Модернизация подвижного состава МУП г. Ижевска «ИжГорЭлектроТранс» с целью снижения расходов на электроэнергию

Городской электрический транспорт по экологичности занимает первое место среди  всех видов транспорта, и в ближайшие десятилетия альтернативы по этому показателю трамваям и троллейбусам нет. Следовательно, есть перспектива развития городского электротранспорта.

В г. Ижевске техническое состояние подвижного состава, уровень предоставляемых услуг по перевозке пассажиров общепризнанно считается одним из самых высоких в России. В настоящее время находится  в эксплуатации 226 единиц трамваев и 234 троллейбусов. Парк машин формировался  в основном с конца  прошлого столетия и ранее. В последнее десятилетие внесены существенные изменения  в конструкцию трамваев и троллейбусов. Ныне выпускаемые машины значительно превосходят  своих предшественников  по экономическим, техническим и эксплуатационным показателям. К сожалению, заменить весь подвижный состав, и даже его часть,  в ближайшее десятилетие абсолютно не реально по финансовым возможностям бюджета и низкими тарифами на перевозку.

МУП г. Ижевска «ИжГорЭлектроТранс» пробрело и несколько лет эксплуатирует 65 трамваев и 26 троллейбусов с электронной системой управления. После эксплуатационных испытаний  и проведенного анализа получены следующие результаты: снижение потребления электроэнергии на 1 км пробега  трамвая  - 35,8%, троллейбуса – 23,8%. Практически не требуется текущей эксплуатации, отсутствуют пусковые токи, плавный ход, рекуперация электроэнергии (отдача запасенной энергии в сеть при торможении).

Совместно с АНО "Агентство по энергосбережению УР" МУП г. Ижевска «ИжГорЭлектроТранс» вышло с инициативой включения в Республиканскую целевую программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы"  мероприятия «Модернизация подвижного состава электротранспорта». Суть мероприятия заключается в следующем: замена реостатной контакторной системы управления трамваем и троллейбусом на электронную систему на IGBT-транзиторах. Применение IGBT модулей в системах управления тяговыми двигателями позволяет обеспечить высокий КПД, высокую плавность хода машины и возможность применения рекуперативного торможения на любой скорости. Установка тягового привода на IGBT модулях позволяет сохранить существующий тяговый коллекторный двигатель, но существенно упростит его систему управления. Оказываются ненужными следующие узлы и агрегаты: групповой контроллер, пуско-тормозные резисторы, контакторная панель, контроллер водителя. Каждый из этих узлов требовал материальных затрат на обслуживание, а также вносил свой процент в количество отказов, то есть влиял на регулярность движения.

Учитывая технические возможности предприятия в РЦП "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы и целевые установки до 2020 года" предусмотрено модернизировать не менее 65 единиц трамваев и 65 единиц троллейбусов. График модернизации подвижного состава приведем в таблице.

 

год

2012

2013

2014

ВСЕГО

Трамвай (ед.)

15

25

25

65

Троллейбус (ед.)

15

25

25

65

Объем вложений (тыс. рублей)

30750

51250

51250

133250

 

Годовая экономия электроэнергии в ценах 2011 года на одном трамвае составляет  261 тыс. руб. в год, троллейбуса– 161 тыс. руб. в год.

Срок окупаемости мероприятия только за счет снижения потребления электроэнергии составит 5 лет.

По экспертной оценке, при модернизации всего подвижного состава электроемкость услуг (перевозка пассажиров) в части затрат на электрическую энергию должна снизиться не менее чем на 40%, а это более 25 млн. кВт. час в год (8% вырабатываемой электроэнергии всеми электростанциями в Удмуртской Республике). Следует отметить и сопутствующий эффект  - это высвобождение активной мощности порядка 8МВт, т.е. эту мощность могут использовать вновь создаваемые или развивающиеся структуры экономики без дополнительных капитальных вложений в инфраструктуру системы электроэнергетики. Усиливает этот эффект тот факт, что высвобождается эта мощность главным образом в центре города, где уже сегодня имеются проблемы  выдачи разрешений (большая стоимость) на присоединение к электрическим сетям.

С целью реализации этого проекта МУП «ИжГЭТ» проводится согласование бизнес-плана в Министерстве экономики УР. Дальнейшим шагом планируется включение проекта в РЦП "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы и целевые установки до 2020 года" и возможное финансирование за счет бюджета Удмуртской Республики.