Вопрос: В соответствии с Федеральном законом №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» шесть категорий потребителей ТЭР должны в обязательном порядке провести энергетическое обследование. По предварительным данным, в т.ч. и по оценке АНО «Агентства по энергосбережению Удмуртской Республики» (далее - Агентство), количество таких организаций и предприятий в Удмуртской Республике более четырех тысяч. Какая организационная структура в Удмуртской Республике создана для выполнения требований закона в указанные сроки, т.е. до 31 декабря 2012 года, на кого возложен контроль исполнения?
Тестоедов В.В.: Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года № 67 «О внесении изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, Министерств: регионального развития; энергетики, экономического развития; промышленности и торговли, а также федеральные службы: по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; антимонопольной; по тарифам; экологическому, технологическому и атомному надзору. В Удмуртской Республике определены полномочия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Министерств: промышленности и энергетики; строительства и архитектуры; экономики; региональной энергетической комиссии. В бюджетной сфере поручено организовать энергетические обследования в подведомственных организациях всем профильным министерствам. Администрациям муниципальных образований поручено организовать энергетические обследования на своей территории. В настоящее время Западноуральское управление федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора по УР формирует реестр организаций, подлежащих обязательному энергетическому обследованию и далее будет осуществлять контроль за исполнением.
Теперь об объемах предстоящих работ. Действительно, количество организаций, подлежащих обязательному энергетическому обследованию превышает четыре тысячи, а если учесть, что ежегодный прирост стоимости на ТЭР увеличиваются примерно на 15%, то количество организаций, совокупные затраты которых на потребление ТЭР превышают 10 млн.руб. за год, будет возрастать. Закон №261-ФЗ вышел в конце 2009 года, организации не заложили в свой бюджет на 2010 год средства на энергетические обследования, поэтому в этом году обследования проводят буквально единицы организаций. То есть в оставшиеся два года в среднем за месяц необходимо будет проводить энергетическое обследование в 167 организациях. Многолетний опыт работы Агентства показывает, что время на обследования маленькой бюджетной организации, на балансе которой одно здание, требуется не менее двух недель. А на таких гигантах как Удмуртнефть, Удмуртэнерго для обследования потребуется не менее 6 месяцев. Задача поставлена очень сложная. На территории Удмуртии, по имеющимся у нас данным, четыре организации имеют право проводить энергетические обследования (являются членом СРО по энергетическим обследованиям). Агентство в этом году увеличило штат энергоаудиторов, ведет интенсивную подготовку вновь принятых специалистов и надеемся, за счет увеличения штата и производительности труда, в несколько раз увеличить количество обследований.
Просьба, руководителям организаций, подлежащих обязательному обследованию, заблаговременно информировать о намерении проводить обследования, чтобы мы могли оптимально спланировать работу и направить свои силы именно на обследования.
Вопрос: Энергетическое обследование это услуга платная, сколько будет стоить эта работа, каковы источники финансирования, в частности бюджетных организаций и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности?
Тестоедов В.В.: В первую очередь здесь надо отметить, что к объемам и содержанию энергетического обследования имеются требования: Закона №261-ФЗ, Минэнерго РФ, правила и стандарты СРО, которые должны выполняться, иначе работа будет не выполнена. Стоимость обследования складывается из следующих составляющих:
- сбор исходной информации по схемам и режимам работы, системы энергоснабжения, техническим характеристикам энергоприемников и их режимам работы;
- сбор исходной информации динамики потребления ТЭР за последние пять лет;
- сбор исходной информации системы контроля и учета потребления ТЭР организацией;
- составление и анализ балансов и структуры потребления ТЭР;
- производство измерений переносными приборами;
- определение потенциала энергосбережения;
- разработка типовых мероприятий с технико-экономическим обоснованием и указанием целевых показателей энергоэффективности;
- разработка и оформление энергетического паспорта организации.
За многолетний опыт работы Агентством определена минимальная планка стоимости, ниже которой работа становится убыточной, составляет 40 тыс.руб. Обследование крупных предприятий, например: нефтедобыча, электроэнергетика, крупных промышленных предприятий, оцениваются более миллиона рублей, а порой и более десятков млн. руб.
В среднем по бюджетным организациям – 90 тыс.руб., по организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности – 300 тыс.руб.
Источником финансирования являются собственные средства организаций, для бюджетных организаций – это бюджетные деньги, для энергоснабжающих – (регулируемые) средства заложенные в тариф. Понимая имеющиеся проблемы у организации, Агентство дает отсрочки платежей, условия согласовываются индивидуально при заключении договора.
Следует заметить, что имеются случаи, когда затраты на обследования окупаются уже в процессе обследования – это, главным образом, за счет организационных мероприятий. У бюджетных организаций, зачастую, договорные условия с энергоснабжающей организацией не в пользу потребителя: завышена договорная величина водо-теплоснабжения, неправильные или завышенные потери в сетях и т.д.
Вопрос: Каковы гарантии, что средства затраченные на обследования окупятся в кратчайшие сроки, а может быть, как Вы говорите, в процессе обследования?
Тестоедов В.В.: Вероятность некачественного обследования имеется, причиной тому может являться следующее:
- низкая квалификация энергоаудиторов,
- членство в СРО – это формальная сторона дела,
- обязательные 72-часовые курсы не дают практических навыков в обследовании,
- когда главная цель энергоаудиторской фирмы – зарабатывание денег любыми
путями.
Гарантиями качества обследования являются те меры, которые предусмотрены Законом №261-ФЗ, т.е. на пути некачественного продукта становится СРО по энергетическим обследованиям, где будет проводиться экспертиза энергетических паспортов и Минэнерго РФ, которое будет вести реестр энергетических паспортов.
Чтобы избежать руководителю организации проблем с обследованиями – можно дать несколько советов:
1. Заключать договора с энергоаудиторской фирмой, имеющей большой опыт работы и положительные отзывы от прежних заказчиков, не поленитесь – наведите справки,
2. Перед заключением договора потенциальный исполнитель должен предоставить программу обследования, в которой руководитель организации, даже не специалист в этой области, поймет объем и содержание работы, а главное результаты по экономическим показателям,
3. Должны быть представлены места и цели предполагаемых инструментальных обследований по всем видам потребляемых ТЭР и воды. Оснащенность энергоаудиторской фирмы собственными приборами учета и контроля потребления ТЭР и воды,
4. Методическое обеспечение обследования, кроме разработанных СРО, собственные разработки,
5. Ведущие специалисты - энергоаудиторы являются штатными работниками энергоаудиторской фирмы.
Вопрос: Начиная с 1 января 2010 года бюджетные учреждения обязаны снизить в сопоставимых условиях объемы потребления ТЭР в течении пяти лет не менее, чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее, чем на три процента. Без энергетического обследования определить, имеет ли такой потенциал энергосбережения конкретная организация, не получится - так, что организация будет вынуждена снижать потребление ТЭР, нарушая санитарные нормы и ухудшать комфортность пребывания?
Тестоедов В.В.: Эта мера, я понимаю так, вынужденная, что в бюджетных организациях имеется потенциал энергосбережения подтверждается энергетическими обследованиями и ежегодным мониторингом потребления ТЭР, которые мы проводим уже несколько лет и оценивается этот потенциал порядка 30% от потребляемых суммарных ТЭР.
А вынужденная, потому что у бюджетных организаций нет стимула снижать затраты на ТЭР, а наоборот защитить максимальные лимиты на ТЭР, которые устанавливаются им на год и можно жить без дополнительных проблем, поэтому как-то сдвинуть с мертвой точки эту проблему, принят такой административный рычаг. Конечно, чтобы правильно спланировать требуемое снижение затрат, надо провести энергетическое обследование, но количество бюджетных организаций в Удмуртии (республиканских и муниципальных) более 3,5 тысяч и разом провести это мероприятие не получится, даже в указанный срок, до 31 декабря 2012 года, эта задача очень сложная. Подходить к решению этой задачи традиционно, т е всем по 3% ежегодно считаем не правильно. Даже если происходит фактическое снижение мы можем навредить в другом, а именно, снижение качества услуг и не соблюдение санитарных норм в некоторых больницах, детских садах, школах, результирующий эффект будет отрицательным. У нас есть предложения, они заключаются в том, чтобы подход к организациям был индивидуальный.
При расчете лимитов на потребление ТЭР использовать результаты мониторинга потребления ТЭР, который ежегодно проводит Агентство по каждой республиканской и муниципальной организации, где видна динамика удельных расходов по электрической, тепловой энергии, воде, а так же потенциал энергосбережения.
Таким образом темп снижения затрат у каждой организации будет разный, у кого-то может и 30%, а у кого-то близок к нулю. Имеются организации, у которых фактические затраты ниже расчетных, при наведении порядка в учете и отчетности затраты возрастут. В целом по Республике снижение затрат на 15% задача выполнимая.
Вопрос: По результатам энергетического обследования какие наиболее эффективные мероприятия Вы рекомендуете реализовать?
Тестоедов В.В.: Рекомендуемые энергосберегающие мероприятия, которые появляются в результате энергетического обследования должны найти место в долгосрочных программах энергосбережения организаций и муниципальных образованиях. Поэтому, в первую очередь, мы руководствуемся теми нормативными актами, которые регламентируют вопросы разработки и реализации программ. В частности: приказ Министерства экономического развития РФ № 61 от 17 февраля 2010 года “Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности”; и приказ Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2010 года № 262 “О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений”; Постановление РЭК УР № 7/22 от 22 июня 2010 года “Об утверждении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в УР”. Эти мероприятия принимаем как типовые, после анализа и расчетов ранжируем по затратам на реализацию и срокам окупаемости. Учитывая специфику Удмуртской Республики в том, что практически 100% первичных энергоносителей ввозится из-за пределов Республики и 70% электрической энергии поставляется из соседних энергосистем одним из приоритетов ставится: использование местных, возобновляемых источников энергии, в частности древесина и отходы животноводства (биогаз); совместная выработка электрической и тепловой энергии (мини ТЭЦ).