Журнал "Промышленная и экологическая безопасность" март 2011
16 марта состоялся обучающий семинар для специалистов и руководителей крупных промышленных предприятий и регулируемых организаций на тему «Источники финансирования энергосберегающих проектов на территории УР». Организатором мероприятия, на котором собрались представители более 70 республиканских предприятий из различных отраслей экономики, выступило АНО «Агентство по энергосбережению УР» совместно с Министерством промышленности и энергетики УР.
Целью семинара являлось информирование руководителей регулируемых организаций и крупных промышленных предприятий о возможных источниках финансирования энергосберегающих проектов, консолидация усилий по выполнению положений Федерального закона № 261-ФЗ организациями и предприятиями, анализ проведенной работы и разработка дальнейших мер по выполнению РЦП.
В 2011 году Постановлением Правительства УР ответственным за решение задач в области энергосбережения в Удмуртии назначено Министерство промышленности и энергетики УР, поэтому первое слово было предоставлено заместителю министра промышленности и энергетики В.К. Преснухину. Открывая семинар, Виктор Константинович отметил, что в рамках Республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в УР на 2010-2014 гг. и целевые установки до 2020 года» утвержденной Постановлением Правительства УР от 27.12.2010 г. № 406 проведен мониторинг эффективности использования энергетических ресурсов в период 2007-2010 годов на 23 предприятиях, работающих в топливно-энергетической и нефтяной отраслях. В результате мониторинга выяснилось, что суммарный объем ТЭР предприятиями относительно базового года сократился на 11 % и составил 3040 тысяч тонн условного топлива, однако затраты возросли на 78 % и составили 13 млрд. рублей. Рост затрат обусловлен повышением стоимости энергоресурсов: рост цен на энергоносители в 2010 году относительно 2007 года составил по электроэнергии 86,2 %, тепловой энергии – 65,2%, природному газу – 79%, нефтепродуктам – 359%. Одновременно на 13,6 % сократился объем производства продукции, доля энергоресурсов в производстве продукции возросла с 6,5 % в 2007 году до 11,3 % в 2010 году. На реализацию проектов по проведению энергосберегающих мероприятий в период с 2007 по 2010 годы предприятиями было затрачено 672,9 млн. рублей, что составляет 1,7% от объема потребления энергоресурсов и ничтожно мало для повышения энергоэффективности.
Заместитель министра отметил, что в настоящее время на основной части предприятий республики очень высокая энергоемкость, для снижения которой необходимо провести комплекс мероприятий. В частности, требуется энергетическое обследование предприятий, по результатам которого будет разработана программа энергосбережения. Важно также проводить внутренний мониторинг эффективности потребления ТЭР на промышленных предприятиях УР, активизировать политику предприятий в части привлечения сторонних источников финансирования проектов по энергосбережению.
Павел Вадимович Берлинский, директор АНО «Агентство по энергосбережению УР», отметил, что тема мероприятия имеет особую актуальность в связи с Постановлением Правительства РФ по снижению энергоемкости с 2007 года по 2020 год на 40 %.
В свою очередь Мара Валерьевна Шатова, заместитель министра экономики УР, рассказала о формах поддержки инвесторов проектов по энергосбережению. Она акцентировала внимание на механизмах государственно-частного партнерства, состоящего не только в привлечении инвестиций на реализацию энергосберегающих мероприятий, но использовании частных компаний для обмена опытом и знаниями. Частные компании в свою очередь получают возможность работать в сферах традиционных для государства.
О причинах недостаточно активного исполнения ФЗ № 261 рассказал Валерий Иванович Кашин, первый заместитель председателя РЭК УР. По его словам, одним из главных факторов является отсутствие достаточной нормативно-правовой базы на уровне федерации, что задерживает разработку нормативно-правовых документов и на региональном уровне. Организации должны были принять энергосберегающие программы до 15 мая 2010 года, но в связи с задержкой выпуска постановления Правительства РФ о порядке установления программы и внесением органами исполнительной власти поправок и своих требований, работа началась только в конце ноября 2010 года. Большинство программ, поступающих на утверждение в РЭК, имеют серьезные недоработки, отправляются на корректировку разработчикам. Был установлен срок внесения исправлений – 11 февраля 2011 года, работа продолжается до сих пор.
От Агентства энергосбережения УР выступили с докладами директор Павел Вадимович Берлинский и заместитель директора по техническим вопросам Кирилл Викторович Масленников. «За 2010 год было принято к рассмотрению 43 заявки на финансирование энергосберегающих проектов, – сказал директор АНО «Агентство по энергосбережению УР». – Из них одобрено конкурсной комиссией финансирование 14 энергосберегающих проектов на общую сумму 65 590,23 тыс. руб. Наиболее значимыми из данных проектов признаны проекты строительства биоэнергетических комплексов в СПК «Искра», ООО «Пычасский свинокомплекс», ОАО «Восточный». Высокую оценку получили проекты: ООО «Игринская энергетическая компания», МУП г. Сарапула «Сарапульский водоканал», ОАО «Увадрев-холдинг», АМУ культуры г. Ижевска Центр Русской культуры «Русский дом».
В настоящее время АНО «Агентство по энергосбережению УР» принимает заявки на финансирование энергосберегающих проектов на 2011 год. Компании-заявители примут участие в конкурсном отборе для финансирования за счет средств на энергосбережение, а также за счет иных источников финансирования, энергосервисные контракты, лизинг и др. Приоритет при проведении итогов конкурса отдается энергосберегающим проектам с максимальными показателями энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Проекты претендентов обязательно проходят независимую экспертизу.
Кирилл Викторович Масленников подчеркнул, что реализация энергосервисных контактов – это действенный инструмент энергосбережения. На сегодняшний день у организаций еще не сложилось понимание термина «энергосервисный контракт», что вызывает множество вопросов, в частности, как будут осуществляться платежи в рамках энергосервисного контракта. Суть контракта в том, что оплата будет производиться за счет экономии, которая будет достигаться за счет выполнения энергосберегающих мероприятий. ФЗ № 261 предусматривает 2 вида платежей: в первом случае заказчик может 100 % сэкономленных средств отдать энергосервисной компании, которая выполняла контакт или же заказчик может использовать часть этих денег на собственные нужды. Докладчик обозначил основные проблемы в работе с потенциальными заказчиками и потенциальными энергосервисными компаниями. Наряду с реестром компаний-производителей энергосберегающего оборудования Агентство планирует составить реестр энергосервисных компаний и разместить списки на своем сайте www.energosber18.ru.
Перед участниками семинара также выступили представители банковских компаний с предложениями о финансировании энергосберегающих проектов. Таким образом, на семинаре «Источники финансирования энергосберегающих проектов на территории УР» участникам была предоставлена полная информация об основных инструментах работы с энергопотреблением и финансирования энергосберегающих мероприятий.