Энергоэффективность в бюджетной сфере Удмуртской Республики. Энергосервис

Каталог докладов Международного симпозиума «Энергоресурсоэффективность и энергосбережение» в рамках дней энергосбережения и повышения энергоэффективности в Республике Татарстан, март 2017

Распределение энергопотребления между организациями различного уровня бюджетного финансированияЭнергоэффективность бюджетной сферы – одно из первых направлений, реализуемых Агентством с момента своего образования. Имея огромную базу данных по техническим характеристикам объектов бюджетной сферы и объемам энергопотребления, мы регулярно осуществляем мониторинг энергоэффективности, создавая, таким образом, статистическую платформу энергосбережения.

По данным за 2015 год объем потребления энергоресурсов объектами бюджетной сферы регионального и муниципального подчинения составил 277 тыс.т.у.т. (4,2% от общего энергопотребления республики), затраты консолидированного бюджета на оплату энергоресурсов – 3,4 млрд.руб. В долевом распределении энергопотребления между организациями различного уровня бюджетного финансирования максимальная доля приходится на муниципальные учреждения (57%).

По общепринятым правилам эффективность потребления энергоресурсов в бюджетных учреждениях оценивается по удельным показателям. Анализируя их динамику, можно отметить, что в период с 2009 года, «стартуя» примерно с одного уровня, муниципальные учреждения к 2016 году сократили удельное энергопотребление на 21,1%, в то время как республиканские – на 14,1%. При этом переломный момент пришелся на 2014 год, когда произошла передача всех муниципальных объектов здравоохранения, характеризуемых значительным удельным энергопотреблением, в республиканскую казну. Таким образом, резкое сокращение удельных расходов ТЭР по муниципалитетам является, в большей степени, не результатом реализации каких-либо энергоэффективных проектов, а лишь дислокацией учреждений здравоохранения на региональный уровень. В остальные же периоды этиология снижения удельных индексов энергопотребления находится именно в плоскости реализации энергоэффективных мероприятий.

Потенциал энергосбереженияПо причине однотипности структуры бюджетных учреждений, находящихся в распоряжении муниципалитетов, интересным с точки зрения анализа является их срез по показателю «Удельный расход энергоресурсов на квадратный метр занимаемой площади». По данным за 2015 год разброс между минимальным (МО «Город Глазов») и максимальным (МО «Кизнерский район») значениями показателя составил 71% при среднем уровне 39,8 кг.у.т./м2. В разрезе же учреждений конкретного направления (школы, детские сады и пр.) разброс между максимумом и минимумом удельного расхода ТЭР может достигать 3-4-кратных значений и более при однотипных технических характеристиках объектов.

И все же, планомерная комплексная работа в области повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере дает свои результаты: годовой экономический эффект для консолидированного бюджета региона оценивается в 599 млн.руб. (в ценах 2015 года).Потенциал энергосбережения по сферам

При этом минимально возможный потенциал энергосбережения по укрупненным данным составляет еще 395 млн.руб., из которых 52% приходится на потенциал в теплоснабжении.

Основными причинами высокого потенциала энергосбережения в этих учреждениях являются:

  1. отсутствие заинтересованности большинства руководителей бюджетных организаций в экономии энергоресурсов;
  2. отсутствие на уровне организаций программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработанных с привлечением экспертов;
  3. низкие теплотехнические характеристики зданий;
  4. недостаточный уровень оснащения приборным учетом потребляемых энергоресурсов;
  5. некорректность определения расчетных объемов теплопотребления по объектам, где приборный учет тепловой энергии и воды не обеспечен либо временно отсутствует (по причине отсутствия квалифицированного персонала энергетического профиля);
  6. использование электрооборудования низкого класса энергетической эффективности;
  7. низкий уровень автоматизации регулирования режимов работы систем тепло- и  водоснабжения;
  8. дефицит бюджетных средств в сочетании с:
  • нежеланием большинства руководителей бюджетных организаций реализовывать энергоэффективные мероприятия по схеме энергосервиса;
  • инертностью отдельных органов исполнительной власти республики и управлений муниципальных образований в вопросах содействия развитию энергосервисных контрактов.

АНО «Агентство по энергосбережению УР» с 2010 года для реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере, активно использует механизм заключения энергосервисных контрактов. В настоящее время реализовано более 50 энергосервисных контрактов на общую сумму более 230 млн.руб., в том числе на объектах бюджетной сферы 23 млн.руб.

Основные направления реализации проектов:

  • тех.перевооружение систем теплоснабжения и котельных – 47 объектов
  • перевод котельных с электрической энергии на пеллеты – 3 объекта
  • замена насосного оборудования на современное с ЧРП – 55 объекта
  • замена светильников освещения на светодиодные – 4 объекта.

Ниже представлены наиболее интересные проекты реализованные Агентством в бюджетной сфере.

котельная газовая Селтинская ЦБВ марте 2016 года  Агентством был реализован энергосервисный контракт в Селтинской центральной больнице. В рамках энергосервиса была установлена транспортабельная газовая котельная  для нужд ГВС. В здании старой электрокотельной установлены емкостные водонагреватели, электрокотлы выведены в аварийный резерв.

До энергосервиса горячая вода в больницу подавалась по графику. Температура воды в часы максимального водоразбора была низкая.  Сегодня весь больничный комплекс круглосуточно обеспечен горячей водой. Фактическая экономия у больницы оказалась больше, чем была запланирована: кроме прямой экономии от снижения потребления энергоресурсов, у больницы появилась и дополнительная экономия средств - отсутствие дорогостоящих ремонтов изношенного оборудования и снижение численности обслуживающего персонала. Объем ежегодных платежей  у больницы не изменился, однако за энергоресурсы платежи снизились, а сэкономленные средства пошли не только на оплату услуг энергосервиса, но и на собственные нужды учреждения.

В 2014 г. Агентством внедрен комплексный проект по экономии электрической энергии в Синтекском психоневрологическом интернате. В рамках проекта было выполнено:

  • замена 576 светильников (81% от общего количества);
  • замена электрических плит и двух пищеварочных котлов 160л и 100л.

энергосервис в Синтекском ПНИВ результате годовой экономический эффект от экономии электрической энергии составил 459 тыс.руб., произошло улучшение освещенности на объектах, снижение эксплуатационных расходов на замену неисправных и утилизацию ртутьсодержащих ламп.

С 2015 года Агентством поэтапно реализуется проект модернизации уличного освещения города Сарапула, за это время произведена замена 965 уличных светильников (27,9% от общего количества в городе) на современные светодиодные светильники.энергосервис Замена освещения в Сарапуле

В результате годовой экономический эффект от реализации проекта составил 2931 тыс.руб. (69,5 % от существующих затрат на реконструируемых объектах), достигнуто улучшение освещенности на объектах, произошло снижение эксплуатационных расходов на замену неисправных ламп.

Перспектива энергосервиса

По экспертной оценке Агентства, энергосервисные контракты по действующим сегодня условиям энергосервисных компаний возможны лишь в 7% от общего количества бюджетных организациях, что приведет к общей экономии энергоресурсов в этих организациях на 20%. То есть даже при самой благоприятной организации процесса эффект для бюджета, достигнутый за счет сокращения затрат на энергоресурсы, составит не более 2%.

Однако, это не означает, что стоит пренебрегать данным инструментом финансирования, особенно учитывая дотационный характер регионального бюджета. Просто необходимо понимание всех заинтересованных сторон, что к настоящему времени в регионе практически закончился период реализации быстроокупаемых проектов и все дальнейшие шаги должны быть сделаны в сторону долгосрочного инвестирования.

Энергосбережение в бюджетных организациях должно базироваться на заинтересованности руководства и персонала, а также на инфраструктурных изменениях фондов, используемых бюджетной сферой: избавление от аварийных зданий, эффективное использование имеющихся площадей и т.д.

Наибольший же эффект для экономики региона может быть достигнут от реализации энергосервисных контрактов на предприятиях ЖКХ, промышленности и энергетики.

Попова А.Г.

Машкин С.Д.