Разместите его у плинтуса

Физик-математик, бывший военный, строитель, изобретатель и бизнесмен — это все об одном человеке. Валерий Залетин собрал плинтусную систему отопления, которая не только выполняет свою прямую функцию, но и экономит до 40% энергии. Триллионы рублей, если считать в масштабах страны. И все это с невыгодной, казалось бы, для любого производителя гарантией — на десять лет. В 2013 году он продал своих «Мегадоров» на 10,7 млн рублей, в 2014-м выручил вдвое больше.

- На что делаете ставку?

- Для населения: на естественный спрос, эффективность, экономичность. На уровне федерации: на исполнение ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и на экологию.

Двенадцать процентов всей вырабатываемой в России электроэнергии потребляется населением. Из них 70% идет на отопление. По данным Министерства энергетики за 2014 год, мы с вами использовали 88 771 млн кВт·ч только для того, чтобы дома было тепло. Такая статистика не может не радовать производителей обогревателей. И действительно, в крупных торговых сетях неподготовленного покупателя выбор застает врасплох. Как, впрочем, и цены. Слабый рубль играет на руку отечественным производителем. Но их продукция занимает на нашем рынке менее 4%, зарубежные бренды российской сборки — порядка 30%, остальное — импорт. И если полгода назад ценовой разрыв с импортным оборудованием составлял несколько процентов, то сейчас почти в два раза подорожавшие для зарабатывающего в рублях россиянина отопительные приборы остаются на полках. Но, оказывается, «наши делают ничуть не хуже».

Как это работает

60 миллиметров в высоту и 40 в ширину, с вариациями цвета, длины и форм — метр, полтора, два или даже «уголок». Отопительная конструкция практически сливается с плинтусом и греет в первую очередь стены, которые и отдают тепло всей своей площадью.

- Все обогреватели заточены на то, чтобы обогревать помещение. И никогда не стояла задача снизить теплопотери, — рассказывает Валерий Залетин. — Когда мы нагреваем стену, когда ее температура становится выше, чем температура воздуха в помещении, тепло из помещения через эту стену не уходит. Согласно закону Ньютона—Рихмана, количество теплоты, отдаваемое единицей поверхности тела в единицу времени, пропорционально разности температур поверхности тела и окружающей среды. Ведь почему человек мерзнет, когда находится внутри холодных стен? Потому что температура тела человека 36,6 градуса, а стены — десять градусов. То есть человек своим телом греет все окружающие стены. А когда температура стены увеличивается, нет той разности температур, человек меньше тепла отдает на обогрев окружающих себя стен.

Исследования показали, что если при холодных стенах человеку для комфорта нужно прогреть помещение до 26–27 градусов, то при теплых достаточно 20–22. А тепло в помещение поступает не только от обогревателей, лампочки, люди, солнышко — все это бытовое тепло остается внутри. И еще один наш плюс — идеальное распределение тепла по высоте. То есть когда сверху горячо, снизу холодно — это не идеально. За счет формы и положения КПД прибора — около 97 процентов. То есть мы обогреватель растянули, мы его сжали, поставили вниз. А внутри электрический тэн, трубчатый электронагревательный элемент. Нагревается запаянная в металл спираль, она не контактирует с воздухом, не может обжечь детей или домашних животных. Примерные сравнительные расчеты по экономии такие: при отоплении помещения площадью десять квадратных метров с нормальным утеплением и одним окном «Мегадор» мощность 400 ватт, в сравнении с любым другим электрическим обогревателем со средней мощностью 1000 ватт и при тарифе на электроэнергию три рубля за киловатт-час, сохранит пользователю 1728 рублей в месяц.

Его история

Название «Мегадор», по звучанию больше подходящее для компании, строящей дороги, или отсылающее нас к английскому door и к торговле дверями, действительно подбиралось совсем не под производство обогревателей. В 2000-е, уволившись со службы, Залетин занялся строительством. Профиль работ начал меняться после статьи в журнале: «Совершенно случайно попалась статья Фишера Коннора, есть такой немецкий архитектор. Так вот, он там говорил: ребятки, надо греть стены. Здесь вся эффективность. И ведь точно, до него это еще во втором веке до нашей эры придумали, в Римской империи еще печки были. Весь Санкт-Петербург так отапливался. Камины в подъездах были. Ну вот я здесь и попал», — вспоминает Валерий. Теперь все заработки уходили на подбор комплектующих. Потребовалось порядка 3 млн рублей. «Во-первых, надо было найти нагревательный элемент — тэн. Перепробовал десяток разных фирм, а у них же, знаете, по одному не делают: хочешь — заказывай партию 10–15 экземпляров. У меня была свалка тэнов, до сих пор распихиваю куда-то. Пошли эксперименты. Выбрал, подобрал по цене, по качеству, характеристикам. Потом: где же взять корпус? Нахожу в магазине что-то похожее. Пускай грубо, делаю какие-то отверстия, — вспоминает изобретатель. — Собрал на коленке, у себя на даче испытывал год. Ух ты, работает! Потом стал малые партии выпускать, штук по пятьдесят в месяц. По друзьям разошлись: "Попробуй, как?" — "Да работает". Ну и все. А особенно для деревянных домов знаете как актуально? Сайт сделал, там хорошая обратная связь была».

В 2009–2010 годах Залетин с парнями из строительной бригады пожали друг другу руки, остались друзьями, и их пути разошлись. На уровне умельца, торгующего на рынке, Валерий оставаться не собирался: «Сняли технический этаж, чтобы аренду поменьше платить, там организовывали рабочие столы. Технология была упрощена до такой степени, чтобы можно было развернуть производство в течение недели в любом гараже. Не требуется дорогостоящего спецоборудования. И можно любого человека взять с улицы — через две недели он будет готов выпускать качественный продукт».

Большая игра

«С 2011 года мы стали выходить в сетевые магазины. Мы сейчас в "Леруа Мерлен", с OBI ведем переговоры. Попасть сложно. Условия разные. У "Леруа Мерлен", например, отсрочка платежа. То есть они берут и гарантируют, что через 80 дней заплатят. Что хорошо с большой сетью, она имеет большой рейтинг. Если попал туда, открываются другие двери. Вообще, сложно зайти в первый магазин. У нас это была сеть "Вимос", у них в Ленобласти порядка 50 магазинов. Ну не прорваться было к директору никак. И мы пошли через Торгово-промышленную палату, через вице-президента. Когда он уже взял, за руку подвел, порекомендовал, только тогда нам разрешили десять штук выставить на реализацию. Если не продастся через два месяца, сказали, вы должны будете их забрать. А сейчас они у нас выгребают все больше и больше. Потому что действительно пошло в области. И теперь мы пытаемся интегрироваться в строительные сети, магазины b2b», — коротко рассказывает растянувшуюся на долгие месяцы историю предприниматель.

Сейчас «Мегадор» представляет около 150 дистрибуторов, правда, пока только на территории России. В числе заказчиков компании — аэропорт Домодедово, стадион «Петровский», строительная компания HONKA, сеть магазинов «Пятерочка».

Инвестор для роста

Стартовать, пользуясь дешевым рублем, освобождающимся рынком, можно как внутри страны, так и за рубежом, «как ракета», уверен Валерий. Потенциал только Ленобласти, по его расчетам, — 7 млн обогревателей в год. Для этого нужны оборотные средства, так называемый жирок. Поскольку комплектующие нужно покупать, рабочим платить вовремя, а не когда поступят все отсроченные до 90 дней платежи от сетей. Фактически компания получает деньги только через четыре месяца после первых трат. Но все эти четыре месяца нужно продолжать работу, покупать, платить. «Мы могли бы расширить производство, занять эту нишу, потому что сейчас начнутся закупки под следующий сезон. Выйти в Европу, Америку, Азию. Плюс у нас постоянные исследования идут, вот сейчас испытываем новый тип нагревателя на 150 ватт. Соответственно, нужно строить новое производство под двухфазный генератор» — таким образом Залетин насчитывает потребность в инвестициях на 2 млрд рублей.

Для сохранения динамики роста в два с половиной — три раза ежегодно, как сейчас и происходит, нужно порядка 20 млн рублей. В этом году. Под эту сумму инвесторы уже почти собраны.

Калькулятор

На производстве 16 человек: монтажники, слесари-сборщики, оператор покрасочной линии. В офисе — 11: дирекция, менеджеры отдела продаж, снабженец, бухгалтеры, инженеры. Больше всего денег уходит на комплектующие и сырье. Дополнительной статьей в ближайшее время станет реорганизация производства, запуск новой линии.

Рекламный бюджет — 5%. Это участие в выставках, презентации.

Чтобы оставаться в плюсе, при работе производства на полную мощность нужно продавать 1200 изделий в месяц. При этом производство способно изготовлять и 3000, и 4000 приборов. Для этого не нужно нанимать дополнительный персонал и закупать технику. «Такое может понадобиться в пики продаж. Тогда люди больше получают, они мотивированы, они готовы два-три месяца поработать без выходных. При необходимости, если нам нужно будет в два раза увеличить производство, например до 8000 единиц, мы быстро снимаем такую же площадку и арендуем там производство. Никакой технологической сложности нет», — говорит Залетин. При этом спрос сезонный. Например, в 2014 году выручка выросла вдвое, до 22,7 млн рублей: в первом полугодии продано 1137 штук, во втором — 9074. В общей сложности в бизнес инвестировано порядка 21 млн рублей. Маржа составляет 40–50%.

http://expert.ru/expert/2015/10/razmestite-ego-u-plintusa/