Мусор – на дорогу

«Expert Online» /13 окт 2011, 10:29

Правительство Башкортостана и японская корпорация Mitsubishi Heavy Industries Environmental & Engineering заключили соглашение о намерениях по строительству на территории республики первого мусоросжигательного завода. Несмотря на откровенно неоднозначное мнение российской общественности по поводу подобных заводов, в Башкирии уверены, что проект стоимостью свыше 3 млрд рублей пойдет только на пользу республике.

Протокол намерений о строительстве в Башкирии мусоросжигательного завода японской компанией Mitsubishi Heavy Industries был подписан в ходе телемоста Башкортостан–Япония. Подписи под этим документом поставили вице-премьер правительства Башкортостана Илшат Тажитдинов и старший вице-президент – генеральный управляющий Mitsubishi Heavy Industries Environmental & Engineering Co. Ltd Хироси Ариёси. Согласно этому документу, японская компания готова построить в окрестностях Уфы за 32 месяца мусоросжигательный завод (МСЗ) «под ключ». «Проработаны несколько вариантов месторасположения завода. Среди них наиболее оптимален вариант его строительства в поселке Сергеевка Уфимского района», – уточнил место расположения МСЗ министр природопользования и экологии республики Азат Кутлиахметов. Завод будет стоить ориентировочно 3,2 млрд рублей, и по заявлению сторон сейчас прорабатывается механизм финансирования этого проекта.

В том, что деньги на башкирский МСЗ найдутся, сомнений нет. У японцев уже вошло в практику давать кредиты на строительство на территории России их компаниями крупных производственных объектов, начиненных японским оборудованием. Вопрос в том, что сама идея утилизировать мусор сжиганием до сих пор вызывает неоднозначную реакцию российской общественности.

Сегодня большинство мусора в российских городах по-прежнему, как и в советские времена, хоронится на специальных полигонах. Однако его объем с того времени вырос кратно, поскольку наше потребительское общество резко перешло от многократно используемой упаковки (даже среднее поколение еще помнит, как, покупая молоко, сдавали в магазин пустые молочные бутылки) к одноразовой. Поскольку процесс этот вспять не повернуть, власти большинства городов-миллионников объявили о том, что справиться с валом этого мусора можно, только сжигая его.

На первый взгляд, идея эта глубоко прогрессивна и соответствует мировой тенденции. На начало века, например, на мусоросжигательных заводах утилизировалась половина европейского мусора (в Бельгии – 55%, в Германии – 43%, в Нидерландах – 45%), в Японии – 74%. Поэтому правительство Москвы, например, при Юрии Лужкове к четырем имеющимся МСЗ собиралось построить еще как минимум шесть – это позволило бы избавляться от половины из 5,5 млн тонн отходов, которые ежегодно образуются в столице. По аналогичному пути собирались идти власти Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары и других крупных городов. Однако сначала этим планам помешало ухудшение экономической остановки в 2008 году, а затем – протесты общественности. «В Москве, где предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере превышены по многим позициям, даже ставить вопрос о строительстве мусоросжигательных заводов нельзя – хотя бы в целях соблюдения санитарного законодательства. В городе из-за безумного количества автотранспорта, а также работы существующих предприятий и так слишком большая нагрузка на воздух, почву и воду. А то, что эти заводы устранят свалки, – большое заблуждение. Ведь у нас собираются сжигать неподготовленный, неотсортированный мусор, где есть ртуть, кадмий, бром, хлор, фтор и еще бог знает что, где электроника горит вместе с бумагой и пищевыми отходами. В процессе горения все эти яды высвобождаются. Да, они ловятся фильтрами, но эти фильтры получаются высокотоксичными, их все равно придется где-то захоранивать», – заявлял, например, координатор токсической программы «Гринпис» в России Алексей Киселев. «Если мы построим недорогой МСЗ, то многократно вырастет смертность от рака. Ведь при сжигании пластика выделяются канцерогены. А если это будет дорогое безопасное предприятие с линией по сортировке отходов, то это ударит по нашему карману – возрастет плата за вывоз мусора», – вторил ему руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов из Нижнего Новгорода. «В процессе сжигания мусора выделяются диоксины, которые являются одними из самых опасных токсинов и сильнейшим канцерогеном. При сжигании одного килограмма мусора концентрация диоксинов превышает норму в тысячу раз. Это способствует массовому развитию онкологии у горожан», – жестко выступал против строительства Санкт-Петербужского МСЗ профессор Евгений Семин.

В итоге большинство региональных властей сейчас отдали предпочтение мусоросортировочным заводам. Подмосковье фактически тоже отказало Москве в идее строить на ее территории МСЗ. «Мы все эти годы не строили мусоросжигающие заводы, потому что в экологическом отношении они просто неприемлемы. Мы решили строить сортировочные заводы, уже даже нашли инвесторов. Кроме того, хотим мы этого или нет, мы не можем отказаться от создания новых полигонов твердых бытовых отходов», – обозначил в начале октября приоритеты в интервью «Комсомольской правде» губернатор региона Борис Громов. Новый же столичный градоначальник Сергей Собянин не далее как вчера сам отправил на доработку программу охраны окружающей среды столицы на 2012-2016 годы, против которой выступили практически все крупнейшие экологические организации, в том числе Всемирный фонд дикой природы и Greenpeace.

На этом фоне стремление башкирских властей построить у себя с помощью японцев мусоросжигательный завод можно объяснить двумя факторами. Первое – технологией сжигания. Представители Mitsubishi заявляют о том, что их технология, основанная на газификации и плавлении, позволяет превращать отходы в пиролизный газ и золу. Первый продукт может применяться для выработки электроэнергии, второй – для строительства дорожных оснований и покрытий. Экологичность же этой технологии такова, что в Стране восходящего солнца на сегодняшний день уже действуют 180 подобных заводов, один из которых – в Кусиро (он перерабатывает 240 тонн отходов в день) – расположен на расстоянии семи километров от национального парка Кусиро Сицугэн, входящего в список Рамсарской конвеции о водно-болотных угодьях. Вторая причина – экономическая. Новые власти Башкортостана во главе с Рустэмом Хамитовым всячески стараются привлечь в республику инвестиции и 3 с лишним миллиарда рублей японских денег лишними явно не будут.

Остается решить вопрос с менталитетом жителей республики, который, по сути, мало чем отличается от менталитета остальной части россиян. Как бы хороша ни была технология сжигания мусора от Mitsubishi, она требует раздельного сбора мусора уже на первоначальном этапе. Проще говоря, каждый японец уже у себя дома расфасовывает по отдельным прозрачным (чтоб мусорщики сразу могли визуально проконтролировать содержимое) полиэтиленовым пакетам пищевые отходы, бумагу, стекло, пластик и т.д. И уже в таком виде выставляет их в специально отведенные места к приезду сборщика мусора. Нарушитель этого порядка быстро вычисляется и штрафуется.

В советской России пытались сделать что-то подобное. В нашем дворе, например, в 70-е годы прошлого века на 300 квартир стоял один-единственный контейнер для бытового мусора, а пищевые отходы выносили в ведре к мусоровозу, который приезжал дважды в сутки – в 7 и в 15 часов. И если я по какой-то причине к нему не успевал, то дома меня ждал нагоняй, поскольку родители категорически запрещали вываливать объедки в дворовый контейнер для бытового мусора (да если бы и захотел, то все равно бы это не позволили сделать бдительные соседки-старушки). В постсоветской же России еще ни в одном городе, несмотря на все потуги властей, не удалось наладить четко работающую систему раздельного сбора мусора. Если это получится сделать в Уфе, то она станет достойным примером для подражания.