Энергосбережение. Время действовать

газета "Удмуртская правда", июнь 2013

журнал "Энергетика.Энергосбережение.Экология", июнь 2013

В Ижевске прошел семинар «Финансирование и опыт реализации энергосберегающих проектов в Удмуртской республике».

Сегодня понятия «энергосбережение» и «энергоэффективность» стали символами модернизации страны. Правительство поставило задачу к 2020 году снизить энергоемкость российской экономики на 40 процентов. Но прежде чем Россия встанет на путь сохранения и приумножения топливно-энергетических ресурсов, потребуются средства на модернизацию производств и внедрение энергосберегающих технологий и оборудования. Где их взять?

Ответы на этот актуальный вопрос руководители и специалисты крупных промышленных предприятий и регулируемых организаций республики смогли получить на семинаре ««Финансирование и опыт реализации энергосберегающих проектов в Удмуртской республике», который на прошлой неделе прошел в столице Удмуртии. Организаторами встречи выступили: Правительство УР, Министерство промышленности и энергетики УР и АНО «Агентство по энергосбережению УР».

Приветствуя участников семинара, министр промышленности и энергетики УР Олег Радионов подчеркнул, Правительство РФ установило жесткие сроки реализации мероприятий по повышению энергоэффективности. В федеральной «Стратегии 2020» поставлена задача в 4 раза увеличить объемы производства в стране без роста расхода энергоресурсов. Кроме того, до 2020 года на 40 процентов должна быть снижена энергоемкость промышленности. Республиканская целевая программа «Энергоэффективность УР на 2010-2014 и целевые установки до 2020 года» ставит такие же амбициозные задачи - снизить энергоемкости валового регионального продукта к 2014 году на 7,3 процента и уменьшить потребление топливно-энергетических ресурсов в среднем на 380,7 тыс. тонн условного топлива в год. По итогам 2012 года снижение энергоемкости ВРП в целом республике составляет порядка 7,2 процентов. То есть Удмуртия успешно справляется с поставленными задачами. Но успокаиваться рано, считает Олег Радионов.

- Закон «Об энергосбережении» направлен в первую очередь на стимулирование к энергосбережению граждан и организаций бюджетной сферы. Задача-максимум - сократить потребление энергоресурсов в бюджетном секторе к 2015 году на 15 процентов. Для этого госпредприятия, муниципалитеты, бюджетные учреждения обязаны провести энергетическое обследование зданий, принять программы по энергосбережению, установить приборы учета потребления ресурсов. Как показывает практика, бюджетники с поставленными задачами успешно справляются. А вот ситуация на предприятиях республики оставляет пока желать лучшего. Уровень снижения энергоемкости в промышленности идет медленно, - отметил министр.

При этом основной аргумент для оправдания неудач с энергосбережением – отсутствие финансирования. Но уже сегодня, по словам начальника отдела энергосбережения Минпромэнерго УР Андрея Башкирова, существует несколько бизнес-моделей и отдельных решений в сфере энергосбережения, которые при известных усилиях, инициативе и поддержке органов власти можно внедрять, не рассчитывая на лучшие времена, и которые способны дать заметный ощутимый эффект в кратчайшей перспективе. В основе каждой из моделей лежит обыкновенный здравый смысл и трезвый расчет соотношения затрат и выгод.

- Сегодня предприятия для финансирования энергосберегающих проектов могут использовать различные финансовые инструменты, в том числе заемные средства банков. Поддержка осуществляется в соответствии с законодательством УР об инвестиционной деятельности, в том числе по предоставлению субсидий на возмещение части процентной ставки по привлекаемым кредитным ресурсам и лизинговым платежам, а также выдаются целевые займы на энергосбережение. Еще один новый и достаточно эффективный инструмент финансирования энергосберегающих мероприятий – энергосервисный контракт, - подчеркнул Андрей Башкиров.

По словам заместителя директора по техническим вопросам АНО «Агентство по энергосбережению УР» Кирилла Масленикова, энергетический контракт – действенный инструмент оптимизации расходов на энергоресурсы. Суть его в том, что компания за свой счет внедряет на предприятии энергосберегающее оборудование или технологии. На возмещение затрат пойдут средства, которые удастся сэкономить в течение срока действия контракта на плате за коммунальные ресурсы.

- В рамках такого договора исполнитель проводит энергосберегающие мероприятия, а затем заказчик делит с ним полученный экономический эффект. В итоге потребитель-заказчик не платит ничего и фактически сразу снижает затраты на оплату энергоресурсов. А исполнитель (энергосервисная компания, которая финансирует энергосберегающие мероприятия) получает понятный инструмент возврата вложенных средств за счет доли от общей экономии, - подчеркнул Кирилл Маслеников.

За прошедшие три года Агентством было реализовано уже 22 энергосервисных контракта на общую сумму 83,2 млн. руб. Годовой экономический эффект - 26,8 млн. рублей. Срок окупаемости проектов до 5 лет.

Помимо этого АНО «Агентство по энергосбережению УР» осуществляет финансирование энергосберегающих проектов за счет средств на энергосбережение предусмотренных в рамках республиканской целевой программы.

- Целевые займы выдаются на срок до 5 лет, - говорит Кирилл Маслеников. - Отбор энергосберегающих проектов осуществляется на конкурсной основе. Предприятие на реализацию одного проекта может получить от 1 до 5 млн. рублей, а если проект социально-значимый, то сумма может вырасти до 15 млн. рублей.

В 2012 году Агентством было принято на рассмотрение 28 заявок на сумму 248 млн. рублей. 14 проектов на сумму 93 млн. рублей были одобрены конкурсной комиссией. В настоящее время АНО «Агентство по энергосбережению УР» принимает заявки на финансирование энергосберегающих проектов на 2013 год.