(Коммерсантъ, 2010, 22 июня)
Открывая заседание президиума правительства, премьер-министр Владимир Путин напомнил, что перед Белым домом стоит амбициозная задача — снизить энергоемкость ВВП РФ не менее чем на 40% к 2020 году; соответствующий закон был принят в ноябре 2009 года. Работу же над подзаконными актами, призванными обеспечить его реализацию и соответствующую инфраструктуру рынка энергоэффективности, подчеркнул Владимир Путин, "нельзя признать удовлетворительной". "Из 40 постановлений и приказов к 1 июня 2010 года принято всего 16! — возмутился премьер. — В чем дело? Меньше половины! Что за исполнительная дисциплина?" Владимир Путин поручил в кратчайшие сроки сделать все, что предусмотрено планом по реализации закона. "Проведение работ по энергосбережению в бюджетном секторе должно начаться уже в текущем 2010 году. До 1 января 2011 года все объекты следует оборудовать счетчиками воды, газа, тепловой энергии и электричества, а в жилом секторе внедрение приборного учета планируется завершить в течение двух лет — до 1 января 2012 года", — напомнил он.
Представители ответственных ведомств (Минэнерго и Минпромторг) ссылаются на "сложность согласительного процесса". "Невозможность получить согласование на одни подзаконные акты затягивает принятие других", — заявили в Минпромторге. Источник в Минэкономики, которое координирует эту работу, признал, что Минфин уже выделил деньги на разработку документов, но ведомство пока не объявило ни одного тендера. Как заявил Антон Данилов-Данильян, руководитель проекта "Новый свет" (один из пяти пилотных проектов, разработанных рабочей группой по энергоэффективности президентской комиссии по модернизации), "бизнес аккумулировал достаточно средств для реализации проекта, вся проблема в несовершенстве законодательства". По его словам, только для замены ламп накаливания энергосберегающими существует "порядка 20 серьезных законодательных барьеров".
Основной проблемой реализации закона является отсутствие четкого финансового механизма его реализации. Госпрограмма (авторство Минэнерго; в разы сокращенная Минфином), предусматривающая государственное софинансирование мероприятий по энергоэффективности и обещанные законом фискальные стимулы для компаний и регионов, так и не увидела свет. 21 июня Владимир Путин напомнил, что уже в рамках планирования бюджетов на 2011 год все уровни власти должны предусмотреть деньги на реализацию программ энергосбережения. "Очень часто это не требует дополнительных средств, — отметил премьер. — Достаточно грамотно перераспределить ресурсы".
Исходя из того, что экономика РФ энергорасточительна, программы по энергоэффективности в регионах могли бы быть рентабельны и без дополнительных бюджетных вливаний. "Есть масса проектов первой очереди, которые не требуют государственных субсидий и выдерживают рыночные ставки, окупаясь за 1-2 года. Нет бизнес-среды: люди попросту не могут задокументировать свои отношения в этой сфере. Поэтому все думают, как найти источники бюджетного финансирования", — поясняет руководитель дирекции управления проектами в области энергоэффективности Сбербанка Всеволод Гаврилов. Поставщиками услуг энергоаудита и мероприятий по увеличению энергоэффективности в соответствии с законом должны стать энергосервисные компании (ЭСКО), а основой их деятельности — так называемые энергосервисные контракты. На их основе ЭСКО должны будут осуществлять энергоэффективные мероприятия для тех же бюджетников, получая вознаграждение из сэкономленных средств. Типовые энергосервисные контракты в Минэкономики пока не разработали, хотя в Тюменской области реализуются пилотные проекты с использованием таких контрактов. "Пока мы делаем это на свой страх и риск, — говорят в Сбербанке. — Даже сам закон об энергоэффективности не разъясняет правил применения договора и не устанавливает защиты прав инвесторов".
К 1 августа 2010 года регионы обязаны предоставить программы энергоэффективности. Но как считает господин Гаврилов, "реализацию закона в бюджете 2010 года мы уже упустили".