Энергетические обследования в Удмуртской Республике

Журнал "Промышленная и экологическая безопасность" декабрь 2010

23 ноября 2009 года вступил в силу закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 261-ФЗ (далее новый закон).

Рассмотрим только две статьи нового закона: ст.15 «Энергетическое обследование» и ст.16 «Обязательное энергетическое обследование».

Энергетическое обследование:

1) подразумевает поиск и реализацию энергетически и экономически эффективных решений хозяйствования в условиях полного контроля потоков энергоресурсов;

2) является начальным этапом работ по энергосбережению и основным инструментом разработки программ энергосбережения исключительно для всех отраслей экономики.

Энергетическое обследование – это сбор и обработка данных об использовании энергетических ресурсов, в целях получения информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности для выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, а также в обязательном для отдельных категорий потребителей прописанном в новом законе.

Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:

  1. органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
  2. организации с участием государства или муниципального образования;
  3. организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
  4. организации, осуществляющие:

- производство и (или) транспортировку: воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии;

- добычу: природного газа, нефти, угля; производство нефтепродуктов;

- переработку природного газа, нефти;

- транспортировку нефти, нефтепродуктов;

  1. организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
  2. организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Лица указанные выше, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу нового закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования не реже чем один раз каждые пять лет.

Какое же количество следует провести обследований за ближайшие три года в Удмуртской Республике?

Агентство располагает информацией о количестве организаций, финансируемых из республиканского и муниципального бюджетов, соответственно 280 и 3500 и количество организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности – 470. Можно предположить, что из всех шести категорий потребителей ТЭР, подлежащих обязательному энергетическому обследованию количество их превысит 5 000. Потребуется ежемесячно проводить обследования в 139 организациях. Из опыта работы (более 10 лет) Агентства продолжительность обследования от 0,5 месяца (небольшая бюджетная организация) до 12 месяцев. Стоимость обследования (по трудозатратам) от 30 тыс.руб. до десятков миллионов рублей для крупных предприятий  и более. Основные направления проведения энергоаудита: бюджетная сфера, ЖКХ, энергоснабжающие организации и промышленные предприятия.

Таким образом, новым законом установлены сверхсложные задачи, и решить их можно только хорошо организованной работой и исполнительской дисциплиной.

Кроме требований к лицам, осуществляющим деятельность по проведению энергетических обследований, прописанных в новом законе, следует учесть: на сколько специалисты «вооружены» методиками и приборами (без инструментальных обследований качественное обследование провести невозможно); их опыт проведения аналогичных работ, способность к исследованию достаточно сложных систем.

АНО «Агентство по энергосбережению УР» имеет всё необходимое для проведения полного комплекса работ по энергоаудиту:

  • с учетом опыта, разработана своя методическая база;
  • имеется инструментальное (приборное) обеспечение;
  • штат квалифицированных сертифицированных специалистов-аудиторов.

АНО «Агентство по энергосбережению УР» является члены СРО в области энергетических обследований НП «ТЭК Эксперт».

АНО «Агентство по энергосбережению УР» обладает многолетним опытом проведения энергетических обследований. За эти годы проведено несколько десятков энергетических обследований промышленных предприятий, бюджетных учреждений и организаций жилищно-коммунального комплекса.

Результаты проведенных энергетических обследований подтверждают наличие большого резерва экономии энергетических ресурсов (от 15 до 40%), особенно тепловой энергии, где имеются значительные потери и нереализованные возможности использования вторичных ресурсов.

По каждому обследованию разработан ряд энергосберегающих мероприятий, внедрение которых позволяет от 15 до 45% снизить ежегодно финансовые расходы на оплату энергоресурсов. Разработаны конкретные мероприятия по модернизации или техническому перевооружению объектов, включая технические и экономические аспекты, реальные перспективы по развитию, вероятности газификации, возможности изменения схем, автоматизации.

Около 30% резервов можно реализовать при помощи организационных беззатратных энергосберегающих мероприятий. Например, в 2009 году и в первом полугодии 2010 года было обследовано 33 бюджетные организации в Удмуртской Республике.

Реализация в них всего лишь одного мероприятия, не требующего никаких затрат, а именно, пересмотреть договорные условия с энергоснабжающими организациями, позволит получить значительный экономический эффект (таблица 1).

Таблица 1

п/п

Муниципальное образование

Количество обследованных учреждений

Экономический эффект от рекомендованных организационных мероприятий, тыс.руб.

1

Сарапульский район

4

1974,6

2

Кезский район

4

287,3

3

г. Можга

4

94,0

4

Малопургинский район

4

681,9

5

Увинский район

3

979,2

6

Киясовский район

2

352,0

7

Игринский район

2

125,6

8

г. Сарапул

2

42,1

9

Вавожский район

1

126,0

10

Глазовский район

1

293,5

11

Красногорский район

1

0,0

12

Сюмсинский район

2

227,1

13

Воткинский район

3

1154,7

 

ИТОГО

33

6338,0

 

Результаты энергетических обследований облегчит привлечение сторонних источников финансирования энергосберегающих мероприятий. Возможные источники финансирования мероприятий:

- кредиты банков;

- лизинг;

- средства на энергосбережение в Удмуртской Республике;

- энергосервисные контракты;

- льготы по налогу на прибыль и имущество, возмещение части процентной ставки на уплату процентов по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей;

- финансирование из федерального бюджета в рамках Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года.

 

Энергетическое обследование – мероприятие дорогостоящее, но быстро окупаемое.