Новая редакция РЦП: Энергоэффективность в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы

Журнал "Промышленная и экологическая безопасность" февраль 2011

27 декабря 2010 г. постановлением Правительства Удмуртской Республики № 406 внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2010 года № 75 «Об утверждении республиканской целевой программы «Энергоэффективность в Удмуртской Республике на 2010 – 2014 годы», результатом которого стала новая редакция республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Удмуртской Республике на 2010 – 2014 годы и целевые установки до 2020 года».

Об изменениях в республиканской целевой программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности и задачах на ближайшую перспективу рассказали представители государственных структур в сфере энергетики.

По словам Валерия Ивановича Кашина, первого заместителя председателя РЭК УР, необходимость внесения изменений в действующую программу в столь короткий срок вызвана, в первую очередь необходимостью приведения республиканской целевой программы (далее РЦП или Программа) в соответствие требованиям постановления Правительства РФ от 31.12.2009 г. №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», приказа Министерства регионального развития РФ от 07.07.2010 г. № 273 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе, в сопоставимых условиях» (далее приказ Минрегиона № 273).

РЦП разработана больше года назад и принята была во исполнение Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности ...» до выхода приказа Министерства регионального развития РФ №273.

Согласно приведенным выше федеральным нормативно-правовым актам Программа должна содержать:

1) Значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации программных мероприятий;

2) Перечень мероприятий, с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении;

3) Информацию об источниках финансирования мероприятий, с указанием отдельно бюджетных и внебюджетных источников финансирования указанных мероприятий.

Если последние два пункта не претерпели каких-либо изменений и дополнений - план мероприятий программы, источники и объемы финансирования по реализации мероприятий остались прежними, то первый пункт обновлен и приняты два новых приложения. Введены новые показатели, которые позволяют контролировать: доли объемов ТЭР, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме потребляемых ТЭР в УР, в том числе в жилищном фонде; экономию ТЭР в натуральном и стоимостном выражении в сопоставимых условиях, в ценах 2007 года; объемы и доли производства энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергоресурсов и т.д.. Контроль будет для государственных заказчиков в общем объеме государственных заказчиков, которыми заключены энергосервисные договоры, а также, для доли товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности, в общем объеме закупаемых товаров, работ, услуг для государственных нужд.

Необычно большое количество показателей (45 показателей), позволяет ежеквартально отслеживать их динамику, анализировать и своевременно вносить коррективы в программные мероприятия для достижения конечной цели.

Которая определена Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года №889 – это снижение энергоемкости ВРП на 40% к 2020 г. относительно уровня 2007 г. В программу внесены целевые показатели, рассчитанные до 2020 года.

Так к 2020 г. (по сравнению с 2007 г.):

1. Энергоемкость ВРП должна снизиться с 31,8 кг.у.т./тыс.руб. до 19,1 кг.у.т./тыс.руб;

2. Потребление ТЭР снизится на 17% с 6547 до 5168 тыс.т.у.т;

3. Объем потерь ЭЭ при ее передаче по распределительным сетям снизится на 52,3% с 752,2 до 358,3 млн.кВт*ч;

4. Объем потерь тепловой энергии при ее передаче снизится на 21,8% с 1247 тыс.Гкал до 974,8 тыс.Гкал;

5. Объем потерь воды при ее передаче снизится на 15% с 20 до 17 млн.куб.м;

6. Удельный расход топлива на выработку ЭЭ тепловыми электростанциями на 3,1% с 257 до 249 г.у.т/кВт*ч.

На вопрос о тои, почему государственным заказчиком-координатором РЦП назначено Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики и какие первоочередные мероприятия Вы намерены рекомендовать в 2011 году, ответил Виктор Константинович Преснухин, заместитель министра промышленности и энергетики УР.

С учетом требований, вышедших в 2010 году нормативно-правовых актов в области энергосбережения, Правительство УР приняло решение о смене государственного заказчика-координатора РЦП.

Первоочередные мероприятия – это все те мероприятия, которые включены в РЦП и должны быть реализованы в 2011 году. В настоящее время подготовлен проект плана практических мероприятий на 2011 год, который проходит согласование в исполнительных органах власти УР. Вторая, не менее важная задача на 2011 год – это включиться в реализацию государственной программы РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 2446-р. Из множества требований для получения субсидий из федерального бюджета и на реализацию РЦП нам необходимо проработать пять дополнительных:

1. Предусмотреть в бюджете УР на 2011 год средства на реализацию программы (мероприятий программы) в объеме не меньшем, чем величина субсидии из федерального бюджета.

2. Включить в план мероприятий РЦП финансовую поддержку установки приборов учета для малоимущих граждан.

3. Утвердить органом исполнительной власти УР документ, фиксирующий объемы потребления и производства энергетических ресурсов за 2009 год в субъекте РФ (топливно-энергетический баланс).

4. Утвердить органом исполнительной власти УР календарный поквартальный план реализации программы с указанием ответственных лиц по каждому мероприятию.

5. Определить орган исполнительной власти УР и орган местного самоуправления всех муниципальных образований, входящих в состав УР, уполномоченные представлять информацию для включения в государственную информационную систему, и информация об указанных органах должна быть получена Министерством энергетики РФ.

АНО «Агентство по энергосбережению УР» (далее Агентство) была одной из ведущих разработчиков РЦП. Владимир Владимирович Тестоедов, заместитель директора Агентства, уточнил какие дополнительные функции возложены на Агентство в связи с изменениями и дополнениями в РЦП: "Требования к реализации РЦП значительно повысились, особенно в области информационного обеспечения энергосбережения и повышения энергоэффективности. Традиционные технологии информатизации не пригодны для решения поставленных задач. Поэтому для Агентства, совместно со всеми заинтересованными сторонами в 2011 году приоритетным будет работа именно в этом направлении, в частности автоматизации сбора, передачи, анализа, хранения, составления отчетности об энергосбережении и повышении энергоэффективности".

Особое внимание Владимир Владимирович заострил и на другой важной задаче – это проведение обязательных энергетических обследований. Сложность этой задачи заключается в том, что за очень короткий срок (до 31 декабря 2012 г.) следует провести на территории УР обследования в более чем 4000 предприятий и организаций, при остром дефиците высококвалифицированных энергоаудиторов.

В настоящее время, по информации Агентства, в Удмуртии работают 9 организаций, получивших аккредитацию в СРО по энергоаудиту. Для выполнения требований законодательства их количество должно быть не менее 50.