Схема есть. Схемы нет

Журнал "ЭКСПЕРТ-Урал" №43, 24-30 октября 2016

Проектам модернизации теплоснабжения городов нужна цифровая система координат, позволяющая моделировать решения и их последствия, определять объем необходимых инвестиций и строить тарифно-финансовую модель.

теплосети5 октября либеральная платформа партии «Единая Россия» совместно с медиахолдингом «Эксперт» в формате круглого стола обсудила ключевые проблемы теплоснабжения Челябинска. Эксперты отрасли, коммунальщики, представители администрации города и области обсуждали актуальную для мегаполисов тему — что откроет дорогу частным инвестициям в отрасль. Казалось бы, все просто: на одном конце трубы — генератор, который производит тепло, на другом — потребитель, который хочет жить без проблем. Но есть риск, что зимой город-миллионник замерзнет, потому что тепло генератора не сможет дойти до потребителя. Обсуждали формулу решения этой проблемы — что делать, чтобы этого не случилось.

Пока правовое поле для инвестиций в теплоснабжение находится в неудовлетворительном состоянии. Вроде бы законы приняты, чиновники отчитываются, что все хорошо. А, например, концессий в ЖКХ нет, если и работают, то единицы: восемь штук на всю страну, где действительно вложены деньги. Между тем положение в тепловом хозяйстве страны аховое: доля труб, служащих больше 25 лет, продолжает увеличиваться. Правильно менять 4% от общей протяженности теплосетей, а меняют 2,5%. Таким образом, ситуация все хуже, количество аварий увеличивается.

Реклама

В городах повсеместно конфликты вокруг тарифов, схем теплоснабжения, между генерацией, сетями и котельными за долю рынка. Нужна очень тонкая коммуникационная работа, чтобы и бизнес смог заработать, и тарифы для потребителей не росли. Логика «давайте мы всех посадим» к решению задачи не приводит. Важно публично обсуждать эти проблемы, и в центр внимания должна быть поставлена тема глубокой модернизации. Ничего не получится, если мы не модернизируем тепловое хозяйство страны.

Если это удастся, то и нынешнего уровня тарифов хватит для того, чтобы снабжать потребителей теплом. Но мы никак к этой модернизации не перейдем, говорили эксперты в Челябинске: нет субъекта модернизации. Два ведомства занимаются теплом: где-то Минэнерго, где-то Минстрой, в итоге дитя без глаз.

Долг платежом страшен

Толчком для обсуждения этих вопросов в рамках институтов гражданского общества стал материал, анализирующий состояние систем теплоснабжения города Челябинска, подготовленный медиахолдингом «Эксперт». С технической точки зрения, в Челябинске нет тяжелых проблем в теплоснабжении, последняя крупная авария была в 1986 году, сегодня все делается очень качественно, надежно. Многочисленные разногласия лежат в экономической плоскости. Понятно, что надежность теплоснабжения стоит дорого. И всем игрокам хочется, чтобы это «дорого» было монетизировано, и не когда-нибудь, а сейчас.

— Вопрос привлечения инвесторов у нас решен, — считает заместитель губернатора Челябинской области Сергей Шаль. — Нашей энергосистеме повезло: в 2008 году ее купила устойчивая и надежная финская компания Fortum. С возвратом инвестиций — сложнее. Ситуация с платежами два последние года сильно ухудшилась. С 2013 года компенсируем из областного бюджета миллиард рублей — это прямые субсидии теплоснабжающим организациям. На следующий год прогноз — уже полтора миллиарда. Связано это с тем, что, с одной стороны, законом определена обязательность установления экономически обоснованного тарифа для теплоснабжающих организаций. С другой — обозначен и предел роста коммунального платежа.

Единой теплоснабжающей организацией (ЕТО), осуществляющей деятельность по теплоснабжению потребителей Челябинска от всех источников тепловой энергии, на период до утверждения федеральным органом исполнительной власти схемы теплоснабжения администрация города определила в 2011 году МУП ЧКТС. Схема до сих пор не утверждена. При этом платежная дисциплина ЧКТС ухудшается: если на сентябрь 2012 года текущий долг МУП перед производителями тепла составлял около 330 млн рублей, то на сентябрь 2015 года — уже почти 1,8 млрд рублей. В Арбитражном суде скопилось более сорока исков к ЧКТС на сумму свыше 1,5 млрд рублей.

— Природа этого долга — неплатежи населения, на 40% превышающие даже нашу задолженность перед ресурсоснабжающей организацией, — пояснил директор МУП ЧКТС Сергей Лобанов. — Но задолженность накапливается в периоде, к сентябрю она достигает самых высоких размеров, а на конец декабря у нас каждый год только один период не оплачен — текущий декабрь. Зачем «Фортум» подает иски в суды — сорок исков — если в конце концов деньги возвращаются?

В январе, уже как обыкновение, «Фортум» выставляет счет около 1 млрд рублей, пояснил вице-президент — заместитель генерального директора по операционной деятельности ОАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров. Его неоплата держится месяцев семь — до судебного решения, после которого компании передают деньги. Чтобы покрывать кассовый разрыв, генератор вынужден брать в банке коммерческий кредит. За счет «Фортума» просто кредитуются, считает топ-менеджер. В других городах ситуация аналогичная: Тюмень в два раза меньше Челябинска, а долг в два раза больше, около 2 млрд рублей. То есть «Фортум» выступает финансовым буфером. Получается, мы поддерживаем социальную стабильность за счет участников рынка и бюджета.

Бизнес в тепловой сфере все время просит включать инвестиционную составляющую в тарифы. Но инвестирует в два раза меньше ее размера. Трубы не меняются, даже если есть деньги. «Инвестор есть, только инвестиций нет, возврата средств нет». В общей задолженности за потребленное тепло, триллион рублей по России, неплатежи населения составляют только 200 миллиардов, остальное — неплатежи различных структур. Попросту — увод денег, говорили эксперты. Вот типичная схема: одиннадцать месяцев существует муниципальное предприятие и потом банкротится.

Будет схема — будет и тариф

30 сентября Челябинск в третий раз внес схему теплоснабжения города, по сути, дорожную карту развития, в министерство энергетики на утверждение. Прежние схемы возвращались с замечаниями. По третьему варианту ожидается положительное решение в ближайший месяц. В городе на сегодня имеется избыток установленной тепловой мощности, источников теплоснабжения. Преобладает теплоснабжение централизованное, обеспечиваемое источниками с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии. Кроме того, работают три крупные котельные и 55 локальных источников. Но существует и ряд территорий, где сложилась непростая ситуация с предоставлением услуги по теплоснабжению, отмечает начальник управления ЖКХ Челябинска Сергей Кочетков.

— После того, как схема будет утверждена, нужно очень грамотно провести передачу функций по сбыту тепла от челябинских коммунальных тепловых сетей новым теплоснабжающим организациям и тарифную кампанию в декабре. Получение оптимального тарифа, оптимизация системы теплоснабжения по тарифным последствиям — задача номер один, — считает заместитель исполнительного директора по связям с госорганами и общественными организациями «Фортума» Сергей Комарь. — В связи с этим встает проблема котельнизации. Очень аккуратно должны быть посчитаны возможности ухода от локальных котельных в зону централизованного теплоснабжения от ТЭЦ. Подчеркиваю: они должны быть посчитаны честно. То есть там, где действительно тарифные последствия обеспечиваются современными котельными, должны быть котельные. Но в тех местах, где выгоднее использовать когенерацию, не должно появляться котельных. К сожалению, эта проблема в Челябинске есть.

Сейчас тарифы устанавливаются по принципу «затраты плюс», для обоснования системных структурных решений учитываются не все расходы, тариф получается меньше. А дальше показывается убыток и компенсируется из бюджета. К слову, одна из причин, почему плохо идут концессии: потери в сетях считаются нормативно. Потери реальные 40%, а считают нормативные 10%. У концессионеров экономика не бьется. И таких примеров тысячи по стране.

Почему на круглом столе все время шла речь о тарифе? Только в России прямая пропорциональная зависимость между тарифом и платой за тепло. В Европе это не так, потому что производство, транспортировка и потребление ресурса энергоэффективны.

Это один из путей создания условий для привлечения частного инвестора в тепловой сектор, отмечали участники дискуссии. Механизмы движения к энергоэффективности прописаны в 261-м постановлении правительства РФ. Есть и опыт южноуральцев: когда, например, нужно поменять котельную в отдаленном муниципалитете, заключается и соответствующее соглашение, которое дает возможность инвестору окупиться, и сети подводятся за бюджетный счет. Таким образом с 2011 года в области заменили или отстроили более 160 котельных. Свыше пятидесяти частных инвесторов при реализации этой программы уже вложили 3,5 млрд рублей дополнительно к 2 млрд рублей бюджетных на подводящие и отводящие сети. Котельную инвестор строит полностью за свой счет и в дальнейшем владеет ею. Ему передаются в аренду либо в концессию муниципальные сети, гарантирован тариф, обеспечивающий возврат инвестиций не более чем через десять лет.

Но подобные проекты сейчас реализуются в ручном режиме. А должно все происходить автоматически: инвестор готов вложиться в энергоэффективность теплового сектора — ему фиксируется тариф на тот срок, который позволяет ему окупиться. Проект окупился — тариф снижается.

Разберемся с функциями

Одна из глобальных перемен, удостоившаяся большой дискуссии, связана с идеей создать совместное предприятие генератора с сетями, вбирающее и управление инженерными системами домов. Сегодня есть компании, генерирующие тепло, и компании, снабжающие теплом население, собирающие за это деньги. В перспективе генераторам было бы выгодно слиться с локальными сетями, включая обслуживание жилых домов: энергоэффективности легче достичь, контролируя всю цепочку от производства тепла до поставки потребителю.

Было бы правильно создать совместную компанию, уверен Парвиз Абдушукуров. Но источники должны остаться рыночными, а сети должны быть монопольными: монополией легче управлять, ее легче контролировать, принимать оптимальные решения в рамках одного муниципального образования. Оптимизация и укрупнение в сетевом бизнесе — это благо. Но покупать тепло сетевая компания будет на рыночных условиях у того генератора, который может продать в общую сеть наиболее дешевую продукцию. 

Основной генератор тепла в данный момент в Челябинске, «Фортум», безусловно заинтересован выполнять функции ЕТО. В этом случае обеспечивается контроль над денежным потоком и убираются риски банкротства МУП, обеспечивается «декотельнизация» в зонах эффективного действия когенерационных источников (ТЭЦ), что приведет к закрытию неэффективных котельных, оптимизации управления всей системой теплоснабжения города, повышению надежности, понижению тарифа в зоне централизованного теплоснабжения. Результат — интерес к инвестициям в систему теплоснабжения.

Функция поставщиков теплового ресурса заканчивается у стены дома, до которой они поставили свой продукт, с ними рассчитались по приборам, и точка. Создание благоприятных условий проживания, управление внутридомовыми инженерными системами — уже задача управляющей компании. Нужно исходить из того, что управление многоквартирным домом — это отдельный бизнес. Мы же пока никак не можем поставить точку в спорах об управляющих компаниях, считает Парвиз Абдушукуров:

— В цепочке расчетов за тепло, возврата вложенных средств сегодня многоквартирный дом — это черный ящик. Пока не наведем здесь порядок, не будет толку, не получим денег. Всегда будем говорить, что население нам не платит или, наоборот, что оно платит, а воруют управляющие компании. Черный ящик надо сделать прозрачным. И все встанет на свои места. Пора четко разделить: где тепло — товар, где обеспечение им — услуга, кто за что платит и на каких условиях. Это делается элементарно — обыкновенным договором управления.

Если управляющую компанию лишить функции сбора платежа, но при этом заключить с ней соглашение о том, что она обязана в надлежащем состоянии поддерживать внутридомовые инженерные системы, сработает ли этот механизм? Можно долго заниматься просветлением черного ящика, но вице-губернатор выразил сомнение в результативности перспектив повысить открытость управляющих компаний.

Очевидно, что небольшие управляющие компании не в состоянии модернизировать инженерные системы внутри домов, заняться проблемой энергосбережения. Управляющей компании никто не даст деньги в долг под эти проекты: у нее есть только стул, стол и калькулятор, а обороты — сотни миллионов рублей, к тому же через 11 месяцев она переименовалась (общероссийская практика), и деньги пропали. В Европе управляющая компания представляет интересы собственников, банк понимает, что он дает деньги тому собственнику, от чьего лица она действует. Кому же у нас этим заниматься?

Как вариант — «Фортум» готов взять на себя реконструкцию инженерных систем в многоквартирных домах, но на условиях энергосервисных договоров с собственниками. Установка индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) даст производителю тепла экономию в его расходовании 25 — 30%. Потребителю ИТП повышает комфортность проживания: обеспечивает отсутствие перетопов, оперативную регулировку температуры теплоносителя вторичного контура. Ряд энергосберегающих мероприятий в доме даст экономию еще около 20%. Достигаемая эффективность (до 50% вырабатываемого тепла) может стать основой для инвестиций в систему ЕТО, посчитали в «Фортуме».

В свою очередь муниципалитеты видят риски в том, что генерирующая компания, имея статус ЕТО, может чрезмерно монополизировать хозяйственную деятельность в системе теплоснабжения Челябинска, поэтому оптимальным решением могло бы стать создание совместного с городскими властями предприятия (по аналогии с Екатеринбургом) и наделение ее статусом ЕТО. ЕТО в Челябинске могла бы стать единым центром ответственности за теплоснабжение во всем городе, обеспечить единый тариф на тепло для потребителей города, а также дать значимые экономические эффекты для потребителей и бюджета.

Каждый со своего бугра

Пока Челябинск ждет утверждения в Москве схемы теплоснабжения города, чтобы тут же начать ее «оптимизировать». Причем оппоненты понимают эти задачи каждый по-своему. По мнению заместителя директора АНО Центра мониторинга и контроля за ценообразованием Артема Медведева, причина раздрая в теплоснабжении — не только борьба за место на формирующемся рынке, но и отсутствие четкого целеполагания, понимания на федеральном и региональном уровнях: куда нужно двигаться. Четкое понимание даст только фиксация в цифровом формате текущего положения вещей: потерь в сетях, аварийности, эффективности использования энергоресурсов и так далее.

Не оцифровав текущее положение, не поняв, что на деле представляет собой система теплоснабжения, не будем понимать: мы стоим на месте или двигаемся. Далее, имея цифровую систему координат, можем моделировать различные ситуации, какое решение к чему приведет и определить объем инвестиций, который необходим модернизации. Можем строить тарифно-финансовую модель, оценивать тарифные последствия. На современном этапе все эти информационные средства доступны.

Артему Медведеву возразили лишь в одном, главном: информационные-то средства доступны. Только информация, реальные цифры отрасли обществу недоступны. Подводя итоги дискуссии, глава медиахолдинга «Эксперт» Валерий Фадеев заключил: схема теплоснабжения Челябинска якобы готова и послана на утверждение. Но противоречия сохраняются. Есть застройщик, который считает, что надо строить небольшие котельные. Есть большая компания «Фортум», у которой когенерация и своя точка зрения. Есть сети, у которых — третья, и игроки с четвертой и пятой точками зрения. Технологически схема, конечно, может быть нарисована. Но если она не всех устраивает, то не может быть реализована, потому что каждый по-прежнему будет тянуть в свою сторону. Общую картинку никто не видит. Каждый видит со своего бугра.

Поэтому заседание круглого стола предложило три шага, которые надо сделать в Челябинске. Первый: назначить курирующее подразделение, которое было бы методологом и вело процесс разработки новой модели. Второй: разработать стратегию развития теплоснабжения, определив, где мы находимся и куда хотим попасть. Технологически и экономически описать ситуацию. Третий: дать пошаговый путь достижения этой цели. Да, это небыстро, но без этих шагов еще пять лет пройдет, а мы будем все так же обсуждать, как нам обустроить теплоснабжение. На мысль об этом наводят документы, которые сейчас пишутся по тепловому сектору: один противоречит другому.
http://expert.ru/ural/2016/43/shema-est-shemyi-net/