Городской электрический транспорт по экологичности занимает первое место среди всех видов транспорта, и в ближайшие десятилетия альтернативы по этому показателю трамваям и троллейбусам нет. Следовательно, есть перспектива развития городского электротранспорта.
В г. Ижевске техническое состояние подвижного состава, уровень предоставляемых услуг по перевозке пассажиров общепризнанно считается одним из самых высоких в России. В настоящее время находится в эксплуатации 226 единиц трамваев и 234 троллейбусов. Парк машин формировался в основном с конца прошлого столетия и ранее. В последнее десятилетие внесены существенные изменения в конструкцию трамваев и троллейбусов. Ныне выпускаемые машины значительно превосходят своих предшественников по экономическим, техническим и эксплуатационным показателям. К сожалению, заменить весь подвижный состав, и даже его часть, в ближайшее десятилетие абсолютно не реально по финансовым возможностям бюджета и низкими тарифами на перевозку.
МУП г. Ижевска «ИжГорЭлектроТранс» пробрело и несколько лет эксплуатирует 65 трамваев и 26 троллейбусов с электронной системой управления. После эксплуатационных испытаний и проведенного анализа получены следующие результаты: снижение потребления электроэнергии на 1 км пробега трамвая - 35,8%, троллейбуса – 23,8%. Практически не требуется текущей эксплуатации, отсутствуют пусковые токи, плавный ход, рекуперация электроэнергии (отдача запасенной энергии в сеть при торможении).
Совместно с АНО "Агентство по энергосбережению УР" МУП г. Ижевска «ИжГорЭлектроТранс» вышло с инициативой включения в Республиканскую целевую программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы" мероприятия «Модернизация подвижного состава электротранспорта». Суть мероприятия заключается в следующем: замена реостатной контакторной системы управления трамваем и троллейбусом на электронную систему на IGBT-транзиторах. Применение IGBT модулей в системах управления тяговыми двигателями позволяет обеспечить высокий КПД, высокую плавность хода машины и возможность применения рекуперативного торможения на любой скорости. Установка тягового привода на IGBT модулях позволяет сохранить существующий тяговый коллекторный двигатель, но существенно упростит его систему управления. Оказываются ненужными следующие узлы и агрегаты: групповой контроллер, пуско-тормозные резисторы, контакторная панель, контроллер водителя. Каждый из этих узлов требовал материальных затрат на обслуживание, а также вносил свой процент в количество отказов, то есть влиял на регулярность движения.
Учитывая технические возможности предприятия в РЦП "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы и целевые установки до 2020 года" предусмотрено модернизировать не менее 65 единиц трамваев и 65 единиц троллейбусов. График модернизации подвижного состава приведем в таблице.
год |
2012 |
2013 |
2014 |
ВСЕГО |
Трамвай (ед.) |
15 |
25 |
25 |
65 |
Троллейбус (ед.) |
15 |
25 |
25 |
65 |
Объем вложений (тыс. рублей) |
30750 |
51250 |
51250 |
133250 |
Годовая экономия электроэнергии в ценах 2011 года на одном трамвае составляет 261 тыс. руб. в год, троллейбуса– 161 тыс. руб. в год.
Срок окупаемости мероприятия только за счет снижения потребления электроэнергии составит 5 лет.
По экспертной оценке, при модернизации всего подвижного состава электроемкость услуг (перевозка пассажиров) в части затрат на электрическую энергию должна снизиться не менее чем на 40%, а это более 25 млн. кВт. час в год (8% вырабатываемой электроэнергии всеми электростанциями в Удмуртской Республике). Следует отметить и сопутствующий эффект - это высвобождение активной мощности порядка 8МВт, т.е. эту мощность могут использовать вновь создаваемые или развивающиеся структуры экономики без дополнительных капитальных вложений в инфраструктуру системы электроэнергетики. Усиливает этот эффект тот факт, что высвобождается эта мощность главным образом в центре города, где уже сегодня имеются проблемы выдачи разрешений (большая стоимость) на присоединение к электрическим сетям.
С целью реализации этого проекта МУП «ИжГЭТ» проводится согласование бизнес-плана в Министерстве экономики УР. Дальнейшим шагом планируется включение проекта в РЦП "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы и целевые установки до 2020 года" и возможное финансирование за счет бюджета Удмуртской Республики.