Добровольно-принудительная экономия

журнал "Вестник Минстроя УР" август 2011

Согласно     ФЗ-261 «Об  энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные  акты  Российской  Федерации»,    до   1 января 2013 года     жилым многоквартирным домам необходимо  пройти процедуру энергоаудита и получить паспорта энергоэффективности.

Федеральный закон №261 внес изменения в ст. 9.16 Административного кодекса РФ. Теперь  за отказ или несвоевременное проведение мероприятий по энергосбережению предусматривается ответственность как представителей ресурсоснабжающих, управляющих организаций (РСО),  ТСЖ, ЖСК, так и собственников.

Для должностных лиц, не соблюдающих требований  по оснащению многоквартирных домов (далее: МКД) приборами учета и проведению обязательных энергосберегающих мероприятий,   это  штраф  размером в 5 -10 тыс. руб.,  если это ПБОЮЛ   -  от  10  до  15  тыс. руб.,   юрлицо - от 20 до 30 тыс. руб. Сумма штрафа может доходить до 150 тыс. руб. для  юридических лиц - организаций,   устанавливающих и эксплуатирующих  приборы учета   энергоресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (должностное лицо выплатит   20-30 тыс.руб.).

Административная ответственность распространяется на управляющую организацию (а также ТСЖ, ЖСК), если  будет  доказано,  что с  1 января  2010  года  по  1  января  2012  года она   не предлагала собственникам провести мероприятия по  энергосбережению. Если же такие предложения поступали, а  собственники жилья отказались их выполнять, то штраф, наложенный на УК (ТСЖ, ЖСК), будет разделен на всех собственников.   Жильцы, которые  до 1 января 2012 года  не поставят индивидуальные приборы учета, не только подвергнутся административной ответственности, но и будут платить за коммунальные услуги значительно больше, чем более дисциплинированные граждане.

 

Начать с ревизии

Чтобы остаться в рамках требований законодательства, первое, что должны  сделать управляющая компания, или ТСЖ (ЖСК), или сами собственники помещений в МКД, это  пригласить специалистов для проведения энергетического обследования.   Для многоквартирного дома энергоаудит  - основополагающее мероприятие для   решения проблем энергосбережения. Ревизионное обследование  позволит увидеть общую картину потребления коммунальных услуг и потерь тепла, его результатом должны стать перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и их стоимостная оценка.

Согласно статье 15 «Энергетическое обследование», деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.  В Удмуртской Республике на июль 2011 года действовало порядка 20-ти таких организаций, входящих в СРО Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга.

Всего в России создано более 100 СРО энергоаудиторских организаций, в каждую СРО входит, как  минимум,  25 компаний. В настоящее время предложение в этой сфере  больше чем спрос. У большинства собственников помещений в многоквартирных домах нет понимания того, что энергоаудит нужно   провести в довольно короткие сроки, а у тех, у кого оно есть,  часто нет денег на   проведение обследования. К тому же, не все знают, для каких домов он является обязательным, а для каких – добровольным и очень желательным.

Не обходится без трудностей и у самих аудиторов. Со спецификой их сферы деятельности хорошо знаком к.т.н., доцент кафедры теплоэнергетики ИжГТУ Дмитрий Плотников, представитель энергоаудиторской организации, преподаватель, ведущий подготовку специалистов по энергоаудиту. Он  рассказал об  основных проблемах, сдерживающих реализацию 261-ФЗ в части проведения энергообследований.  Одна из них - несложившееся ценообразование. Так как отсутствуют единые федеральные ценники, существует большой разброс цен при составлении сметы. Один  и тот же объект различные организации могут оценить в сумму  от 90 тыс.рублей до 3 млн. рублей.  Другая проблема - недостаточность методических материалов по составлению энергопаспортов и научного сопровождения энергоаудита.    По словам Дмитрия Плотникова, даже у экспертов     до сих пор нет  однозначного понимания, как должен составляться энергопаспорт, какие методики нужно  использовать при проведении обследования.  Тормозами являются также нехватка инструментального парка   и отсутствие архивов по потребленным за последние 5 лет энергоресурсам и тарифам. Дмитрий Плотников   считает, что количество квалифицированных энергоаудиторов пока   очень мало, и у большинства  из них –   низкий уровень подготовки.

«Энергоаудит как деятельность подразумевает не только составление энергопаспорта, но еще и энергетический менеджмент и мониторинг. Организация  должна иметь высококлассных специалистов, которые будут вести энергосервисные контракты,  внедрять энергосберегающие мероприятия. Тогда она будет более конкурентоспособна за счет  снижение цен на свои услуги», - сказал он.

 

Добровольно или обязательно?

Как сообщил начальник отдела энергоаудита и инвестиций АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской республики» Сергей   Машкин, согласно  261-ФЗ, а именно пункту  6 ст. 16 «Обязательное энергетическое обследование»,   «энергетическое обследование является обязательным для организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов».

«Это значит, что если жилой дом использовал средства из Фонда содействия реформированию ЖКХ   для проведения капремонта, то   собственники его жилых помещений обязаны инициировать и организовать энергетическое обследование в срок до 31 декабря 2012 года. Для остальных МКД эта процедура добровольная», - сказал он. В Удмуртии таких домов значительное количество. (Справка: с 2008 года Ижевск получил из Фонда содействия реформированию ЖКХ 1 млрд 200 млн рублей для ремонта  более чем 400 жилых домов. На средства, которые планируется получить на 2011 год, а это 358,55  млн. федеральных и 162,35  млн. республиканских рублей, будут расселены 72 аварийных дома, где проживают 1218 человек, такое  же количество домов с общим населением 11351 человек будет отремонтировано).

В Агентство по энергосбережению  УР уже обращались собственники помещений в многоквартирных домах. Однако проведению необходимых энергосберегающих мероприятий активными темпами пока  мешает несовершенство нормативной базы.  Например, непонятно, какие формы энергопаспортов должны быть взяты за основу (существует уже три их варианта при добровольном обследовании). Отсутствуют необходимые документы, утвержденные на федеральном уровне для проведения энергосберегающих мероприятий, включая энергоаудит, в МКД на добровольной основе.

 

Кто заплатит?

Следует подчеркнуть, что работы по энергоаудиторскому обследованию должны проводиться за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах. По словам Сергея Машкина, теоретически возможно, что энергоаудиторские, энергосервисные компании   проведут обследование бесплатно, с тем, чтобы потом беспрепятственно заключить договор на реализацию энергоэффективных мероприятий. Но практически это малоприменимо.

Что касается других форм расчетов, то в пример можно привести опыт работы АНО «Агентство по энергосбережению УР» с бюджетными учреждениями, для которых проведение энергосберегающих мероприятий тоже является обязательным. После проведения энергоаудита и составления перечня конкретных энергосберегающих мероприятий    заключается энергосервисный контракт.    Согласно этому документу агентство  реализует все мероприятия за свои средства, а бюджетная организация расплачивается с ним в счет будущей экономии, которая может доходить до 50%.

Именно реальная экономия средств и должна являться главным способом мотивирования энергосбережения в сфере ЖКХ, снижения затрат   ресурсоснабжающих организаций  и  платы за ЖКУ собственников помещений. Только так можно достичь целей, которые ставит закон «Об энергосбережении», а также республиканская целевая программа «Энергоэффективность в Удмуртской Республике». По этой программе    к 2015 году потребление энергоресурсов должно снизиться на 380 тонн условного топлива в год,   расходы бюджета Удмуртской Республики на ТЭР должны уменьшиться на 170,426 млн. руб за период реализации программы. Это позволит сократить темпы роста стоимости коммунальных услуг и энергоносителей для конечных потребителей и несколько уменьшить техногенную нагрузку на окружающую среду.

Есть еще один аспект: как  заметил председатель Региональной общественной организации "Удмуртская республиканская ассоциация собственников жилья " Виктор Кривоносов, собственники помещений получат снижение своих затрат на коммунальные услуги, только если    не будут обмануты  мошенниками, предлагающими мероприятия с огромным эффектом, но не отвечающими за свои слова. Но это уже сфера действия Уголовного Кодекса РФ.

Энергетическое обследование  стоит денег. Многие жильцы  пока   не знают, что оно   может в итоге привести к реальной экономии, поэтому и не согласны тратить на него свои средства.   Главное, чтобы они успели определиться до   31 декабря 2012 года. После этой даты   Ростехнадзор будет выписывать предписания и штрафы за неисполнение требований законодательства тем  МКД, в которых капительный ремонт был проведен за федеральные и региональные деньги.  Собственникам помещений в МКД, для которых энергоаудит и энергосберегающие мероприятия являются добровольными, все равно необходимо будет рано или поздно определить, какой у  их дома  потенциал энергосбережения и как можно сэкономить деньги жильцов.  И для них эти мероприятиями   тоже могут стать обязательными в будущем.

Получается, собственники в любом случае должны будут платить деньги: или по-хорошему, как плату за проведение энергоаудита и мероприятий по энергосбережению, или по-плохому, как штрафы за неисполнение требований законодательства. Но только в первом случае они на самом деле получат  экономический эффект.