В 2010 году принята Государственная программа РФ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности до 2020 года, в новой редакции принята республиканская целевая программа «Энергоэффективность в Удмуртской Республике на 2010–2014 годы», в связи с этим возникла необходимость ознакомления потребителей бюджетной сферы с законодательной базой, с организацией работы по сокращению потребления ТЭР и расходов на ТЭР, энергоменеджменту, стимулированию энергосбережения. Данные вопросы были рассмотрены в рамках семинара-совещания «Энергоэффективность и энергосбережение в бюджетной сфере УР. Механизмы реализации закона № 261-ФЗ. Внедрение энергоменеджмента в бюджетной сфере».
Организаторами семинара-совещания выступили Министерство промышленности и энергетики УР, Региональная энергетическая комиссия УР, АНО «Агентство по энергосбережению УР». Открывая мероприятие В. И. Кашин, первый заместитель Председателя РЭК УР, отметил, что в федеральном законе № 261-ФЗ устранены барьеры, которые ранее препятствовали процессу внедрения энергосберегающих мероприятий, – это изъятие начальной экономии и сравнительно невысокие тарифы. Государственная программа РФ по энергосбережению и повышению энергоэффективности до 2020 г. предусматривает стимулирующие механизмы и механизмы господдержки проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Основные из представленных механизмов – это стимулирование организации региональных программ и программ муниципальных образований; стимулирование реализации типовых проектов в области энергосбережения во всех отраслях экономики; финансирование мероприятий по энергосбережению на объектах государственных муниципальных учреждений. Также в программе прописаны механизмы государственной поддержки энергосбережения в виде софинансирования расходных обязательств субъектов РФ в области энергосбережения в пределах средств, предусмотренных законом в федеральном бюджете.
«Республиканская целевая программа на 2010-2014 годы и целевые установки до 2020 года имеет приложение в виде плана мероприятий, в соответствии с которым предполагается разработка и принятие положения о софинансировании подпрограмм муниципальных образований за счет средств бюджета УР, – сказал В. И. Кашин. – Сегодня важно ускорить согласование и принятие правительством УР порядка расчета и использования средств, сэкономленных казенными учреждениями за счет выполнения энергосберегающих мероприятий».
В свою очередь М. А. Стерхова, начальник Управления финансирования капитальных расходов и отраслей национальной экономики Министерства финансов УР, привела в своем докладе показатели динамики расходов консолидированного бюджета УР на оплату энергоресурсов бюджетных организаций. В Удмуртии 3688 бюджетных учреждений, их расходы на оплату энергоресурсов в 2008 году составили более 1,5 млрд. рублей, доля в муниципальных бюджетах на их содержание составила 25 %. С каждым годом этот показатель растет, что обусловлено ростом тарифов и расширением сети бюджетных учреждений. Кроме того, в ряде районов республики практически не проводятся мероприятия по энергосбережению и сокращению нагрузки на местный бюджет, что ведет к росту расходов с превышением роста тарифов.
Мероприятия по энергосбережению должны снизить объем потребления энергоресурсов на 15 % за 5 лет, экономия должна составить более 170 млн. рублей. Работа по энергосбережению заключается в выработке комплекса мер по сокращению потребления ТЭР, основными мероприятиями, дающими наиболее значимый эффект, являются выявление и устранение существующих крупных очагов потерь тепловых источников, проведение комплекса мероприятий на котельных, энергетическое обследование, установка приборов учета и т.д.
По словам П. В. Берлинского, директора АНО «Агентство по энергосбережению УР», энергоменеджмент, представляющий собой совокупность знаний, принципов, средств и форм управления энергосбережением в целях снижения затрат на энергоресурсы, в Удмуртии структурно представлен в виде трех уровней. Это республиканская целевая программа, шесть ее подпрограмм и программы муниципальных образований, работа самих бюджетных учреждений на основании энергетического обследования, приказа о реализации плановых мероприятий по энергосбережению либо специальной программы.
Основной упор республиканская целевая программа делает на бюджетную сферу и ЖКХ как наиболее управляемые сферы со стороны государства, – отметил П.В. Берлинский. – Предполагается снижение потребления энергоресурсов в бюджетной сфере на 15 % в течение 5 лет, в ЖКХ на 20 %. Всего по программе, включая промышленность и энергетику, к 2015 году планируется достигнуть снижения потребления энергоресурсов на 380 тонн условного топлива, что в денежном выражении для республики составляет 1115 млн. рублей. Потенциал энергосбережения в муниципальной бюджетной сфере оценивается в 32 тысячи тонн условного топлива или 17 % от текущего потребления, это 276 млн. рублей в год возможной экономии.