Журнал "Эксперт", 7-13 марта 2016 №10 (978)
С апреля акцизы в России на автомобильный бензин вырастут на 2,6 рубля, а на дизельное топливо — на 1 рубль.
то уже второе повышение с начала года: в январе акцизы на топливо увеличились в среднем на 27%. Новая надбавка за тонну бензина пятого класса составит 10,13 тыс. рублей, на остальные бензины — 13,1 тыс. рублей, а на дизтопливо — около 5,3 тыс. рублей. В результате розничные цены на горючее, по оценке Минфина, вырастут на 7%. Но, например, нефтяники прогнозируют почти десятипроцентный рост. Так что если в начале марта литр АИ-95 можно было приобрести в среднем за 36,8 рубля, то в апреле он будет стоить уже почти сорок. Государство планирует выручить от повышения акцизов до 90 млрд рублей. Однако потери могут оказаться гораздо серьезнее.
На рынке и так отмечается снижение потребления бензина, а его подорожание лишь усилит эту тенденцию. Правда, замглавы ФАС Анатолий Голомолзин считает, что потрясений ждать не приходится и необоснованного роста цен не будет. Но все опрошенные нами эксперты уверены в обратном. Есть множество примеров, когда ФАС не удавалось эффективно регулировать рынок нефтепродуктов. Например, авиатопливо в России сейчас уже стоит дороже, чем в Европе. По данным РСПП, в январе тонна авиакеросина у нас на бирже стоила в среднем 30 тыс. рублей, в то время как в Европе — 28 тыс.
«Решение властей, мягко говоря, спорное и непроработанное, — говорит аналитик нефтяного рынка Нарек Авакян. — Даже если бюджет получит дополнительные 90 миллиардов рублей, негативный эффект окажется в несколько раз больше». Фискальное ужесточение приведет к повышению цен практически на все товары, сократит покупательскую способность до минимума, снизит деловую активность в промышленности и автотранспортном бизнесе, который и так обременен налогами. Автоперевозчикам придется либо повышать тарифы, либо уходить с рынка, поскольку рентабельность может упасть почти в три раза, до 3%. Заметно пострадают и аграрии. По мнению директора Департамента растениеводства Минсельхоза Петра Чермарева, потери нашего АПК из-за дополнительной финансовой нагрузки составят 7 млрд рублей.
Но это лишь полбеды. В целом по году топливные акцизы добавят до половины процентного пункта к общему показателю инфляции. «Если брать в расчет консервативный прогноз, то цены на товары вырастут настолько же, насколько поднимется стоимость топлива. Но при неблагоприятном сценарии рост цен окажется еще выше», — говорит эксперт по налогам Института Гайдара Наталья Корниенко.
Заметим, что уже сейчас в цене бензина марки АИ-95 акцизы и налоги у нас составляют около половины стоимости, а после повышения превысят 60%. И это чрезвычайно высокий показатель. Так, в США доля налогов в стоимости бензина составляет от 25 до 30% в зависимости от марки. А в таких странах, как Кувейт или ОАЭ, она и вовсе близка к нулю, что делает моторное топливо там одним из самых дешевых в мире. У нас же после введения новых акцизов бензин будет стоить выше, чем во всех крупных нефтедобывающих странах СНГ.
http://expert.ru/expert/2016/10/rasti-dalshe-nekuda/