Генерация энергосбережения

Журнал "Эксперт-Урал" №26 (427) июль 2010 г.

О проводимой работе в области энергосбережения в Удмуртской республике редакции журнала рассказал Павел Вадимович Берлинский - директор АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» (далее Агентство).

- Какую роль играет Агентство в реализации политики энергосбережения в Удмуртской Республике (далее УР)?

- Правительство УР уделяет особое место энергосбережению. В этой связи утвержден ряд законодательных нормативных актов. Для содействия Правительству и Региональной Энергетической Комиссии УР (далее РЭК УР) в реализации политики энергосбережения, а также для оказания поддержки муниципальным образованиям и организациям всех форм собственности в разработке и реализации программ и мероприятий энергосбережения, для вовлечения в хозяйственный оборот альтернативных возобновляемых источников энергии и пропаганды энергосбережения в 2004 году была создано наше Агентство. Правление Агентства под руководством заместителя председателя Правительства УР Бикбулатова Ильдара Ильшатовича, в состав которого входят руководители органов исполнительной власти республики, выполняет функции координационного совета по энергосбережению.

- Каковы основные задачи реализации политики энергосбережения?

- Достижение поставленной цели возможно только при постоянной реализации государственной энергосберегающей политики, основными задачами которой являются:

  •  Формирование сбалансированной правовой базы энергоресурсосбережения;
  •  Развитие энергоменеджмента;
  •  Разработка предложений по усилению роли тарифной политики в области энергосбережения;
  •  Информационное обеспечение, обучение и пропаганда в области энергосбережения;
  •  Рост объемов производства при стабилизации или снижении объемов абсолютного потребления первичных энергоресурсов;
  •  Ликвидация бесприборного учета выработки и потребления энергоресурсов.

Особо значимой работой Агентства по реализации политики энергосбережения, проведенной совместно с РЭК УР, является разработка Республиканской Целевой Программы «Энергоэффективность в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы» (далее РЦП).

- В чем суть Программы?

- Цель Программы - это снижение энергоемкости валового регионального продукта (далее ВРП) Удмуртской Республики, которая была сформулирована указом Президента РФ от 04.06.2008 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». Этим указом и была поставлена задача - снижение к 2020 году энергоемкости ВВП на 40% относительно 2007г.

- Каковы перспективы реализации Программы?

- Реализация Программы позволит снизить энергоемкость ВРП к 2014 году на 6,4 % относительно 2007 года. Наибольшее снижение потребления топливно-энергетических ресурсов (далее ТЭР) можно достичь в бюджетной сфере и ЖКХ – в размере 15-ти и 20-ти процентов соответственно. Объем финансирования, предусмотренный программой, составляет 5 794 млн. руб.

- Наверное, это не первая масштабная работа Агентства?

- Первая Программа «Энергоэффективность в бюджетной сфере Удмуртской Республики на 2003 - 2006 годы» была разработана Агентством совместно с РЭК УР в 2002 году. В итоге реализации этой Программы, удельные расходы ТЭР были снижены с 77,6 кг у.т./м² до 57,1 кг у.т./м2 , таким образом сэкономлено более чем 20 тыс. т.у.т. в год, что эквивалентно 85 млн. руб. бюджетных денег в ценах 2007 года. (рис. 1)

рис.1

С 2006 г. по 2008 г. Агентство разработало 29 программ «Энергоэффективность в бюджетной сфере и ЖКХ муниципальных образований». В настоящее время Агентством разрабатываются муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в соответствии с новым законом №261-ФЗ от 23.01.09 г. Этот процесс должен завершиться к 1 августа 2010 года.

- По каким направлениям осуществляется деятельность Агентства?

- Наше Агентство выполняет следующие работы:

  •  разработка, реализация инвестиционных проектов, производственных программ; программ энергосбережения;
  •  организация финансирования проектов в области энергоресурсосбережения;
  •  разработка, реализация, мониторинг реализации муниципальных и отраслевых программ энергосбережения, разработка бизнес-планов;
  •  энергоаудит организаций и предприятий;
  •  мониторинг энергоэффективности использования ТЭР и воды, подготовка аналитических обзоров по динамике и структуре потребления ТЭР;
  •  расчёт и экспертиза нормативов: удельных расходов топлива; запасов топлива; технологических затрат и потерь при передаче тепловой энергии; технологических потерь электроэнергии при ее передаче;
  •  заключение энергосервисных договоров;
  •  организация пропаганды энергосбережения.

- Одной из основных задач развития государственной энергосберегающей политики является энергоменеджмент. В чем он заключается?

 - Основными способами управления энергоэффективностью и энергосбережением являются: мониторинг потребления ТЭР; энергетические обследования; разработка и реализация долгосрочных программ энергосбережения.

Ежегодно Агентство проводит мониторинг в организациях бюджетной сферы республики и муниципальных образованиях, всего таких организаций более 3,5 тысяч. С целью ускорения получения результатов и исключения «человеческого фактора» специалисты Агентства разработали компьютерную программу «Информационно-аналитическая система (ИАС) потребления ТЭР бюджетными организациями», в настоящее время более чем в половине Администраций муниципальных образований, эта система установлена. Основной результат мониторинга - это динамика удельных расходов всех потребляемых ТЭР. Результаты оформляются в виде отчета с рекомендациями и направляются в Администрации муниципальных образований и исполнительные органы власти УР. В организациях, где выявлены большие удельные расходы или отрицательная тенденция потребления ТЭР, в первоочередном порядке проводятся энергетические обследования. Агентство имеет многолетний опыт проведения энергетических обследований. За 6 лет существования организации, сотрудниками Агентства было проведено десятки обследований промышленных предприятий, электросетевых организаций и учреждений бюджетной сферы. По результатам энергетических обследований, заполняется энергетический паспорт установленной формы, даются организационные и технические мероприятия, позволяющие снизить потребление ТЭР в организациях. Агентство располагает всей необходимой для проведения энергетических обследований инструментальной базой, а сотрудники регулярно проходят обучение в специализированных учебных центрах. Кроме того, в настоящее время Агентство подготовило и направило все необходимые документы для включения в СРО в области энергетического обследования.

- С какими проблемами сталкиваетесь, и каким видите их решение?

 - Основная проблема заключается в недостаточной закондательной поддержке в области энергосбережения и энергоэффективности.

Например, проект модернизации подвижного состава электротранспорта в г. Ижевске, предусматривающий внедрение электронных систем частотно-импульсного управления тяговым двигателем троллейбусов и трамваев. Реализация проекта позволит высвободить электрическую мощность в г. Ижевске в максимум нагрузки более чем на 8,6 МВт. Что равноценно строительству новой электростанции и при этом предприятие никакого вознаграждения не получает. Одним из вариантов решения данной проблемы могла бы быть закрепленная законодательно оплата электросетевой организацией за высвобождаемую мощность, получаемую за счет энергосберегающих мероприятий, по тарифу платы за подключение.

 Еще один пример: В настоящее время организовано финансирование проектирования и строительства биогазовых установок на базе животноводческих комплексов с выработкой тепловой и электрической энергии. Для стимулирования внедрения альтернативных источников энергии целесообразно предусмотреть в законодательстве покупку электрической энергии от таких источников по розничной цене и даже выше, упростить процедуру продажи этой электрической энергии в общую сеть.

- Какие наиболее значимые энергосберегающие проекты реализуются в настоящее время с участием Агентства?

- За текущий год наиболее интересными, на наш взгляд, являются следующие проекты, организацию софинансирования которых осуществляет Агентство:

  •  проект технического перевооружения линии по производству топливных гранул-пеллет из отходов деревообработки;
  •  проекты технического перевооружения котельных в районных центрах;
  •  проекты строительства биоэнергетических комплексов по переработке и утилизации отходов животноводства с выработкой тепловой и электрической энергии;
  •  «пилотные» проекты по использованию светодиодных ламп для уличного освещения;

- Каким образом будет развиваться работа по реализации РЦП и какова в этом роль Агентства?

- В 2010-2011 г.г. в соответствии с утвержденной РЦП Удмуртской Республики планируется разработать и начать реализацию трех крупных инвестиционных проектов:

  •  Использование местных, возобновляемых видов топлива и вторичных энергоресурсов;
  •  Развитие малой энергетики, строительство мини-ТЭЦ;
  •  Модернизация общественного транспорта, в т.ч. перевод автотранспорта на компримированный природный газ, модернизация подвижного состава электротранспорта.

Коллектив Агентства имеет большой объем накопленной информации по энергосбережению в республике, активно занимается изучением и продвижением новых технологий. Мы планируем принять активное участие в разработке и реализации данных проектов, а также приглашаем принять активное участие в этом заинтересованные финансовые компании и компании, занимающиеся внедрением новых технологий.