Итоги реализации программы энергосбережения в Удмуртской Республике

газета "Известия Удмуртской Республики", 26.09.2014

С целью исполнения Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в период с 2010 по 2013 годы в Удмуртской Республике была реализована Республиканская целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Удмуртской Республике на 2010 – 2014 годы и целевые установки до 2020 года» (далее - Программа).

Основной целью Программы являлось снижение энергоемкости валового регионального продукта Удмуртской Республики на 7,3% к 2014 году относительно 2007 года.

Источниками финансового обеспечения Программы являлись бюджет Удмуртской Республики, субсидированные средства федерального бюджета и внебюджетные источники. За 4 года (с 2010 по 2013 г.г.) финансовые вложения на реализацию Программы составили 4 441,88 млн.руб., в том числе по источникам финансирования:

  • бюджет Удмуртской Республики – 476,29 млн.руб. (10,7%);
  • федеральный бюджет (получены субсидии на реализацию Программы) – 149,26 млн.руб. (3,4%);
  • внебюджетные средства – 3 816,3 млн.руб. (85,9%).

Основные направления реализованных мероприятий Программы сводятся к следующему:

  • проведение энергетических обследований, установка приборов учета потребляемых топливно-энергетических ресурсов и проведение различных технических мероприятий в организациях и учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики и бюджетов муниципальных образований;
  • информационное обеспечение, обучение и ведение пропаганды в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • внедрение государственной информационной системы «Энергоэффективность»;
  • реализация технических мероприятий на объектах реального сектора экономики (топливно-энергетический комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, промышленные предприятия, предприятия агропромышленного комплекса и транспортной сферы);
  • использование мер государственной поддержки в виде предоставления субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам, взятым на реализацию энергоэффективных мероприятий, в том числе реализованным по схеме энергосервисных контрактов.

Использование механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления и основных энергоемких отраслей экономики с основным исполнителем программы – Министерством промышленности и энергетики УР, комплексный подход при реализации основных мероприятий Программы, заключающийся в охвате всех звеньев энергетической цепи (от источника энергоснабжения до конечного потребителя), а также своевременное проведение мониторинга достигнутых результатов и актуализации Программы способствовали достижению поставленной цели: энергоемкость валового регионального продукта сократилась к 2014 году на 11,5% относительно 2007 года и составила 28,93 кг.у.т./тыс.руб. (рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика энергоемкости ВРП.

Экономия энергоресурсов, определенная от достигнутого снижения энергоемкости в целом по республике, оценивается в 624,4 тыс.т.у.т. (9,5% относительно 2007 года). В денежном эквиваленте это составило 4 157,2 млн.руб. в год (в ценах 2013 года).

Основной вклад в достижение поставленных целей по снижению энергоемкости ВРП внесли промышленные предприятия, а также предприятия агропромышленного и транспортного сектора, снижение энергоемкости по которым за рассматриваемый период составило 22,6%, 15,1% и 22,6%, соответственно. Энергоемкость же предприятий нефтедобычи, наоборот, возросла на 18,3% (рисунок 2).

Рисунок 2. Динамика энергоемкости по отраслям экономики.

Кроме того, за период реализации Программы достигнуты следующие результаты:

  • возросла доля объемов потребляемых энергетических ресурсов, расчеты за которые производятся по показаниям приборов учета (в части многоквартирных домов – по показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета):
  1. электрической энергии – с 93,0% в 2007 году до 94,8%;
  2. тепловой энергии – с 15,5% в 2007 году до 61,7%;
  • доля бюджетных учреждений, в отношении которых проведено обязательное энергетическое обследование, на 01.01.2014 года составляет 82,8%;
  • удельный расход энергоресурсов в органах исполнительной власти, по которым реализовывались целевые подпрограммы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности , за период с 2007 по 2013 годы сократился на 18,2 кг.у.т./м2 (30,4%) и составил 41,6 кг.у.т./м2;
  • экономия энергоресурсов (относительная), определенная в отношении указанных органов исполнительной власти, оценивается в 18,2 тыс.т.у.т. (30,6% относительно 2007 года), что в стоимостном выражении определяется суммой в 153,7 млн.руб. в год (в ценах 2013 года) (рисунок 3).

Рисунок 3. Экономический эффект от реализации 6 подпрограмм по органам исполнительной власти УР, руб. в год.

Достигнутые результаты Программы следует рассматривать как первую ступень в повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в регионе, т.к. решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, поскольку обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной и инженерной инфраструктуры и её развития на новом технологическом фундаменте.

С учетом достигнутых результатов Программы, пролонгируя накопленный опыт реализации политики энергосбережения в регионе, с 2014 года в республике начала реализовываться государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике (2014 – 2020 годы)» по 4 направлениям, выделенным в подпрограммы:

  • Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в УР;
  • Развитие и модернизация электроэнергетики в УР;
  • Развитие использования возобновляемых источников энергии в УР;
  • Развитие рынка газомоторного топлива в УР.

Таким образом, вектор охвата отраслей данной госпрограммы гораздо шире, чем в предыдущей программе, так как задачи, поставленные Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889, по сокращению энергоемкости производимой продукции к 2020 году на 40% относительно 2007 года, невозможно достичь без скоординированного по всем областям подхода к вопросам эффективного и безопасного энергоснабжения региона.

При этом реализация госпрограммы с точки зрения выбора приоритетных мероприятий должна базироваться на следующих принципах:

  • повышение объемов привлечения внебюджетных средств на реализацию мероприятий, в том числе по схеме энергосервисного контракта;
  • определение ответственности за внесение сведений в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ГИС «Энергоэффективность») и государственную информационную систему УР «Система автоматизации процессов управления и учета энергопотребления, энергосбережения и энергоэффективности Удмуртской Республики – региональный сегмент ГИС «Энергоэффективность» со стороны ее участников, а также повышение контроля за внесением сведений в указанные информационные системы со стороны оператора – Министерства промышленности и энергетики УР;
  • повышение доли использования вторичных и возобновляемых источников энергии при производстве тепловой и электрической энергии.

Автор - Попова Алла Геннадьевна,

заместитель директора

по разработке и мониторингу программ энергоэффективности