Сборник "Энергоэффективный Петербург" в рамках Международного конгресса "Энергоэффективность и энергосбережение - динамика развития", октябрь 2018 года
Журнал ENERGOATLAS.RU, апрель 2018 года
Информационный портал по энергосбережению ENERGOATLAS.RU, 21 марта 2018 года
В регионах работа по повышению энергетической эффективности разворачивается по-разному, особенно после того, как перестали существовать федеральные субсидии на софинансирование соответсвующих региональных программ. Павел Берлинский, директор АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» поделился опытом повышения энергоэффективности Удмуртии и роли в этой работе регионального центра.
В Удмуртской Республике действует Программа развития энергетики, состоящая из четырех подпрограмм:
С 2007 года экономия составила по республике около 17%, или 6,7 млрд рублей в год. Задача по-прежнему стоит снизить энергоемкость на 40% к 2020 году. И хотя она фактически недостижима, т.к. ставилась в других макроэкономических условиях, но стремиться к ней необходимо.
Рис. 1. Динамика энергоемкости ВРП Удмуртской республики
В 2016 году ВРП республики составил 529 млрд рублей, а затраты на покупные извне топливно-энергетические ресурсы – 41 млрд рублей. Здесь уже сэкономили 6,7 млрд в год, задача стоит достичь ежегодной экономии еще в 2-3 млрд рублей.
В отраслевом разрезе лидирует агропромышленный сектор – здесь на 40% снижена энергоемкость – как за счет роста объемов производства, так и новых энергоэффективных технологий.
Промышленность в целом снизила энергоемкость на 25%, показатель в ТЭК – 32% снижения, здесь выполняются программы энергосбережению и четко контролируются со стороны Министерства энергетики и строительства республики.
Рис.2. Динамика энергоемкости по отраслям экономики
Аутсайдеры – нефтяная индустрия, где энергоемкость выросла на 64%. Причина понятна – легкая нефть заканчивается, и добыча требует все больших усилий и большей энергии. Однако это тянет вниз всю республику. Выступаем за создание отдельной программы энергосбережения в республиканском нефтяном секторе.
Если проанализировать, за счет чего снижена энергоемкость ВРП – за счет роста самого ВРП (17%), плюс благодаря экономии ТЭР в абсолютном выражении (0,2%). Задача до 2020-21гг сэкономить еще 29-30% за счет энергоемкости. При этом, если принять в расчет прогнозные показатели Минэкономразвития (к 2021 году суммарный рост ВРП должен составить 3,4%, относительно 2016 г.), то сократить потребление ТЭР в республике надо на 27,4%. Снова недостижимые, но целевые цифры.
Если в предыдущие годы снижение энергоемкости достигалось ростом ВРП и реализацией быстроокупаемых проектов, то сейчас таковых практически не осталось, надо приниматься за мероприятия со сроками окупаемости 10 и более лет.
Сформулированы следующие принципы:
Цель – энергоемкость 19,6 кг у.т. на тыс. рублей ВРП.
Оснащенность приборами учета в бюджетных учреждениях почти 100% в части учреждений республиканского подчинения, в муниципалитетах около 70%, основные резервы – в учете тепла, холодной и горячей воды. В МКД ситуация различна, в среднем 70-80% оснащенность общедомовыми приборами учета – от 76% по теплу до 95,9% по электроэнергии.
Рис. 3. Доля объемов энергетических ресурсов, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета
Один из вариантов финансирования энергоэффективных проектов – энергосервисный контракт.
В активе Агентства за 5 лет – реализация 54 контрактов на 300 млн рублей, со средним сроком окупаемости 4,5 года и ежегодной экономией около 70 млн рублей. Чаще всего это проекты реконструкции котельных с переводом на газ, также перевод котельных с электричества и угля на пеллеты, модернизация уличного освещения, замена насосов в системах тепло- водоснабжения с установкой ЧРП.
Сегодня в республике используются два типа механизмов – энергосервисные договоры и инвестиционные договоры.
В тех случаях, когда экономия недостаточна, используем инвестиционный договор, где финансирование комбинированное – как за счет достигаемой экономии, так и за счет оплаты из средств заказчика. Чаще это касается крупномасштабных проектов.
Рис. 4. Динамика реализации энергосервисных контрактов на территории Удмуртской Республики
Примеры энергосервисных проектов:
В качестве примера инвестиционного договора можно привести село Завьялово, где была установлена крышная котельная для нужд отопления и ГВС многоквартирного дома. Застройщику это выгодно, т.к. в противном случае перекладка сетей централизованного теплоснабжения обошлась бы гораздо дороже.
Однако потенциал энергосбережения в бюджетных учреждениях и МКД гораздо выше, он сдерживается нормативным регулированием, когда невозможно реализовывать контракты со сроками более срока бюджетного планирования (3 года). Разработано и согласуется проект постановления Правительства Удмуртской Республики, которое снимет эту проблему. Потенциал проектов, сроки по которым превышают 3 года, и которые в остальном готовы выходить на контракт, посчитан, он составляет порядка 137 млн рублей для учреждений республиканского бюджета.
Также серьезным подспорьем станет возврат финансирования региональных программ энергосбережения.