Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 2446-р утверждена Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (далее государственная программа). Определены цели и поставлены задачи, которые должны решаться в ближайшее десятилетие в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
По сценарию инерционного развития экономики страны снижение энергоемкости ВВП за счет реализации программы к 2015 году произойдет на 7,4 %, к 2020 году – на 13,5 %. Для исполнения Указа Президента РФ от 04 июня 2008 года № 889, снижение энергоемкости ВВП к 2020 году на 40% относительно 2007 года будут задействованы такие факторы как: структурные сдвиги в топливно-энергетическом балансе, которые позволят снизить энергоемкость к 2020 году на 16,3 %; автономного технического прогресса на 6,7 %; роста цен на энергию 5,5 %. А вот за счет продуктовых сдвигов, т.е. номенклатуры выпускаемой продукции энергоемкость увеличится на 1,9 %, если же развитие экономики пойдет по сценарию инновационного развития, то энергоемкость снизится на 4,1 %.
Опустимся на региональный уровень. Как сочетается Республиканская целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы и целевые установки до 2020 года» (далее РЦП). РЦП разрабатывалась в 2009 году до выхода Закона № 261-ФЗ, принята Постановлением Правительства УР от 15 марта 2010 года № 75. С целью приведения РЦП к федеральным требованиям Постановлением Правительства УР от 27 декабря 2010 года № 406 внесены дополнения. Снижение энергоемкости ВРП УР к 2014 году планируется на 7,3 %, что абсолютно соответствует федеральной программе. Основные направления энергосбережения в отраслях экономики УР полностью соответствуют программным мероприятиям государственной программы. Одно из основных направлений это структурные сдвиги в топливно-энергетическом балансе УР РЦП представлены мероприятия по внедрению и развитию использования местных видов топлива, биотоплива, строительство мини-ТЭЦ.
РЦП действует ровно год, хотелось осветить две существенные проблемы:
- разработка и реализация программ энергосбережения муниципальными образованиями, предприятий реального сектора, бюджетных и регулируемых организаций;
- финансирование программных мероприятий энергосбережения.
На сегодняшний день ни в одном МО УР имеющиеся программы не отвечают федеральным требованиям, что препятствует получению субсидий из федерального бюджета. Проведенный АНО «Агентство по энергосбережению УР» мониторинг энергоемкости за последние три года по 21 самых крупных промышленных предприятии показал существенный рост этого показателя. Причины лежат на поверхности и давно всем известны – это абсолютная неадаптированность систем энергосбережения к объемам выпуска продукции (кризисные явления в этот период). Но, в имеющихся программных (или их отсутствии) мероприятиях по повышению гибкости и адаптация систем энергоснабжения к возникающим ситуациям отсутствует. Без детального, профессионального энергетического обследования вряд ли удастся разработать эффективные мероприятия.
Программы бюджетных и регулируемых организаций в большей степени содержат краткосрочные мало- и среднезатратные мероприятия, не в полной мере отражают необходимое социально-экономическое развитие МО, достичь запланированных государственной программой показателей; удельный расход топлива на отпуск тепловой энергии от котельных – 167,2 кг.у.т./Галл; удельный расход электроэнергии на отпуск тепловой энергии – 12 кВт*ч/Гкал; доля потерь в тепловых сетях – 10,7 %; доля потерь в электрических сетях – 8,7 %, будет очень проблематично.
Вторая проблема – это финансирование энергосберегающих мероприятий. На 2010-2011 годы в РЦП финансирование из Республиканского бюджета не предусмотрено, существенные внебюджетные источники также пока отсутствуют. Государственной программой предусмотрено финансирование на реализацию программных мероприятий в размере 70 млрд. руб., в том числе субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ в размере 59,129 млрд. руб.
Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
- доля софинансирования из федерального бюджета не может превышать 100 % средств, выделенных в соответствующем году из бюджета субъекта РФ на реализацию программы (мероприятий программы);
- объем ежегодного софинансирования из федерального бюджета одного субъекта РФ не может превышать 500 млн. руб.
Заявки на участие в отборе претендентов для получения субсидий в 2011 году будут рассматриваться при соблюдении определенных требований. Остановимся на тех требованиях, которые в УР на сегодняшний день не решены или не в полной мере решены:
- Муниципальные программы должны соответствовать требованиям, предусмотренным Законом № 261-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1225.
- Органом исполнительной власти должен быть утвержден документ, фиксирующий объемы потребления и производства энергетических ресурсов за 2009 год (топливно-энергетический баланс УР и в каждом МО).
- Должен быть утвержден календарный поквартальный план реализации РЦП с указанием ответственных лиц по каждому мероприятию.
- Должен быть утвержден перечень мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно или регулярно.
- Определены органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления всех МО, уполномочены представлять информацию
для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
- Должна быть предусмотрена финансовая поддержка по установке приборов учета для малоимущих граждан.
Все требования к порядку и условиям предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетом субъектов РФ на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в 2011 году носят организационный характер, исполнение которых полностью зависит от расторопности исполнительных органов власти региона и МО.
Выделение средств федерального бюджета для софинансирования в 2012 году и далее будут осуществляться исходя из оценки достижения установленных в программах значений целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном Правительством РФ.
Выводы и предложения:
- Цели и задачи РЦП отвечают целям и задачам государственной программы.
- Степень готовности УР к работе по энергосбережению достаточно высока, все предпосылки к предоставлению в уполномоченный орган исполнительной власти РФ программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности для получения субсидий из федерального бюджета имеются.
- Необходимо принять в кратчайшие сроки все возможные меры для получения субсидий в 2011 году из федерального бюджета на реализацию РЦП. Создать условия для выделения субсидий из федерального бюджета в 2012 году и последующие годы.
- В кратчайшие сроки принять меры к практической реализации первоочередных задач, в т. ч. Создание информационной системы энергосбережения и подготовки специалистов в области энергосбережения.
- Принять административные меры ко всем участникам процесса не исполняющим или создающим бюрократические препятствия решению задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности.