журнал "Промышленная и экологическая безопасность", январь 2013
газета "Удмуртская правда", декабрь 2012
О проводимой работе в области внедрения и реализации энергосервисных контрактов и договоров на территории Удмуртии редакции газеты рассказал Кирилл Викторович Масленников - заместитель директора по техническим вопросам АНО «Агентство по энергосбережению УР» (далее Агентство).
На сегодняшний день расходы по оплате энергоресурсов составляют около 85% от всех платежей по обслуживанию зданий и производств. Причем износ основных средств, в ряде случаев, достигает по оценкам специалистов 60%. Такое положение определяет направление движения – курс на модернизацию энергетического оборудования. Однако, стоимость модернизации для большинства хозяйствующих субъектов высока. В данной ситуации необходим механизм, который позволит решить проблему осуществления модернизации без привлечения собственных средств предприятий. Это особенно актуально в бюджетной сфере, где оплата энергоресурсов составляет существенную часть затрат на содержание учреждений. Потенциальный перевод на самоокупаемость бюджетных учреждений может привести к убыточной деятельности организации. Из данной ситуации существует выход – привлечения средств на выполнение мероприятий по схеме энергосервисного контракта.
- С чего начинается энергосервисный контракт?
Первым шагом к энергосбережению является энергетическое обследование, то есть энергоаудит всех энергосистем здания заказчика. Только с помощью энергоаудита можно выявить основные проблемы в системах энергообеспечения и потребления и получить четко сформулированные рекомендации по снижению потребления ресурсов (воды, света, и т. д.). По результатам энергоаудита заказчик получает энергопаспорт на принадлежащий ему объект. В полученном энергопаспорте есть необходимая информация, которая является основой для проведения энергосберегающих мероприятий.
- В чем особенности энергосервисного контракта?
- В федеральном законе № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» впервые в российской практике введено понятие «энергосервисный контракт» - контракт, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
Отличительной особенностью энергосервисного контракта является то, что затраты инвестора (исполнителя – энергосервисной компании) возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий. Таким образом у заказчика отсутствует необходимость в первоначальных затратах собственных средств или кредитовании.
Инвестиции необходимые для реализации проекта, привлекаются самой энергосервисной компанией, включая расходы на полный цикл работ от аудита, диагностики, до установки под ключ, обучения персонала и мониторинга. При этом заказчик не тратит на это дополнительных средств, оплачивая ежемесячные платежи по энергосервисному контракту за счет полученной экономии от внедрения энергоэффективного оборудования.
Сама энергосервисная компания, как никто другой, заинтересована в энергосбережении, т.к. зарабатывает на разнице между оплатой заказчиком и платой поставщику, полученной от проведения энергосберегающих мероприятий. Контракт действует до окончания периода окупаемости установленного оборудования. В дальнейшем все оборудование передается заказчику. ФЗ № 261 предусматривает 2 вида платежей: в первом случае заказчик может 100% сэкономленных средств отдать энергосервисной компании, которая выполняла контракт или заказчик и энергосервисная компания разделяют доходы от экономии в течении договорного срока.
Вывод: основное преимущество энергосервисного контракта – сохранение средств заказчика, поскольку внедрение энергосберегающих технологий осуществляется за счет средств самой энергосервисной компании. Это особенно актуально для предприятий бюджетной сферы, где собственные средства крайне ограничены и нет возможности тратить их на недешевые энергоэффективные технологии. Это открывает путь к крупномасштабным инвестициям в энергосберегающие технологии.
- Каковы перспективы энергосервисных контрактов (договоров) в Удмуртии?
- Число энергосервисных контрактов заключенных государственными заказчиками является одним из индикаторов РЦП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в УР на 2010-2014гг. и целевые установки до 2020 года» (далее РЦП), координатором которой является Министерство промышленности Удмуртской Республики. Количество энергосервисных контрактов только по объектам республиканской собственности должно увеличиться к 2020 году до 207 в год, а по объектам муниципальной сферы и промышленности – до нескольких тысяч.
Исполнение целевых показателей РЦП государственными заказчиками является одним из аспектов финансирования энергосервисных контрактов федеральным бюджетом РФ.
Реализация мероприятий позволит повысить объемы и качество задач, поставленных в РЦП, что приведет к снижению бюджетных расходов на ТЭР.
1-й энергосервисный договор в Удмуртской Республике был реализован Агентством с МУП ЖКХ г. Можги на замену насосного оборудования котельных в 2009 году.
В 2010 году по инициативе Минстроя УР Агентством в Сюмсинском районе были реализованы проекты по техническому перевооружению двух котельных с переводом на газ по схеме энергосервисного контракта с применением на объектах технически нового энергосберегающего котельного оборудования.
В топочной школы д. Родники Увинского района УР была смонтирована первая в Удмуртской Республике автоматизированная пеллетная котельная на базе пеллетного котла Grandeg GD ECO 100.
За прошедшие 3 года Агентством реализовано 22 энергосервисных контракта на общую сумму 83,2 млн. руб. Годовой экономический эффект 26,8 млн. руб. Срок окупаемости проектов до 5 лет.
В планах Агентства расширение сотрудничества с Минстроем УР в части реализации энергосервисных контрактов, в том числе по установке пеллетных котельных, в районах и населенных пунктах, где процент газификации низок, и стоимость подключения к газовым сетям на сегодняшний момент трудоемка и экономически невыгодна.
Кроме этого, перспективным является направление реализации энергосервиса в многоквартирных домах. Энергосервис является одним из действенных способов улучшения качества и снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг и представляет собой комплексную программу внедрения ряда технологий, существенно повышающих энергоэффективность отдельно взятых домов, а значит, и сокращающих расходы на коммунальные услуги.
- Какие организации, кроме Агентства, оказывают услуги энергосервиса на территории УР?
На территории УР услуги энергосервиса, кроме АНО «Агентство по энергосбережению УР», предлагают еще несколько фирм: ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» г.Ижевск («КЭС-Холдинг»), ФГУП «Федеральная энергосервисная компания» г.Москва (ФГБУ «РЭА»), ЗАО «КРОК инкорпорейтед» г.Москва, ЗАО «Ланит» г.Москва, ООО «ГПБ-Энергоэффект» г.Москва.
- Как складывается ситуация с энергосервисом в России:
Объем энергосервиса на территории РФ растет. Однако опыт общения с коллегами из других регионов показывает, что основными заказчиками услуг энергосервиса в РФ являются крупные промышленные предприятия, в то время как в Удмуртской Республике основными заказчиками являются предприятия ЖКХ и бюджетные организации.
- С какими проблемами сталкиваются энергосервисные компании в работе?
На сегодняшний момент при реализации энергосервиса существует несколько проблем:
- Отсутствуют методология бухгалтерского учета получаемой экономии и ее аккумуляции при реализации энергосберегающих мероприятий;
- Нет юридически обеспеченных правил определения периода экономии и базы сравнения для определения экономии;
Но основной проблемой реализации таких договоров является низкая информированность потенциальных заказчиков об энергосервисе и о его возможностях.
Подводя итоги, можно отметить следующее:
Переоценить значимость энергосервиса трудно. С его помощью можно выйти совсем на другие масштабы экономии энергоресурсов. Кроме этого, энергосервис стимулирует развитие малого бизнеса, в части оказания услуг по реализации энергосберегающих проектов, дает возможность привлечь финансовые ресурсы, в т.ч. и частные инвестиции, в бюджетную сферу и сферу ЖКХ, увеличивает спрос на энергоэффективные технологии, а значит, позитивно влияет на развитие рынка энергосберегающего оборудования.