Журнал "Энергетика.Энергсбережение.Экология" апрель 2010 г.
В развитие цикла публикаций «Энергоаудит – начало работы по энергосбережению» АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» (далее Агентство) подготовлена очередная статья. Цель, которую преследуют специалисты Агентства - разъяснение необходимости энергоэффективных мероприятий и пропаганды энергосбережения.
23 ноября 2009 года вступил в силу закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 261-ФЗ (далее новый закон).
Рассмотрим только две статьи нового закона: ст.15 «Энергетическое обследование» и ст.16 «Обязательное энергетическое обследование».
Энергетическое обследование:
1) подразумевает поиск и реализацию энергетически и экономически эффективных решений хозяйствования в условиях полного контроля потоков энергоресурсов;
2) является начальным этапом работ по энергосбережению и основным инструментом разработки программ энергосбережения исключительно для всех отраслей экономики.
Энергетическое обследование – это сбор и обработка данных об использовании энергетических ресурсов, в целях получения информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности для выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, а также в обязательном для отдельных категорий потребителей прописанном в новом законе.
Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2) организации с участием государства или муниципального образования;
3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
4) организации, осуществляющие:
- производство и (или) транспортировку: воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии;
- добычу: природного газа, нефти, угля; производство нефтепродуктов;
- переработку природного газа, нефти;
- транспортировку нефти, нефтепродуктов;
5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Лица указанные выше, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу нового закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования не реже чем один раз каждые пять лет.
Какое же количество следует провести обследований за ближайшие три года в Удмуртской Республике?
Агентство располагает информацией о количестве организаций, финансируемых из республиканского и муниципального бюджетов, соответственно 280 и 3500 и количество организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности – 470. Можно предположить, что из всех шести категорий потребителей ТЭР, подлежащих обязательному энергетическому обследованию количество их превысит 5 000. Потребуется ежемесячно проводить обследования в 139 организациях. Из опыта работы (более 10 лет) Агентства продолжительность обследования от 0,5 месяца (небольшая бюджетная организация) до 12 месяцев. Стоимость обследования (по трудозатратам) от 30 тыс.руб. до 1,0 млн.руб. и более. Основные направления проведения энергоаудита: бюджетная сфера, ЖКХ, энергоснабжающие организации и промышленные предприятия.
Таким образом, новым законом установлены сверхсложные задачи, и решить их можно только хорошо организованной работой и исполнительской дисциплиной.
Кроме требований к лицам, осуществляющим деятельность по проведению энергетических обследований, прописанных в новом законе, следует учесть: на сколько специалисты «вооружены» методиками и приборами (без инструментальных обследований качественное обследование провести невозможно); их опыт проведения аналогичных работ, способность к исследованию достаточно сложных систем.
Чтобы реализовать имеющийся потенциал, потребуется внедрить большое количество, как организационных, так и технических мероприятий. Как показывает многолетний опыт Агентства, работы в части энергоаудита, своими силами предприятиям и организациям с этой проблемой не справиться.
Вариантов решения данной проблемы множество, наиболее предпочтительный – энергосервисные соглашения (контракты). По энергосервисному соглашению исполнитель (специализированная организация) осуществляет для заказчика действия (мероприятия), направленные на повышение энергетической эффективности при потреблении ТЭР, а заказчик оплачивает согласованную цену. Для отработки механизма, создания нормативно-методической базы, в качестве пилотного проекта, функции энергосервисной компании предлагает взять на себя АНО «Агентство по энергосбережению УР».
Агентство имеет всё необходимое для проведения полного комплекса работ по энергоаудиту:
1. Портативный расходомер SLS-700P.
2. Тепловизор SDS Hotfind-LXT (-20...+150 оС).
3. Анализатор качества и количества электроэнергии AR.5M – Kit.
4. Пирометр инфракрасный С-20.
5. Лазерный дальномер Leica Disto D3.
6. Газоанализатор testo330-2.
Агентством сформирован и отправлен пакет документов для вступления в члены СРО в области энергетических обследований топливно-энергетического комплекса «Эксперт».
Агентство обладает многолетним опытом проведения энергетических обследований. За эти годы проведено несколько десятков энергетических обследований промышленных предприятий, бюджетных учреждений и организаций жилищно-коммунального комплекса.
Результаты проведенных энергетических обследований подтверждают наличие большого резерва экономии энергетических ресурсов (от 15 до 40%), особенно тепловой энергии, где имеются значительные потери и нереализованные возможности использования вторичных ресурсов.
По каждому обследованию разработан ряд энергосберегающих мероприятий, внедрение которых позволяет от 15 до 45% снизить ежегодно финансовые расходы на оплату энергоресурсов. Разработаны конкретные мероприятия по модернизации или техническому перевооружению объектов, включая технические и экономические аспекты, реальные перспективы по развитию, вероятности газификации, возможности изменения схем, автоматизации.
Около 30% резервов можно реализовать при помощи организационных беззатратных энергосберегающих мероприятий. Например, в 2009-2010 годах было обследовано 33 бюджетные организации в Удмуртской Республике.
Реализация в них всего лишь одного мероприятия, не требующего никаких затрат, а именно, пересмотреть договорные условия с энергоснабжающими организациями, позволит получить значительный экономический эффект (таблица 1).
Таблица 1
№ п/п | Муниципальное образование | Количество обследованных учреждений | Экономический эффект от рекомендованных организационных мероприятий, тыс.руб. |
---|---|---|---|
1 | Сарапульский район | 4 | 1974,6 |
2 | Кезский район | 4 | 287,3 |
3 | г. Можга | 4 | 94,0 |
4 | Малопургинский район | 4 | 681,9 |
5 | Увинский район | 3 | 979,2 |
6 | Киясовский район | 2 | 352,0 |
7 | Игринский район | 2 | 125,6 |
8 | г. Сарапул | 2 | 42,1 |
9 | Вавожский район | 1 | 126,0 |
10 | Глазовский район | 1 | 293,5 |
11 | Красногорский район | 1 | 0,0 |
12 | Сюмсинский район | 2 | 227,1 |
13 | Воткинский район | 3 | 1154,7 |
ИТОГО | 33 | 6338,0 |
В процессе энергетических обследований проводились замеры качественных показателей электрической энергии с использованием анализатора качества и количества электрической энергии AR-5M.
Были выявлены следующие наиболее характерные проблемы:
- неравномерная загрузка электрической мощности по фазам (рис.1), это снижает надежность электроснабжения, повышает потери электрической энергии, существенно влияет на регламентируемые показатели качества электроэнергии – установившееся отклонение напряжения и коэффициенты несимметрии напряжения по обратной и нулевой последовательности.
- кратковременное отклонение напряжения больше предельно допустимого значения более чем на 10% во всех обследуемых учреждениях и превышает 242В (максимально зафиксированное 263В). Качество электрической энергии по «отклонению напряжения» не соответствует требованиям стандарта.
- коэффициенты несимметрии выходит за пределы нормально допустимого значения (+/–2%). Качество электрической энергии по коэффициенту несимметрии по обратной последовательности и по нулевой последовательности не соответствует требованиям стандарта.
Обследование с помощью тепловизора выявляет локальные проблемы и недостатки в ограждающих конструкциях и системах энергоснабжения, которые показаны на термограмме. Позволяет снизить капиталовложения и проводить приоритетные мероприятия направленного характера.