжающиеся от сети, — отметил на специальной пресс-конференции Юрген Зауер, генеральный директор “Мерседес-Бенц Рус”. — Например, машины на батареях удобно использовать для недальних поездок по городу, а водородные подойдут тем, кто часто ездит из одного города в другой и кому важно иметь большую автономность и запас хода».

Представленный в Санкт-Петербурге Mercedes-Benz E-Cell имеет несколько больший, чем у конкурентов, запас хода (до 200 км от одной зарядки). Оригинальным решением в этой машине является расположение батарей: они находятся не в багажном отделении, как у большинства конкурентов, а внизу, в так называемом многослойном полу. Благодаря этому у машины понижен центр тяжести и она лучше управляется. До конца года Mercedes-Benz планирует выпустить 500 E-Cell и продавать их в различных европейских странах. На российском же рынке электромобиль начнет продаваться в течение ближайших двух лет. Пока его появление тормозит как минимум отсутствие инфраструктуры заправок.

О развитии инфраструктуры в России на Санкт-Петербургском форуме говорилось немало. Так, представители Siemens заявили о готовности поставлять нам специальные заправочные колонки для электромобилей, которые можно устанавливать в различных общественных местах. «Россия серьезно отстает от других стран в плане развития инфраструктуры для зарядки электромобилей. Например, в Лондоне уже сейчас есть порядка 150 общественных точек, где можно заряжать электрокары, — отметил на пресс-конференции Дитрих Мёллер, президент Siemens в России. — К сожалению, в отличие от той же Великобритании и других стран в России пока нет государственных программ, поддерживающих экологически чистый электрический транспорт. Но уже сейчас мы готовы поставлять наши станции для зарядки, которые могут без проблем работать как в сильный холод, так и в жару».

Интересное заявление сделали и представители Московской объединенной электросетевой компании (МОЭСК), которая планирует до конца года создать в Москве около тридцати зарядных станций. По их словам, зарядки для электромобилей бывают нескольких типов, они имеют разную себестоимость и, соответственно, заряжают электромобили с разной скоростью. Самые доступные, так называемые зарядки первого уровня (напряжение 220 В), стоят всего около 300 евро. Аккумуляторы электромобиля они могут зарядить за 10–12 часов. Себестоимость стоек второго уровня (380 В) составляет уже 4–5 тыс. евро, батареи они зарядят за 4–5 часов. Наконец, самый дорогой и мощный тип зарядных станций (500 В), до 50 тыс. евро, уже может заряжать электромобиль за 20–30 минут. Вызывает сомнения окупаемость таких станций, ведь зарядка одного автомобиля электричеством по российским расценкам будет стоить всего порядка 15 рублей.

Тем не менее МОЭСК планирует установить в Москве 15 станций первого уровня, 10 — второго и 3 — третьего. При этом представители компании подчеркивают далеко не всем известный факт, что появление электромобилей не только не создаст дополнительных нагрузок на электросети, а, наоборот, положительным образом скажется на их функционировании. Действительно, казалось бы, чем больше новых потребителей электроэнергии, тем больше нужно выделять дополнительных мощностей. Однако это не совсем так. Дело в том, что владельцы электромобилей будут преимущественно заряжать свои машины ночью. А как раз ночью наблюдается провал в потреблении электроэнергии, и сейчас это головная боль электросетевых компаний. «На утро, день и вечер приходятся пиковые нагрузки в крупных городах. А ночью потребление проваливается, и это доставляет энергетикам много проблем: остановить генерирующие мощности на ночь мы не можем, и глубокой ночью электричество пропадает, мы его часто просто сжигаем на никому не нужное уличное освещение, — объясняет Денис Цыпулев, руководитель проекта по электротранспорту МОЭСК. — Подзарядка же электромобилей ночью может выправить эту ситуацию, в чем электросетевые компании очень заинтересованы».

Подтвердил это и министр торговли Испании Мигель Себастьян. «Мы подсчитали, что, не вводя дополнительных энергетических мощностей, можем обеспечить зарядку дополнительно семи миллионов электромобилей», — заявил он на специальном круглом столе, посвященном развитию транспорта будущего.

Интересные возможности открывает использование электромобилей в качестве составляющей так называемых умных сетей, когда передача и использование электроэнергии максимально эффективно управляется с помощью информационных систем. По словам представителей МОЭСК, электромобиль, подсоединяясь к домашней электросети, может быть частью «умного» энергопотребления. Когда тысячи и даже миллионы электромобилей будут подсоединяться к электросетям, это, в частности, может предохранять сети от перегрузок. Например, владелец электромобиля приехал домой и поставил машину на зарядку. Но вечером, в момент пикового потребления электричества, электроэнергии в сети может не хватить одновременно на работу телевизора, электроплиты, стиральной машины и т. д. И «умная» сеть способна взять дополнительное электричество из аккумуляторов электромобиля, чтобы его владелец, скажем, еще и вскипятил чайник. Таким образом, в перспективе электромобиль может стать не только транспортным средством, но и своеобразной домашней электростанцией.