В Ижевске при поддержке Правительства Удмуртии, отраслевых министерств и ведомств 16 марта прошёл семинар для руководителей и специалистов крупных промышленных предприятий и регулируемых организаций, организованный Министерством промышленности и энергетики Удмуртской Республики и АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики».
В свете выполнения 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и Республиканской целевой программы на 2010-2014 годы его тема –«Источники финансирования энергосберегающих проектов в Удмуртской Республике» сегодня более чем актуальна.
Целью семинара стало информирование руководителей регулируемых организаций и промышленных предприятий, а также лиц, ответственных за энергосбережение городов и муниципальных районов республики, о возможных источниках финансирования энергосберегающих проектов. Встреча была направлена на консолидацию усилий по выполнению положений 261-ФЗ организациями и предприятиями республики, был сделан анализ проведенной работы и разработаны дальнейшие меры по выполнению Республиканской целевой программы (РЦП).
Перейти на расчеты ТЭР по приборам учета
Заместитель министра промышленности и энергетики Удмуртии Виктор Преснухин рассказал участникам об итогах мониторинга эффективности использования ТЭР, проведенного в рамках РЦП Агентством по энергосбережению УР на 23-х предприятиях промышленности и топливно-энергетического комплекса республики в период с 2007 по 2010 годы, и о прогнозах до 2015 года. По словам Виктора Преснухина, доля платы за энергоресурсы в стоимости произведенной продукции ежегодно увеличивается. Так, за отчетный период на исследуемых предприятиях она выросла с 6,5% в 2007 году до 11,5% в 2009 году. Доля объема потребляемых энергоресурсов, расчет за которые производится по приборам учета, составляет сегодня по электрической энергии – практически 100%, по тепловой энергии – 100% (за исключением четырех предприятий), по природному газу – 100% (за исключением двух предприятий).
В целях реализации энергосберегающей политики на данных предприятиях был осуществлен комплекс мероприятий, направленных на снижение затрат на энергоснабжение. Суммарный объем средств, затраченных на реализацию этих проектов с 2007 по 2010 годы, составил 672,9 млн рублей. Финансирование на 99,3% осуществлялось за счет собственных средств предприятий.
В числе предприятий, добившихся наилучших результатов по энергоемкости продукции, заместитель министра назвал ОАО «Ижевский завод пластмасс», ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод», ЗАО «Ижевский опытно-механический завод», ОАО «Увадрев-Холдинг», ОАО «Свет», ОАО «Ижмаш» и ОАО «Ижсталь».
Что касается нефтяной отрасли, то за отчетный период доля полезного использования компаниями попутного нефтяного газа выросла на 2,5% и составила в 2010 году 62,7%. Правда, в этом направлении предприятиям предстоит еще много сделать, поскольку попутный нефтяной газ на месторождениях Удмуртии содержит большое количество примесей азота, поэтому использовать его достаточно сложно. Однако нефтяные предприятия республики работают над тем, чтобы выполнить заданные Правительством России условия по эффективному использованию попутного газа.
Для снижения энергоемкости продукции, подчеркнул Виктор Преснухин, необходимо активизировать усилия предприятий по сбыту продукции, увеличению объемов ее производства, и, конечно, увеличить объем вложений денежных средств на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, в том числе, за счет привлечения сторонних источников финансирования энергосберегающих проектов.
Виктор Преснухин напомнил участникам семинара, что уже с 2012 года, согласно 261-ФЗ республика в числе всех других регионов должна полностью перейти на расчеты ТЭР по приборам учета. Сейчас, отметил заместитель министра, предприятия республики, первым делом, должны провести энергетические обследования своей инфраструктуры и на основании этого разработать программы энергосбережения и повышения энергоэффективности. Пока работа в данном направлении идет, к сожалению, очень медленно. А вот среди тех, кто успешно проводит энергообследования, он назвал ОАО «ИжАвто».
По прогнозам специалистов, к 2020 году ожидается неизбежный рост энергоемкости производимой продукции до уровня 44 кг.у.т. на 1 тыс. руб., что составляет 143% от базового уровня 2007 года. Безусловно, отметил Виктор Преснухин, данные цифры расходятся с требованиями действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и необходимо сделать все, чтобы не допустить этого роста.
Первый заместитель Председателя РЭК Удмуртской Республики Валерий Кашин выступил с докладом «Об исполнении федерального законодательства по энергосбережению организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности». Он отметил, что, согласно 261-ФЗ, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны были принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 15 мая 2010 года. Формирование производственных программ, инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в отношении регулируемых видов деятельности, а также регулирование цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций должно осуществляться с учетом программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций. Валерий Кашин рассказал о нормативно-правовых аспектах по разработке программ, о требованиях к этим программам в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на период 2010-2012 годы. Он остановился на типовых ошибках при формировании программ, а также на вопросах их финансирования.
ГЧП: государственно-частное партнерство
По словам заместителя министра экономики Удмуртии Мары Шатовой, модернизация экономики республики требует сегодня перехода к рациональному потреблению энергетических ресурсов. Прежде всего, в таких отраслях, как бюджетная сфера, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, топливно-энергетический комплекс и ЖКХ. В Удмуртии в настоящее время создана полноценная законодательная база по стимулированию инвестиционной и инновационной деятельности, существует целый ряд форм государственной поддержки инвесторов. Так, действуют целевые программы поддержки приоритетных отраслей промышленности и малого предпринимательства.
В настоящее время в республике существует достаточно много форм государственной поддержки инвестиционной деятельности. Это предоставление инвесторам льгот по налогам, субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам и лизингу, государственных гарантий, отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и иных обязательных платежей, подлежащий зачислению в бюджет УР, оказывается также информационная и организационная поддержка инвесторов.
В рамках действующих республиканских целевых программ с 2011 года появились и новые формы поддержки инвесторов. В частности, предоставление субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов, а также части лизинговых платежей за производственное оборудование, объекты недвижимости, транспортные средства и спецтехнику.
В 2010 году для оказания содействия в реализации крупных инвестиционных проектов и привлечения в республику долгосрочных стратегических инвестиций была создана рабочая группа по рассмотрению инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для развития республики, которую возглавил Председатель Правительства республики Юрий Питкевич. В настоящее время рабочая группа курирует 12 приоритетных инвестиционных проектов, координируя деятельность органов государственной власти Удмуртии и органов местного самоуправления по устранению административных барьеров в ходе реализации данных проектов.
Одним из перспективных инвестиционных проектов в сфере энергосбережения является проект по строительству биогазовых комплексов на базе агропромышленных предприятиях Удмуртии. Полное использование энергетического потенциала отходов животноводства позволит снизить потребности нашей республики в покупных ТЭР на 3%. Общий объем финансирования проекта составит 1,6 млрд. рублей.
Однако в условиях дефицита федерального и регионального бюджетов, отметила Мара Шатова, особую актуальность приобретаем механизм государственно-частного партнерства. Он позволяет не только привлечь инвестиции в реализацию мероприятий по эффективному использованию энергоресурсов, в разработку и внедрение инновационных энергоэффективных технологий, но и использовать имеющийся у частных компаний организационный опыт, их знания и умения. Частные компании, в свою очередь, получают возможность работать в тех сферах, где традиционно доминирует государство.
ГЧП – это особая форма взаимодействия государства и бизнеса для реализации государственных функций посредством частных инвестиций. Если в европейских странах ГЧП сформировалось как устойчивый элемент экономики, то в России сегодня происходит активная фаза становления и развития инструментов и форм ГЧП.
Определение ГЧП пока не закреплено в нормативных актах РФ, однако сегодня уже можно сформулировать его базовый термин. Это привлечение органами государственного и муниципального управления частного бизнеса в инфраструктурные отрасли, которые ранее всегда находились в исключительно государственном управлении, для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной инфраструктуры и предоставления публичных услуг с использованием таких объектов на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности.
Как отметила Мара Шатова, мощным стимулом для достижения конкретных целей в определенной отрасли, а также экономического роста может стать применение таких инструментов ГЧП, как финансовые институты развития. Среди них Инвестиционный фонд России, ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ГК «Российская корпорация нанотехнологий», ОАО «Российская венчурная компания», ГК «Ростехнологии» и другие.
Так, Инвестиционный фонд России создан для реализации важнейших инфраструктурных и инновационных проектов, имеющих общегосударственное и региональное значение, осуществляемых на основе ГЧП.
По информации Минрегионразвития России, с 2011 года средства в Инвестиционном фонде РФ на финансирование новых инновационных проектов регионального значения не предусмотрены. Однако, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2010 года № 880 «О порядке распределения за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ бюджетам субъектов РФ субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение», устанавливаются правила, определяющие порядок распределения и предоставления бюджетам субъектов субсидий на реализацию региональных инвестиционных проектов, реализуемых на принципах ГЧП. Одним из условий для получения такой субсидии является наличие в субъекте РФ регионального Инвестиционного фонда, который также представляет собой часть средств бюджета субъекта.
В связи с этим Правительство Удмуртии в 2011 году будет осуществлять работу по созданию регионального Инвестиционного фонда и привлечению в него с 2012 года средств федерального бюджета.
ГК «Внешэкономбанк» - государственная корпорация, представляющая собой один из ключевых механизмов инвестиционной политики государства, основанных на ГЧП и осуществляющая инвестиционную деятельность в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности.
ГК «Внешэкономбанк» в настоящее время формирует программы типовых проектов, предполагаемых к реализации на принципах ГЧП по трем направлениям. Это экологическая программа, включающая проекты строительства и модернизации инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, а также проекты строительства мусоросортировочных заводов; программа энергоэффективности (в частности, перевод котельных на альтернативные источники топлива) и программа по созданию городского развития.
В Удмуртии, по словам Мары Шатовой, первым примером ГЧП стала проведенная в 2006-2007 годы реконструкция 41 котельной в 13 сельских районах, заказчиком этих работ выступило тогда АНО «Агентство по энергосбережению УР». Сегодня Правительство республики не менее активно сотрудничает с ГК «Внешэкономбанк» по развитию ГЧП и рассматривает его участие в качестве одного из источников финансирования в реализации перспективных инвестиционных проектов. Минэкономики Удмуртии проводит работу по сбору предложений от муниципальных образований для участия Удмуртской Республики в программах типовых проектов ГЧП «Внешэкономбанка». В том числе, в программе «Энергоэффективность».
В настоящее время 15 муниципальных образований Удмуртии подтвердили свою заинтересованность в участии в программах типовых проектов «Внешэкономбанка» по новому строительству и модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры на условиях ГЧП по направлению «энергоэффективность»
По данной программе внесены предложения по 31 проекту на общую сумму около 12 млрд. рублей. В том числе, 9 проектов – по строительству и модернизации водопроводных насосных станций, 10 проектов – по строительству и модернизации канализационных насосных станций, 6 проектов – по строительству и модернизации котельных районного значения, 5 проектов – по внедрению современных ресурсосберегающих технологий, способствующих повышению эффективности использования энергетических ресурсов.
Дальнейшим шагом Правительства Удмуртской Республики станет формирование заявок от ГК «Внешэкономбанка» на оказание услуг инвестиционного консультирования по приоритетным инвестиционным проектам, имеющим приоритетное значение для социально-экономического развития республики с целью привлечения в республику долгосрочных инвестиций.
Льготное финансирование проектов
О возможностях льготного финансирования энергосберегающих проектов на территории Удмуртии участникам встречи рассказал директор АНО «Агентство по энергосбережению УР» Павел Берлинский.
В соответствии с реализацией энергосберегающей политики в Удмуртии, Агентство по энергосбережению осуществляет финансирование энергосберегающих проектов за счет средств, предусмотренных на внедрение энергосберегающих мероприятий на территории республики. Отбор проектов на финансирование осуществляется на конкурсной основе. Финансовую поддержку получают, прежде всего, проекты, связанные со строительством и реконструкцией котельных с переводом их на газ, заменой устаревшего и изношенного оборудования на энергоэффективное, проектированием и строительством автономных источников энергоснабжения (мини-ТЭЦ, ГПУ, когенерационные установки и т.д.), модернизацией систем наружного освещения с применением высокоэффективных светильников, а также с реконструкцией тепловых сетей с использованием современных теплоизоляционных материалов и применением альтернативных видов топлива: древесных отходов, пеллет и биогаза.
Структура финансирования энергосберегающих проектов в 2010 году выглядит следующим образом: 73% - техперевооружение котельных и систем теплоснабжения, 16% - строительство биогазовых комплексов, 9% - реконструкция объектов подготовки воды, 1% - замена светильников уличного освещения на энергоэффективные.
В 2010 году комиссией было рассмотрено 43 проектных заявки, из них 14 получили одобрение к финансированию на общую сумму 434,5 млн. руб. В том числе, за счет средств на энергосбережение в размере 65,6 млн рублей. По состоянию на 31.12.2010, заключено 12 договоров финансирования на сумму 62,9 млн рублей. При организации финансирования, подчеркнул Павел Берлинский, Агентство придерживается принципа софинансирования, то есть, часть средств обязательно должно вложить само предприятие, реализующее проект. Кроме того, при финансировании приоритет отдается проектам, стоимость которых составляет не менее 1 – 3 млн рублей на один проект.
Среди наиболее интересных энергосберегающих проектов, которые были профинансированы в минувшем году, проект по строительству биоэнергетического комплекса мощностью 600 кВт в СПК «Искра» для получения из отходов животноводства биогаза с выработкой тепловой и электрической энергии. Подобные проекты планируется также запустить на ООО «Пычасский свинокомплекс» и на ОАО «Восточный».
Успешными также стали и другие проекты. Например, проект ОАО «Игринская энергетическая компания» - «Тепловое перевооружение системы теплоснабжения от котельной ПУ № 36 в п. Игра с выводом из эксплуатации 3-х угольных котельных». Энергосберегающий проект МУП г. Сарапула «Сарапульский водоканал» – «Установка стабилизаторов давления для противоаварийной защиты трубопроводов и оборудования водопроводной сети от гидроударов, пульсаций давления, вибраций». Проект ОАО «Увадрев-Холдинг» - «Установка котла на древесных отходах». Энергосберегающий проект АМУ культуры г. Ижевска Центр Русской культуры «Русский дом» - «Замена уличного освещения на энергоэффективное (светодиодное)».
По словам Павла Берлинского, заявок на финансирование проектов в Агентство было подано большое количество, но многие из них, к сожалению, отличаются низкой проработкой проекта. Руководитель Агентства еще раз напомнил: результатом эффективного использования бюджетных средств от реализации проектов должно стать снижение потребления первичных энергоресурсов – воды, угля, газа. Если в проекте эта норма не заложена, комиссией он не рассматривается. Причинами отказа в финансировании проектов в 2009-2010 годах было отсутствие в них: снижения ТЭР; должного экономического эффекта; социальной значимости; гарантий возврата денежных средств, а также отмечался срок окупаемости проекта более 5 лет.
В 2010 году, в соответствии с планом мероприятий РЦП, по схеме льготного финансирования намечена реализация трех крупных инвестиционных проектов. Это развитие малой энергетики, в частности, строительство мини-ТЭЦ (когенерация), использование местных, возобновляемых видов топлива и вторичных энергоресурсов, а также инвестиционный проект по модернизации общественного транспорта, в том числе, перевод автотранспорта на компримированный природный газ и модернизация подвижного состава электротранспорта.
Руководитель Агентства назвал основные задачи инвестиционных проектов. Это привлечение средств Инвестиционного фонда РФ; привлечение средств Государственной программы РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»; оказание комплексной поддержки со стороны бюджета УР в виде предоставления льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, возмещение части процентной ставки на уплату процентов по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей. Еще одна важная задача – предоставление инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу, земельному налогу. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2010 года № 857, налоговый кредит предоставляется на внедрение конденсационных котлов, тепловых насосов, когенерационных установок (до 25 МВт) и светодиодных ламп.
Перспективы сотрудничества
О возможностях участия ОАО «Сбербанк России» в финансировании энергосберегающих проектов рассказала участникам семинара заместитель управляющего Удмуртским отделением № 8618 ОАО «Сбербанк России» Л. И. Беляева.
ОАО «Сбербанк России» с 2008 года осуществляет финансирование энергосберегающих проектов. Так, запущено в работу три проекта с ОАО «Агентство по инвестициям и лизингу «ГЛОРЕСС» и ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания».
В марте 2011 года между ОАО «Сбербанк России» и АНО «Агентство по энергосбережению УР» заключено генеральное соглашение об открытии не возобновляемой кредитной линии на сумму свыше 77 млн рублей сроком до 6 лет. Цель кредитования – финансирование энергосервисных контрактов по замене ламп уличного освещения на светодиодные лампы.
Представитель «Сбербанка России» остановилась на вариантах предоставления кредитных средств, в зависимости от особенностей реализации энергосберегающих проектов, а также на вопросах финансирования исполнителей энергосберегающих проектов. Она рассказала о требованиях, предъявляемых банком к энергосберегающим проектам, к исполнителям и заказчикам данных проектов, а также об основных условиях предоставления кредитных средств «Сбербанком России».
Начальник отдела корпоративного бизнеса Ижевского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Антон Горелкин представил на семинаре программу финансирования энергоэффективности RUSEFF, которая становится сегодня все более востребованной у предприятий и организаций в свете проведения политики энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Темой доклада заместителя директора АНО «Агентство по энергосбережению УР» Кирилла Масленникова стало финансирование энергосберегающих проектов по схеме энергосервисных договоров (контрактов) и опыт внедрения энрегосервисных контрактов в Удмуртской Республике. Он рассказал о нормативных документах, регулирующих энергосервисные контракты, о структуре платежей при реализации проектов, о типичных проблемах, возникающих при заключении энрегосервисных договоров.
По словам докладчика, в настоящее время в рамках реализации 261-ФЗ и РЦП с целью пропаганды новых механизмов финансирования энергосберегающих мероприятий в Удмуртии заключено три пилотных энергосервисных договора на общую сумму 5,5 млн рублей с общим годовым экономическим эффектом 2,52 млн рублей. Первым из них в Удмуртии стал энергосервисный контракт с МО «Малопургинское» по замене светильников уличного освещения на светодиодные. А также МУП ЖКХ г. Можги – замена насосного оборудования котельных на энергоэффективное; ООО «Кезское ПКХ» - техперевооружение угольной котельной ЦБ с. Кулига Кезского района с переводом на газ. Срок окупаемости данных проектов от 1-го года до 4-х лет. Докладчик отметил, что также в качестве энергосервисной компании в Удмуртии выступает ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания».