Газовая мобильность

Журнал "Эксперт-Урал", 20 июня 2011, №24

Газовая мобильность

Немецкий энергетический гигант E.On Ruhrgas делает ставку на развитие в Германии газового автомобильного транспорта. Совместно с российским «Газпромом» немцы готовы сделать газ самым привлекательным автомобильным топливом Сжатый природный газ — это не только технология, которая доступна уже сегодня. Сжатый природный газ — это дешевое решение для достижения экологических целей. Самые разные страны уже начали расширять сеть газовых заправочных станций. В Германии количество автомобилей, работающих на газе, тоже увеличивается» — член совета директоров энергетического концерна E.On Ruhrgas Ханс-Петер Флорен светился радостью, когда представлял в Берлине результаты автопробега грузовых автомобилей на газовом топливе. Пару недель назад 24 автомобиля из пяти стран (Германии, России, Чехии, Белоруссии и Финляндии) проделали путь в тысячу километров от чешской столицы до немецкого балтийского побережья, чтобы продемонстрировать возможность грузового снабжения в Центральной Европе с использованием автомобилей на газе. «Идея автопробега как доказательства возможностей дальних переездов на газе не нова. В 2008–2010 годах в России прошло три автопробега протяженностью от восьмисот до трех тысяч километров с использованием таких автомобилей. Однако это первый пробег на дистанцию тысяча километров, проходящий на немецкой территории», — добавил г-н Флорен.

Дешевый газ

Радость члена правления E.On Ruhrgas легко понять. Традиционно немецкий автомобильный транспорт признавал лишь два вида топлива — дизель и бензин. В последние годы, с ростом внимания к экологической тематике, общественное мнение повернулось к новому перспективному типу автомобилей — электромобилям. Однако именно газ, по мнению многих экспертов в автотранспортной области, может стать тем временным решением, которое поможет проложить мост от двигателей внутреннего сгорания к экологически нейтральным электромобилям, — и именно в этом сегменте развития автотранспорта газовые концерны видят сегодня одно из направлений своей работы с клиентами. При этом все чаще в качестве наиболее перспективного газового топлива рассматривается не традиционный жидкий пропан, а сжатый природный газ, имеющий большую энергетическую ценность и дающий меньший объем выбросов углекислого газа. К тому же именно сжатый природный газ является сегодня в Германии наиболее привилегированным видом углеводородного топлива с точки зрения налогообложения. В то время как один киловатт-час энергии, полученный с помощью бензина или дизеля, облагается налогом 4,7 и 7,3 евроцента соответственно, аналогичное количество энергии, добытое из сжатого природного газа, обходится лишь в 1,5 цента налогов. По подсчетам консультативного совета Erdgas Mobil, основанного при участии немецких федеральных властей и энергетических компаний, сжатый природный газ — наиболее эффективное углеводородное топливо с точки зрения отдачи: по сравнению с бензином одно и то же пройденное расстояние обходится в три раза дешевле. И даже у пропана сжатый природный газ выигрывает — выгода составляет 50%. «Если проследить за последними дискуссиями, можно подумать, что скоро в Германии будут ездить только электромобили. Но это не так, в ближайшие годы в автопарке будет много типов моторов. Двигатели внутреннего сгорания продолжат совершенствоваться, появятся различные формы биотоплива, роль природного газа и очищенного биогаза усилится. Сжатый природный газ в качестве автомобильного топлива — это реальная возможность сокращения выбросов углекислого газа в краткосрочной перспективе. Кроме того, в него можно подмешивать биометан, что еще больше сокращает баланс выбросов углекислого газа в производственной цепочке», — сказал «Эксперту» руководитель департамента климата и природы федерального министерства транспорта Германии Дирк Ингер.

На пороге моды

Тем не менее долгое время автомобили на газовом топливе составляли в Германии и в целом в Европе лишь малую долю автотранспорта. Даже сейчас по дорогам Германии ездит всего лишь 91 тыс. автомобилей на газовом топливе — при том что общий автопарк страны превышает 50 млн единиц. «Электромобили очень модны, хотя и неэффективны, а газовые двигатели эффективны, но пока что совершенно не модны», — говорит «Эксперту» один из участников консультативного совета Erdgas Mobil. Но скоро все может измениться. По прогнозам ведущего немецкого института исследования автомобильного рынка CAR при университете Дуйсбурга, к 2025 году количество газовых автомобилей в Европе вырастет с 1 млн до 16 млн, доля автомобилей на газе составит свыше 5% от общего автопарка. Уже сегодня новые легковые автомобили с газовыми двигателями зачастую превосходят по мощности бензиновые. Так, средний газовый легковой автомобиль, поставленный на учет в прошлом году, имел мотор мощностью 125 лошадиных сил, в то время как мощность типичного бензинового мотора составляла 121 лошадиную силу. Серийные версии автомобилей с моторами, работающими на газе, уже предлагают практически все ведущие европейские производители. Даже люксовые модели немецких компаний, например Mercedes E-класса, поставляются на рынок в том числе в серийном газовом исполнении. В нынешнем году к премиальным маркам, выпускающим газовые варианты своих автомобилей, присоединяется и баварская Audi. Более массовые Opel, Ford и Volkswagen уже предлагают газовые варианты массовых автомобилей. Однако самое главное для объемов сбыта газа другое. Все больше городских хозяйств переводят свой автопарк — грузовые автомобили и автобусы, на газовые двигатели. Такие автомобили, потребляющие большое количество топлива, но при этом не покидающие радиуса в несколько десятков километров от заправочной станции, — идеальные клиенты для газовых АЗС. Именно на них, а также на парк грузовых автомобилей, передвигающийся по наиболее загруженным автобанам, делают ставку газовые концерны, решая расширить сеть своих заправок. «Использование природного газа в качестве моторного топлива — очень важная тема в свете увеличения объ¬ема перевозок в Европе. К 2050 году объем грузоперевозок на газовом топливе удвоится. Если сегодня грузовики, работающие на газе, дают 450 миллиардов тонно-километров грузоперевозок, то в 2050 году этот показатель достигнет 900 миллиардов тонно-километров», — за¬явил Фридхельм Ваннагат, руководитель технической кооперации со странами Восточной Европы в E.On Ruhrgas. «В ближайшие годы нас ждет существенное увеличение объема грузоперевозок. В Германии он вырастет на две трети. При этом ужесточаются экологические требования к автотранспорту. Нам нужно научиться наращивать объемы перевозок при соблюдении их экологичности. Газ отвечает этим требованиям», — соглашается с ним Дирк Ингер из министерства транспорта. Электромобили очень модны, хотя и неэффективны, а газовые двигатели эффективны, но пока что совершенно не модны

«Газпром» получит прибыль

Российские газовики рост интереса немецких автомобилистов к газу одобряют. «Я надеюсь, что использованию газа в автотранспорте в Европе будет уделяться большое внимание. Многолетнее сотрудничество “Газпрома” и E.On Ruhrgas позволяет реализовывать эти проекты и в России, и в Германии», — сказал «Эксперту» Валерий Матюшечкин, заместитель начальника департамента «Газпрома» по транспортировке, подземному хранению и использованию газа, комментируя желание немецкого концерна увеличить долю потребления сжатого природного газа в качестве автомобильного топлива. Впрочем, по мнению г-на Матюшечкина, пока что объемы сбыта газа, идущего на нужды автомобилистов, для «Газпрома» не существенны: «В России до распада СССР было около 200 тысяч автомобилей на газе, они потребляли 525 миллионов кубометров. Сегодня в России 85 тысяч автомобилей, потребляющих 350 миллионов кубометров газа. При этом у нас, в отличие от Германии, на газе в основном ездит грузовой транспорт». Тем не менее «Газпром» уже оперирует двумя газовыми АЗС в Берлине. Собственно, именно недостаточно плотная сеть заправочных станций долгое время была главным препятствием к развитию газового автотранспорта в Европе. Лишь Германия, имеющая около 900 газовых заправок, может похвастаться более или менее развитой сетью. В других европейских странах, где количество заправок колеблется от 100 до 200, пока нет сети, позволяющей говорить о плотном покрытии даже основных автомобильных магистралей. Именно поэтому немецкие энергетические концерны делают ставку на расширение сети заправок. «К настоящему времени E.On построил в Германии сеть из 150 газовых заправок, еще 200–250 заправок возведено с участием капитала E.On совместно с другими компаниями. Мы намерены серьезно расширять эту сеть и строить сразу много заправок. Сейчас мы планируем инвестировать около 10 миллионов евро в строительство 40 новых заправок», — сказал «Эксперту» Олаф Румберг, исполнительный директор компании E.On Gas Mobil. С этим, однако, не согласен Ханс Айхель, бывший министр финансов и участник консультативного совета по вопросам газификации автотранспорта Erdgas Mobil. По его мнению, простым увеличением количества заправочных станций многого не добиться: «Да, сегодня готовится строительство двух сотен новых заправок. Однако проблема не в их количестве, а в качестве. Далеко не всегда они расположены в удобных местах. Часто заправки исключительно газовые, то есть не предлагают других видов топлива. Наконец, автомобилист не всегда может правильно “прочитать” цену». И действительно, люди, ездящие на бензине и дизеле, хорошо ориентируются в ценах на эти виды топлива, а вот понять, какое расстояние можно проехать на литре газа, они не могут. Поэтому экономия, которую дает газовый двигатель, для них не очевидна.