Энергоменеджмент в жилищно-коммунальном хозяйстве

Журнал "Энергетика.Энергосбережение.Экология" август 2010 г.

В февральском номере журнала «Энергетика. Энергосбережение. Экология» (февраль 2010 года) речь шла об энергоменеджменте в бюджетной сфере. Настоящая статья посвящена вопросам реализации энергоменеджмента в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ).

Согласно определения, энергетический менеджмент необходим для эффективного управления потреблением топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и контроля экологических пока-зателей деятельности предприятия.

Таким образом, энергетический менеджмент – это управленческий проект, предполагаю-щий последовательное выполнение, цикличность и координацию планирования, создания адекватных структур управления, механизмов стимулирования и контроля за рациональным расходованием ТЭР, осуществление которого обеспечивает условия и способы достижения умень-шения энергозатрат на предприятии с целью повышения уровня конкурентоспособности производимых товаров и услуг.

Для отрасли ЖКХ целью энергоменеджмента является снижение затрат на предоставляе-мы коммунальные услуги, по содержанию жилья и т.д. Причем более 80% стоимости услуг в ЖКХ относится к коммунальным услугам - это поставка электрической энергии, тепла, газа, горячей и холодной воды. Остальное – жилищные услуги, то есть управление недвижимостью, вывоз и захоронение отходов, содержание территории.

Наиболее важным этапом в организации системы энергоменеджмента, помимо кадрового обеспечения, является формирование энергетической политики предприятия ЖКХ. Энергетическая политика – это не разовый директивный документ, а система мониторинга энергетической ситуации, прогноза возможных экономических, ресурсных и спросовых тенденций, а главное, это формирование и непрерывное совершенствование организационных, экономических и пра-вовых механизмов, обеспечивающих надежное энергоснабжение и рациональное использование ТЭР.

Первое, что должно быть сделано на предприятии, это назначение ответственного лица за энергосбережение и повышение энергетической эффективности деятельности организации. От-ветственный за энергосбережение должен пройти обучение в соответствующих учебных центрах. Ответственное лицо за энергосбережение должно инициировать проведение энергетиче-ского обследования (второй шаг). В соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон 261-ФЗ) все предприятия, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны в срок до 31 декабря 2012 года провести первое энергетическое обследование.

Третий шаг – это разработка программы в области энергосбережения и повышения энер-гетической эффективности предприятия, составленная на основании результатов энергетиче-ского обследования. Программа должна быть разработана в соответствии требованиями статьи 25 Закона 261-ФЗ и требованиями, утвержденными Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики и (или) органами местного самоуправления. Финансирование реализа-ции мероприятий программы подлежит в том числе и за счет составляющих в тарифах на услуги, предоставляемые организациями. Законом 261-ФЗ предписано разработать программу энер-госбережения предприятием, осуществляющим регулируемые виды деятельности, в срок до 15 мая 2010 года и статьей 37 предусмотрена административная ответственность за неисполнение указанного требования.

Следующий, четвертый шаг является главным по организации энергоменеджмента на предприятии ЖКХ. Издается приказ, который должен содержать: цели, задачи, ответственных за энергосбережение на всех объектах и подразделениях предприятия.

Приложением к приказу должны являться:

- план организационно-технических мероприятий по энергосбережению, выполненный во исполнение программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности предприятия (см. шаг третий), с указанием ответственных, сроков исполнения, источников финан-сирования мероприятий, экономического эффекта и срока окупаемости,

- целевые показатели энергосбережения по объектам и подразделениям,

- схема мониторинга выполнения приказа и контроля (ежемесячная, ежеквартальная, ежегодная),

- система материального стимулирования. Которая должна стимулировать внедрение энергосберегающих мероприятий работниками предприятия.

При разработке программ энергосбережения и повышения энергоэффективности предпри-ятия ЖКХ могут воспользоваться примерным перечнем мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденным Приказом Минэнерго РФ №61 от 17 февраля 2010 г.:

1. Организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры:

а) проведение добровольного энергетического аудита;

б) анализ предоставления качества услуг электро-, тепло-, газо- и водоснабжения;

в) анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения жилых многоквартирных домов на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повыше-нию энергетической эффективности;

г) оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях;

д) оптимизация количества котельных и их установленной мощности с учетом местных условий и видов топлива, переход на когенерацию электрической и тепловой энергии.

2. Технические и технологические мероприятия по энергосбережению и повышению энер-гетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры:

а) разработка техникоэкономических обоснований на внедрение энергосберегающих технологий в целях привлечения внебюджетного финансирования;

б) разработка нормативов потерь тепловой энергии;

в) применение типовых технических решений по использованию возобновляемых источников низкопотенциального тепла в системах теплоснабжения, а также для холодоснабжения (тригенерация);

г) использование установок совместной выработки тепловой и электрической энергии на базе газотурбинных установок с котлом-утилизатором, газотурбинных установок, газопоршневых установок, турбодетандерных установок;

д) вывод из эксплуатации муниципальных котельных, выработавших ресурс, или имею-щих избыточные мощности;

е) модернизация котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высо-ким коэффициентом полезного действия;

ж) строительство котельных с использованием энергоэффективных технологий с высоким коэффициентом полезного действия;

з) внедрение систем автоматизации работы и загрузки котлов, общекотельного и вспомо-гательного оборудования, автоматизация отпуска тепловой энергии потребителям;

и) снижение энергопотребления на собственные нужды котельных;

к) строительство тепловых сетей с использованием энергоэффективных технологий;

л) замена тепловых сетей с использованием энергоэффективного оборудования, примене-ние эффективных технологий по тепловой изоляции вновь строящихся тепловых сетей при вос-становлении разрушенной тепловой изоляции;

м) использование телекоммуникационных систем централизованного технологического управления системами теплоснабжения;

н) установка регулируемого привода в системах водоснабжения и водоотведения;

о) внедрение частотно-регулируемого привода электродвигателей тягодутьевых машин и насосного оборудования, работающего с переменной нагрузкой;

п) распределение тепловой нагрузки в пользу энергоэффективных источников комбиниро-ванной выработки тепловой и электрической энергии;

р) мероприятия по сокращению потерь воды, внедрение систем оборотного водоснабже-ния;

с) проведение мероприятий по повышению энергетической эффективности объектов на-ружного освещения и рекламы, в том числе направленных на замену светильников уличного освещения на энергоффективные; замену неизолированных проводов на самонесущие изолированные провода, кабельные линии; установку светодиодных ламп;

т) мероприятия по сокращению объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды;

у) мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;

ф) мероприятия по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

Приведенный перечень мероприятий для организаций ЖКХ является примерным и предприятиям предоставлена возможность включать в программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности другие мероприятия, направленные на снижение потребления топливно-энергетических ресурсов и воды.