Перспектива энергосервиса очевидна

газета "Удмуртская правда" 23 сентября 2011

О проводимой работе в области внедрения и реализации энергосервисных контрактов на территории Удмуртии редакции газеты рассказал Кирилл Викторович Масленников - заместитель директора по техническим вопросам АНО «Агентство по энергосбережению УР».

- В чем особенности энергосервисного контракта?

- Реализация энергосервисных контактов – это действенный инструмент энергосбережения. На сегодняшний день у организаций еще не сложилось понимание термина «энергосервисный контракт», что вызывает множество вопросов, в частности, как будут осуществляться платежи в рамках энергосервисного контракта. Суть контракта в том, что оплата будет производиться за счет экономии, которая будет достигаться за счет выполнения энергосберегающих мероприятий. ФЗ № 261 предусматривает 2 вида платежей: в первом случае заказчик может 100 % сэкономленных средств отдать энергосервисной компании, которая выполняла контакт или же заказчик может использовать часть этих денег на собственные нужды.

В федеральном законе № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» впервые  в российской практике введено понятие  «энергосервисный контракт» - контракт, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Интересно, что:

  • Перспектива развития рынка энергосервиса связана с положениями 261-ФЗ – обязанностью проведения энергетического обследования и получением энергетического паспорта всеми государственными и муниципальными учреждениями и организациями, Соответственно, добровольно, или принудительно потребители энергоуслуг будут искать возможности заключения таких контрактов.
  • Энергосервисный контракт является отличной возможностью увеличения объема продаж энергоэффективного оборудования – предприятиями производителями и поставщиками данного оборудования. Для этого таким предприятиям надо внимательно изучить возможности энергосервисных контрактов, условия работы в рамках меняющегося законодательства об энергосбережении.

 Основной принцип энергосервисного контракта в том, что между потребителем и поставщиком энергоресурсов появляется третье звено – «Энергосервисная компания» устанавливающая у заказчика за свой счет или при финансовой поддержке Банка-партнера соответствующее оборудование, включая расходы на полный цикл работ от аудита, диагностики, до установки под ключ, обучения персонала и мониторинга.

При этом заказчик не тратит на это дополнительных средств, оплачивая ежемесячные платежи по энергосервисному контракту за счет полученной экономии от внедрения энергоэффективного оборудования. Сама энергосервисная компания, как никто другой, заинтересована в энергосбережении, т.к. зарабатывает на разнице между оплатой заказчиком и платой поставщику, полученной от проведения энергосберегающих мероприятий. Контракт действует до окончания периода окупаемости установленного оборудования. В дальнейшем все оборудование безвозмездно передается заказчику.

Вывод: основное преимущество энергосервисного контракта – сохранение средств заказчика, поскольку внедрение энергосберегающих технологий осуществляется за счет средств самой энергосервисной компании. Это особенно актуально для предприятий бюджетной сферы, где собственные средства крайне ограничены и нет возможности тратить их на недешевые энергоэффективные технологии. Это открывает путь к крупномасштабным инвестициям в энергосберегающие технологии.

Главное, что механизм энергосервисного контракта уже работает. И на сегодняшний день Заказчик в лице предприятия-потребителя энергии, не вкладывая средств на внедрение энергосберегающих технологий и установку соответствующего оборудования, имеет в будущем шанс значительной экономии, по подсчетам экспертов, до 40 процентов.

- Каковы перспективы энергосервисных контрактов в Удмуртии?

- Реализация энергосервисных контрактов является одним из целевых индикаторов республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы и целевые установки до 2020 года». По оценкам специалистов АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» (Агентство) количество заключенных при реализации программы энергосервисных контрактов должно составить более 129 только по республиканской бюджетной сфере. В муниципальной бюджетной сфере и ЖКХ их количество должно превысить тысячу контрактов (договоров).

На сегодняшний день, в рамках развития рынка энергосервисных услуг и  пропаганды новых механизмов финансирования энергосберегающих мероприятий, Агентством заключено 6 энергосервисных договоров на общую сумму 17,53 млн. руб., с ожидаемым общим годовым экономическим эффектом 6,30 млн. руб. Срок окупаемости проектов от 1 до 5 лет. Из них реализовано 3 пилотных:

  • с МУП ЖКХ г. Можга. Энергосервисный договор на замену насосного оборудования котельных МУП ЖКХ на новое, энергоэффективное,
  • с ООО «Кезское ПКХ» Энегосервисный договор на техническое перевооружение угольной котельной ЦБ с. Кулига Кезского района с переводом на газ (первый в УР).
  • с МО «Малопургинское». Контракт на замену обычных светильников уличного освещения на светодиодные.

Продвижение энергосервиса в бюджетной сфере Удмуртии входит в ближайшие планы Агентства. Уже направлены оферты по реализации энергосберегающих проектов по схеме энергосервисного контракта во все муниципальные образования Удмуртской Республики. Ведется пропаганда механизмов энергосервиса. Осуществляются работы по привлечению на местный рынок поставщиков энергосберегающего оборудования. Приглашаются к сотрудничеству энергосервисные компании.

Михаил Филиппов, главный инженер МУП ЖКХ г. Можги: - «В прошлом году наше предприятие заключило энергосервисный договор с Агентством. Были приобретены 5 энергоэффективных насосов, которые дали, по году хорошую экономию, порядка 400 тыс. рублей. Сам контракт расписан на два года. Условия работы с Агентством приемлемы. В течение 2-х лет мы,  ежемесячно, перечисляем деньги, а оборудование уже работает с полной отдачей. При внедрении данных насосов сохранены те же технические показатели, а энергопотребление значительно  уменьшилось. На будущий год думаем рассмотреть предложения по дальнейшей работе с Агентством, по введению в строй нового энергосберегающего оборудования».

Владимир Монастырев, заместитель директора УУК ЖКХ пос. Ува: - «Конечно, существует схема проще «энергосервиса», когда само предприятие занимается установкой энергосберегающего оборудования и самостоятельно получает экономию. Приходиться брать займ – возникает кредитный риск. В случае энергосервисного контракта риски делятся между предприятием и компанией энергосервиса. Соответственно делиться и финансовый эффект от экономии. Здесь многое зависит от расчета энергосервисной компании и от того как мы эксплуатируем установленное оборудование. В общем, от профессионализма. Мы сотрудничаем с несколькими энергосервисными компаниями, стараемся выбрать для себя более приемлемые условия. С Агентством работаем очень давно, еще с 2003 года (получается еще до самого понятия энергосериса в современном его варианте). На сегодняшний день за счет экономии энергоресурсов, благодаря модернизации котельной, замены насосов, и т.д., платежная нагрузка предприятия снижается. Планируем и в дальнейшем развиваться в этом направлении».

Информация о реализации энергосберегающих проектов по схеме энергосервисных контрактов находится на официальном сайте Агентства (www.energosber18.ru) там же  размещен и регулярно актуализируется реестр энергосервисных компаний, предлагающих свои услуги на территории Удмуртской Республики.

Подводя итоги, можно отметить следующее:

Энергосервисный механизм позволяет решить вечную проблему российского ЖКХ – отсутствие достаточных инвестиционных ресурсов для модернизации энергетического хозяйства. Кроме того, энергосервисная компания, пропагандируя  культуру энергосбережения, учит заказчика бережно относиться к потреблению энергии.