Журнал "Энергетика.Энергосбережение.Экология" февраль 2011
В предыдущих публикациях речь шла об энергоменеджменте в организациях бюджетной сферы. Тема для размышлений не закрыта. Но в начале года остро встали проблемы и вопросы, разрешение которых на сегодняшний день является наиболее актуальным.
Итак, как принято, в начале года подводятся итоги реализации в 2010 году программ социально-экономического развития на 2010-2014 годы муниципальных районов и городов в Удмуртской Республике. Создана правительственная экспертная группа во главе с Председателем Правительства Удмуртской Республики Ю.С.Питкевичем, которая детально рассмотрит итоги реализации программ в апреле 2011 года. Согласно программ социально-экономического развития, составной их частью являются программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве муниципального образования (района или города) (далее муниципальные программы энергосбережения).
27 декабря 2010 года правительством республики утверждена новая редакция республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010-2014 годы и целевые установки до 2020 года», приведенной в соответствие с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон-261-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» и приказа Минрегиона РФ от 7 июня 2010 года № 273 «Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях».
Таким образом, Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики (далее РЭК Удмуртской Республики) и АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» (далее Агентство по энергосбережению) завершена продолжительная работа по определению индикаторов расчета целевых показателей республиканской целевой программы для расчета целевых показателей республиканской целевой программы.
К сожалению, работа по приведению муниципальных программ энергосбережения в соответствии с требованиями приведенных выше нормативно-правовых актов в сфере энергосбережения подавляющим большинством органов местного самоуправления районов (городов) в республике не только не завершена, но и не проводится.
Хотя муниципальные программы должны были быть пересмотрены до 1 января 2011 года. От выполнения данного требования напрямую зависит возможность получения республикой средств Фонда содействия реформированию в ЖКХ в 2011 году. Главам муниципальных образований (районов, городов) неоднократно доводилось об исполнении федерального законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, как на совещаниях, так и информационными письмами, как со стороны РЭК Удмуртской Республики, так и Агентства по энергосбережению. На декабрьском (2010 года) совещании с главами муниципальных образований, проведенном Президентом Удмуртской Республики А.А.Волковым работа по принятию и реализации муниципальных программ энергосбережения, по расчету целевых показателей была поставлена на контроль. Но ситуация не изменилась.
Конечно, имеются объективные трудности, связанные с расчетом целевых показателей из-за отсутствия статистики по применяемым индикаторам, используемым в расчете целевых показателей, но следует активно подключать к сбору информации для расчета целевых показателей энергоснабжающие организации, организации коммунального комплекса. Также необходимо активнее обращаться за помощью в Агентство по энергосбережению, так как им были разработаны программы энергосбережения.
В данном направлении активно работают город Глазов, Алнашский, Кезский, Увинский районы. На низком уровне организована работа в Воткинском, Глазовском, Можгинском, Юкаменском районах.
В то же время для контроля и координации действий по переработке муниципальных программ энергосбережения и выполнению мероприятий во всех муниципальных образованиях назначены лица, ответственные по вопросам энергосбережения. Которые прошли обучение на семинарах и совещаниях, проведенных в 2010 году по инициативе РЭК Удмуртской Республики и Агентства энергосбережению. И, создается впечатление, что ответственные по вопросам энергосбережения существуют только «на бумаге», т.к. с их стороны отсутствует целенаправленная работа.
Согласно законодательства, также в полномочия органов местного самоуправления входит:
Для упорядочения работы в данном направлении принято постановление Правительства России от 25 января 2011 года № 20, которым утверждены Правила представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее Правила).
Приложением № 3 к Правилам является Перечень информации, представляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее Перечень). Согласно Перечня, орган местного самоуправления один раз в квартал в течение месяца после окончания квартала обязан направлять информацию о ходе реализации муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности оператору государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. А также информацию еще по восьми позициям, включая шесть форм статистической отчетности, приведенных в Приложении № 4 к Правилам. Среди которых следует отметить, информацию об оснащенности приборами учета жилых домов, о формах и объемах поддержки граждан и организаций в осуществлении мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном образовании и т.д.
Исходя из состояния дел на настоящее время, для исполнения данного постановления правительства России органами местного самоуправления безотлагательно следует мобилизовать все силы для исполнения федерального законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Не смотря на то, что в бюджеты не включены средства для финансирования мероприятий.
Здесь уместно обратиться, также к Указу Президента РФ от 13.05.2010 г. № 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Которым внесены изменения и дополнения в Указ Президента РФ от 28.04.2008 г. № 607:
а) пункт 6 Указа изложить в следующей редакции:
"6. Главы местных администраций городских округов и муниципальных районов представляют доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности соответствующих органов местного самоуправления за 2008 год и последующие годы, при этом главы местных администраций муниципальных районов представляют доклады за 2008, 2009 и 2010 годы в части, касающейся показателей, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 5, 7, 12, 14, 20, 23, 27, 28, 29, 31 и 32 перечня, утвержденного настоящим Указом, и дополнительных показателей, предусмотренных пунктом 2 настоящего Указа.";
Перечень показателей для оценки эффективности деятельности ОМС городских округов и муниципальных районов, утв. Указом Президента РФ от 28.04.2008 г. N 607, изменен и дополнен показателями
пункт 24 изложен в редакции:
"24. Доля энергоресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ), расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме энергоресурсов, потребляемых на территории городского округа, муниципального района.";
дополнен пунктами 31 и 32 следующего содержания:
"31. Удельная величина потребления энергоресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека).
32. Удельная величина потребления энергоресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) муниципальными бюджетными учреждениями (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) одного человека).".
Таким образом, согласно Указа при оценке деятельности органов местного самоуправления учитываются показатели, отражающие эффективность их деятельности в области энергосбережения. Что еще раз подтверждает о необходимости заниматься вопросами энергосбережения.
Второй вопрос, на котором хотелось остановиться – оснащение приборами учета.
В соответствии с Законом 261-ФЗ до 1 января 2011 г. органы местного самоуправления обязаны обеспечить завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, находящихся в муниципальной собственности приборами учета. То же относится и к организациям, финансируемым из местных бюджетов.
По данным, представленным муниципальными образованиями (август 2010 г.), необходимо ввести в эксплуатацию 4020 приборов учета энергетических ресурсов, из них 792 – эл. энергия, 2065 – ХВС, 621 – ГВС, 542 – тепловая энергия (отопление).
Положительная динамика по оснащенности приборами учета в бюджетных учреждениях наблюдается в г. Воткинске и Ярском районе.
Следует особо отметить, что несоблюдение требований об оснащенности приборами учета влечет наложение административной ответственности.
В условиях дефицита бюджетных средств могут быть использованы следующие источники финансирования:
Собственные средства организациями могут быть использованы только из тех средств, которые должны быть направлены на оплату топливно-энергетических ресурсов и при условии, что их объем не будет превышен и возвращен в течение финансового года.
Средства ресурсоснабжающих организаций, на условиях энергосервисного договора (контракта). Согласно статьи 13 Закона 261-ФЗ:
«С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. ...»
Типовой энергосервисный договор (контракт) переработан Агентством по энергосбережению и рассмотрен Министерством экономики Удмуртской Республики.
Использование данного механизма – на условиях конкурса.
Третий вопрос – проведение энергетических обследований.
Правда, если исходить из логики разработки и реализации программ энергосбережения, проведение энергетических обследований должно быть на первом плане, а уж затем реализация мероприятий программ. В которых учет и контроль потребления энергоресурсов невозможен без использования приборов и групп учета.
Законом 261-ФЗ установлено, что проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
При этом необходимо организовать и провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.
Проведение энергетического обследования может осуществлять только организация, являющееся членом саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования. 11 организаций Удмуртской Республики являются членами СРО, в том числе Агентство по энергосбережению.
Планы проведения энергетических обследований отсутствуют в городах Ижевске, Воткинске, в районах: Глазовском, Игринском, Камбарском, Каракулинском, Кезском, Кизнерском, Киясовском, Сарапульском, Селтинском, Шарканском, Якшур-Бодьинском, Ярский районах. Т.е. не определен перечень объектов (организаций) в которых необходимо провести энергетическое обследование, а также отсутствуют графики проведения энергетического обследования.
Для проведения энергетических обследований могут быть использованы рассмотренные выше источники финансирования. Срок окупаемости проведенных обследований может быть от 2-х месяцев и выше. Причем, во многих бюджетных учреждениях возможны мероприятия организационного плана без финансовых затрат.
Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа.
Достичь видимых результатов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики можно исключительно на основе комплексного интегрального подхода к проблеме. Другими словами, вопросами энергосбережения нужно заниматься постоянно, а не от случая к случаю.
В конечном итоге, энергосбережение – это не абстрактное понятие – это, прежде всего решение социальных вопросов, повышение конкурентоспособности экономики нашей республики и, соответственно, уровня жизни граждан.
Со своей стороны органы исполнительной власти Удмуртской Республики (в том числе и РЭК Удмуртской Республики), в пределах своих полномочий, и Агентство по энергосбережению готовы оказывать помощь по решению органами местного самоуправления приведенных ниже первоочередных задач, как в методическом плане, так и на рабочих встречах, совещаниях, семинарах и т.д..
Как резюме еще раз остановимся на первоочередных задачах перед органами местного самоуправления: