Информационное обеспечение реализации Программ энергосбережения УР

журнал "Промышленная и экологическая безопасность" август 2011

В настоящее время в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) РФ лишь ограниченное число операций выполняется с использованием информационных технологий. Основную долю таковых составляют автоматизации ручных и рутинных операций по сбору и регистрации первичной информации финансово-хозяйственной деятельности. При этом уровень руководства обеспечивается минимальным количеством информационных систем в силу слабой формализации процессов на данном уровне и отсутствия достоверных данных для поддержки принятия стратегических решений.

Правительство России утвердило правила, по которым органы местного самоуправления, федеральные и региональные органы исполнительной власти должны предоставлять информацию в государственную информационную систему (ГИС) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Правила прописаны в Постановлении Правительства РФ № 20 от 25 января 2011 г.

Государственная информационная система (ГИС) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности создается и функционирует в целях предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления актуальной информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о ходе реализации его положений, а также получения объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе ее отраслей), о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В рамках исполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Удмуртской Республике создаются и принимаются Программы по повышению энергетической эффективности. Для осуществления контроля над выполнением включенных мероприятий, оценки их эффективности, выделения и тиражирования лучшего опыта, должна быть создана система мониторинга реализации Программ энергосбережения, представленная на разных уровнях управления.

Информация, содержащаяся в ГИС, в обязательном порядке должна включать в себя сведения:

  • о региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о ходе их реализации;
  • об объеме использования энергетических ресурсов, обобщенные относительно отраслей экономики, жилищно-коммунального хозяйства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • об оснащенности приборами учета, обобщенные относительно государственного, муниципального, частного жилищных фондов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • полученные в ходе обработки, систематизации и анализа данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;
  •  о практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе заключенных для обеспечения государственных или муниципальных нужд, и об объеме планируемой экономии энергетических ресурсов при их реализации;
  • о продукции, технологических процессах, связанных с использованием энергетических ресурсов и имеющих высокую энергетическую эффективность, о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению, о перспективных направлениях энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • о нарушениях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • о нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

Система должна обеспечивать возможность мониторинга как хода выполнения мероприятий (целевых показателей и индикаторов) на основе фактических данных, так и их эффективности, за счет организации структуры вертикального сбора данных (от объектов энергохозяйства и энергопотребления до центров сбора и консолидации информации), их визуализации и предоставления инструментов анализа и контроля.

Обмен информацией будет происходить на муниципальном, региональном и федеральном уровне. С использованием средств федерального бюджета в  Удмуртской Республике на IV квартал 2011 года планируется внедрение Государственной информационной системы.

Масштабная база данных, куда войдет вся информация об энергосбережении в России, появится в этом году. Данные о расходах бюджетных средств на ресурсосберегающие мероприятия, сведения о нарушениях законодательства, официальная статистика о потребляемых ресурсах в разных регионах, программы по повышению энергоэффективности. Все эти данные будут вносить органы федеральной исполнительной власти, субъектов РФ и местного самоуправления.

Кроме того, отчитаться об экономии энергии должны и частные предприятия, которые затрачивают более 10 млн. рублей в год на ресурсы, а следовательно, по закону об энергосбережении обязаны проводить энергетическое обследование. Результаты аудита также будут занесены в информационную систему.

Информация, включенная в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, подлежит обязательному размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет, на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сети Интернет и обновлению не реже чем один раз в квартал в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.