Энергоэффективность и энергосервисные контракты – опыт Удмуртской Республики

 

Сборник "Энергоэффективный Петербург" в рамках Международного конгресса "Энергоэффективность и энергосбережение - динамика развития", октябрь 2018 года

Журнал ENERGOATLAS.RU, апрель 2018 года

Информационный портал по энергосбережению ENERGOATLAS.RU, 21 марта 2018 года

В регионах работа по повышению энергетической эффективности разворачивается по-разному, особенно после того, как перестали существовать федеральные субсидии на софинансирование соответсвующих региональных программ. Павел Берлинский, директор АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» поделился опытом повышения энергоэффективности Удмуртии и роли в этой работе регионального центра.

В Удмуртской Республике действует Программа развития энергетики, состоящая из четырех подпрограмм:

  • «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» (куда входят мероприятия в ЖКХ, в том числе в части многоквартирных домов),
  • «Развитие и модернизация электроэнергетики»,
  • «Развитие использования возобновляемых источников энергии»,
  • «Развитие рынка газомоторного топлива».

С 2007 года экономия составила по республике около 17%, или 6,7 млрд рублей в год. Задача по-прежнему стоит снизить энергоемкость на 40% к 2020 году. И хотя она фактически недостижима, т.к. ставилась в других макроэкономических условиях, но стремиться к ней необходимо.

Динамика энергоемкости ВРП Удмуртской Республики

Рис. 1. Динамика энергоемкости ВРП Удмуртской республики

В 2016 году ВРП республики составил 529 млрд рублей, а затраты на покупные извне топливно-энергетические ресурсы – 41 млрд рублей. Здесь уже сэкономили 6,7 млрд в год, задача стоит достичь ежегодной экономии еще в 2-3 млрд рублей.

В отраслевом разрезе лидирует агропромышленный сектор – здесь на 40% снижена энергоемкость – как за счет роста объемов производства, так и новых энергоэффективных технологий.

Промышленность в целом снизила энергоемкость на 25%, показатель в ТЭК – 32% снижения, здесь выполняются программы энергосбережению и четко контролируются со стороны Министерства энергетики и строительства республики.

Динамика энергоемкости по отраслям экономики

Рис.2. Динамика энергоемкости по отраслям экономики

Аутсайдеры – нефтяная индустрия, где энергоемкость выросла на 64%. Причина понятна – легкая нефть заканчивается, и добыча требует все больших усилий и большей энергии. Однако это тянет вниз всю республику. Выступаем за создание отдельной программы энергосбережения в республиканском нефтяном секторе.

Если проанализировать, за счет чего снижена энергоемкость ВРП – за счет роста самого ВРП (17%), плюс благодаря экономии ТЭР в абсолютном выражении (0,2%). Задача до 2020-21гг сэкономить еще 29-30% за счет энергоемкости. При этом, если принять в расчет прогнозные показатели Минэкономразвития (к 2021 году суммарный рост ВРП должен составить 3,4%, относительно 2016 г.), то сократить потребление ТЭР в республике надо на 27,4%. Снова недостижимые, но целевые цифры.

Если в предыдущие годы снижение энергоемкости достигалось ростом ВРП и реализацией быстроокупаемых проектов, то сейчас таковых практически не осталось, надо приниматься за мероприятия со сроками окупаемости 10 и более лет.

Сформулированы следующие принципы:

  • инвестиции только в соответствии с разработанными перспективными схемами энергоснабжения,
  • реализация комплексных проектов со сроком окупаемости более 5 лет,
  • развитие ГЧП,
  • субсидирование энергоэффективных проектов, компенсация выпадающих доходов РСО,
  • разработка и реализация проектов комплексной застройки с элементами Smart-City,
  • разработка и реализация программы снижения электроемкости нефтедобывающей отрасли УР.

Цель – энергоемкость 19,6 кг у.т. на тыс. рублей ВРП.

Оснащенность приборами учета в бюджетных учреждениях почти 100% в части учреждений республиканского подчинения, в муниципалитетах около 70%, основные резервы – в учете тепла, холодной и горячей воды. В МКД ситуация различна, в среднем 70-80% оснащенность общедомовыми приборами учета – от 76% по теплу до 95,9% по электроэнергии.

Доля объемов энергетических ресурсов, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета

Рис. 3. Доля объемов энергетических ресурсов, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета

Один из вариантов финансирования энергоэффективных проектов – энергосервисный контракт.

В активе Агентства за 5 лет – реализация 54 контрактов на 300 млн рублей, со средним сроком окупаемости 4,5 года и ежегодной экономией около 70 млн рублей. Чаще всего это проекты реконструкции котельных с переводом на газ, также перевод котельных с электричества и угля на пеллеты, модернизация уличного освещения, замена насосов в системах тепло- водоснабжения с установкой ЧРП.

Сегодня в республике используются два типа механизмов – энергосервисные договоры и инвестиционные договоры.

В тех случаях, когда экономия недостаточна, используем инвестиционный договор, где финансирование комбинированное – как за счет достигаемой экономии, так и за счет оплаты из средств заказчика. Чаще это касается крупномасштабных проектов.

Динамика реализации энергосервисных контрактов на территории Удмуртской Республики

Рис. 4. Динамика реализации энергосервисных контрактов на территории Удмуртской Республики

Примеры энергосервисных проектов:

  • МУП «Коммунальные тепловые сети» г.Воткинска: заменены насосные агрегаты, установлены ЧРП, диспетчеризация, всего модернизированы 21 ЦТП; годовой экономический эффект порядка 5,5 млн рублей, удельное потребление электроэнергии снизилось практически на 50%; плюс увеличение надежности, снижение аварийности в системах ХВС и ГВС, улучшение обоснованности управленческих решений за счет диспетчеризации;
  • МУП ЖКХ г.Можги – аналогичный проект по холодной воде, также вдвое снижено удельное потребление электроэнергии, эффект 4 млн рублей в год;
  • Сарапул, замена 965 светильников уличного освещения, почти 3 млн рублей в год экономия, существующие затраты снизились почти на 70%, плюс улучшение освещенности, снижение эксплуатационных расходов;
  • Селтинская ЦРБ – установлена транспортабельная газовая котельная установка, подогревающая горячую воду для нужд больницы, до этого использовался нагрев электрокотлами, экономия составила 5,6 млн рублей в ценах 2014 года;
  • Синтекский психоневрологический интернат – замена 576 светильников внутреннего освещения и замена электрических плит на два пищеварочных котла дали годовой экономический эффект 459 тыс. рублей, а также улучшение освещенности, снижение эксплуатационных расходов.

В качестве примера инвестиционного договора можно привести село Завьялово, где была установлена крышная котельная для нужд отопления и ГВС многоквартирного дома. Застройщику это выгодно, т.к. в противном случае перекладка сетей централизованного теплоснабжения обошлась бы гораздо дороже.

Однако потенциал энергосбережения в бюджетных учреждениях и МКД гораздо выше, он сдерживается нормативным регулированием, когда невозможно реализовывать контракты со сроками более срока бюджетного планирования (3 года). Разработано и согласуется проект постановления Правительства Удмуртской Республики, которое снимет эту проблему. Потенциал проектов, сроки по которым превышают 3 года, и которые в остальном готовы выходить на контракт, посчитан, он составляет порядка 137 млн рублей для учреждений республиканского бюджета.

Также серьезным подспорьем станет возврат финансирования региональных программ энергосбережения.