Энергосбережение в Удмуртской Республике. Итоги мониторинга энергоэффективности. Основные цели и задачи государственной программы. Планы на будущее

журнал «Экономика Кировской области и ТЭК», октябрь 2016

Вопросы энергосбережения на сегодняшний день являются ключевыми во всех отраслях экономики, т.к. Указом Президента РФ от 4 июня 2008 года №889 была поставлена цель по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации к 2020 году не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом. Не занимаясь вопросами энергосбережения, достичь поставленной цели будет просто невозможно. При этом повышать энергетическую эффективность необходимо на всех этапах энергетической цепи: при производстве, передаче и потреблении топливно-энергетических ресурсов. Лишь комплексный подход к вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности позволит достичь необходимых результатов.

С целью систематизации деятельности в области энергоэффективности на региональном уровне в республике принята государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике». Основной ее целью является создание условий для надежного и эффективного энергоснабжения региона. Программа действует с 2014 года, но она является своего рода пролонгированным вариантом Республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Удмуртской Республике на 2010 – 2014 годы и целевые установки до 2020 года». В государственной программе прописан комплекс направлений, в которых необходимо развиваться (основные мероприятия госпрограммы), а конкретные мероприятия по каждому направлению с указанием объектов реализации, формируются ежегодно и оформляются как План реализации госпрограммы, во многом зависящий от финансовых возможностей всех ее исполнителей и участников, поэтому данный документ является достаточно динамичным и объемным.

Анализируя динамику основного показателя, характеризующего уровень энергоэффективности региональной экономики, можно констатировать, что определенные положительные результаты реализации политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности уже достигнуты: энергоемкость ВРП УР к 2016 году сократилась относительно 2007 года на 13%. Максимальное снижение энергоемкости относительно 2007 года наблюдается на промышленных предприятиях (39,9%) и предприятиях агропромышленного комплекса (43,2%). Предприятия нефтяной индустрии, имеющие немалую долю в структуре ВРП, напротив, характеризуются ростом энергоемкости – на 32% относительно 2007 года, и, соответственно, вносят тем самым отрицательную лепту в динамику энергоемкости региональной экономики. При этом стоит понимать, что численное сокращение показателя является совокупным результатом как структурных сдвигов в экономике региона и изменения состава производств, так и реализации энергоэффективных мероприятий.

Огромный пласт потенциала энергосбережения приходится на коммунальную энергетику, где в большинстве своем в постперестроечный период, да и сейчас, идет, попросту говоря, «латание дыр», а не модернизация и техническое перевооружение отрасли. В последнее время, конечно, ситуация немного меняется, особенно с началом ввода нового механизма финансирования мероприятий – энергосервиса, однако, к сожалению, ввиду имеющегося несовершенства законодательства в области тарифного регулирования и не всегда корректно составленных топливно-энергетических балансов энергоснабжающих предприятий, учтенных регулятором при тарифообразовании, не всегда есть возможность применения этой схемы финансирования. При имеющемся на сегодняшний день дефиците регионального бюджета организациям коммунального комплекса не стоит рассчитывать на «бесплатные» деньги в виде субсидий на реализацию каких-либо мероприятий по модернизации своих объектов. Энергосервис является самым оптимальным вариантом, однако как самой энергоснабжающей организации, так и органу регулирования, необходимо иметь ввиду, что для возможности использования данного механизма финансирования инвестиционных проектов, необходимо сформировать и принять при тарифообразовании корректную базу по показателям топливно-энергетических балансов предприятий.

Высоким потенциалом энергосбережения также характеризуется и бюджетная сфера. Основным показателем энергетической эффективности в бюджетозависимых организациях – потребителях ТЭР, является удельный расход условного топлива на 1 кв.метр занимаемой площади. Оценочное значение этого показателя по данным за 2015 год, определенного по бюджетным организациям республиканского уровня, составило 45,27 кг.у.т./м2, и снизилось относительно 2007 года на 20,3%. Достигнутый относительный экономический эффект при этом оценивается в 257,6 млн.руб. (в ценах 2015 года). Столь значительное снижение удельного расхода энергоресурсов достигнуто, в большей степени, за счет массовой реализации мероприятий по установке приборов учета потребляемых энергоресурсов. Для дальнейшего снижения удельного энергопотребления на объектах бюджетной сферы необходима активизация со стороны руководителей организаций деятельности по реализации энергоэффективных мероприятий с применением механизма энергосервиса.

Практически неиспользованным на сегодняшний день остается потенциал энергосбережения в жилищном фонде. Основными факторами, сдерживающим развитие в этой сфере энергосбережения в целом и энергосервиса в частности, являются:

  • низкая информированность населения;
  • отсутствие приборов учета энергетических ресурсов, необходимых, в том числе, и для осуществления расчетов по энергосервисному договору (в случае применения этого механизма финансирования);
  • недостаток достоверной информации о жилищном фонде;
  • сложная процедура утверждения условий энергосервисного договора на общем собрании собственников;
  • необходимость взаимоувязать интересы множества участников отношений в сфере энергосервиса (собственники, управляющая компания, банк, энергосервисная компания).

В связи с этим, первостепенной задачей в жилищном фонде сейчас является ведение пропаганды в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с целью повышения информированности населения о способах энергосбережения, механизмах реализации энергоэффективных мероприятий, а также достигаемом эффекте.

Таким образом, темпы развития энергосбережения во всех отраслях разные, что, конечно же, сказывается и на достигнутых результатах.

Для выхода региональной экономики на запланированные цифры снижения энергоемкости ВРП необходимо активизировать государственную политику, создать стимулы к модернизации производственных мощностей и формированию бережливой модели энергопотребления. Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только при комплексном подходе к вопросу энергосбережения. Нужно понимать, что в настоящее время в регионе практически закончился период реализации быстроокупаемых проектов и все дальнейшие шаги должны быть сделаны в сторону долгосрочного инвестирования. Это требует как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.

Ключевыми задачами на ближайшую перспективу, как нам кажется, должны являться:

  • инвестирование в проекты только в соответствии с разработанными перспективными схемами энергоснабжения;
  • реализация комплексных проектов со сроком окупаемости более 5 лет с использованием различных комбинаций источников финансирования (энергосервис, бюджет, концессия, Фонд содействия реформированию ЖКХ, собственные средства предприятий, кредитные ресурсы и пр.);
  • развитие государственно-частного партнерства;
  • субсидирование энергоэффективных проектов;
  • компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям;
  • разработка и реализация программы снижения электроемкости нефтедобывающей отрасли региона;
  • разработка и контроль реализации программ энергоэффективности на крупнейших предприятиях, имеющих максимальную долю производства продукции в ВРП и долю потребления энергоресурсов в топливно-энергетическом балансе региона;
  • разработка и реализация проектов комплексной застройки с элементами Smart Citi.

Используя комплекс этих задач, как ориентир в реализации политики энергосбережения на территории республики, можно будет достичь целей, поставленных государственной программой, и вывести наш регион на новый уровень энергетической эффективности.