На практике организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (далее Организации) в сфере теплоснабжения, электроснабжения и в жилищно-коммунальном хозяйстве сталкиваются с вопросами разработки и утверждения производственных и инвестиционных программ. В данной статье рассмотрим правовые аспекты разработки данных программ, их особенности и отличия.
Существующая правовая база разделяет данные организации на:
- оказывающие услуги в сфере электроснабжения,
- оказывающие услуги в сфере теплоснабжения;
2 организации коммунального комплекса (далее – ОКК), производители товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Формирование инвестиционных и производственных программ напрямую связано с вопросами тарифообразования. Поэтому организации в зависимости от сферы регулирования необходимо знать, какими нормативными документами руководствоваться при разработке инвестиционных и производственных программ:
Электроснабжение:
– Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»
– Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики»
– Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ"
Теплоснабжение:
– Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»
– Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ"
ОКК:
– Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
– Приказы Минрегионразвития РФ от 10.10.2007 №№ 99-101 Об утверждении методических рекомендаций по разработке инвестиционных, производственных программ ОКК и подготовке технического задания на их разработку
– Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса"
Кроме определения нормативно-правовой базы, организации должны правильно разделить понятия производственная и инвестиционная программа и основания для разработки той или иной.
Производственная программа организаций коммунального комплекса.
Производственная программа, в принципе, может приниматься в организациях любой формы собственности для планирования своей производственной деятельности, в том числе и в регулируемых отраслях, но в последнем случае требования о наличии такой программы становятся обязательными в отношении ОКК. Производственная программа ОКК должна представляться в органы исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) либо в органы местного самоуправления вместе с документами по расчету регулируемого тарифа. В остальных случаях, говоря о регулируемых отраслях, такая программа будет иметь статус внутреннего документа организации.
В целом, утвержденная производственная программа организации является основанием для установления тарифов на услуги ОКК. Процесс разработки производственной программы должен осуществляться на основе принципов системности, целесообразности, обоснованности, достоверности, прозрачности, рациональности использования производственных мощностей, оптимизации затрат организаций коммунального комплекса. Именно такой подход позволит обеспечить более высокий уровень рентабельности эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры.
Производственная программа разрабатываются ОКК на период действия тарифов на товары или услуги ОКК (регулируемый период).
Структура Производственной программы ОКК включает в себя:
- полное наименование ОКК;
- юридический, почтовый и фактический адреса, e-mail, телефон, факс;
- ИНН, КПП, ОГРН;
- контактные данные руководителя его заместителя и ответственных исполнителей по экономическим и техническим вопросам реализации программы (ФИО, должность, телефон, факс, e-mail);
Обоснование прогнозируемого объема и качества производимых ОКК товаров или оказываемых услуг рекомендуется производить с использованием показателей их производственной деятельности, определяемых на регулируемый период в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке Производственных программ ОКК, утвержденных Приказом Минрегионразвития РФ от 10.10.2008 № 101.
В план мероприятий по повышению эффективности деятельности ОКК рекомендуется включать перечень мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту системы коммунальной инфраструктуры.
К мероприятиям по реконструкции системы коммунальной инфраструктуры, рекомендуется относить комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (протяженность эксплуатируемых сетей, пропускной способности сетей и пр.), в целях улучшения условий производства и увеличения объема товаров и оказания услуг.
К мероприятиям по капитальному ремонту системы коммунальной инфраструктуры, рекомендуется относить комплекс работ, обеспечивающих восстановление исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса производственных мощностей.
Кроме того, в планы рекомендуется включать мероприятия, направленные на повышение рационального использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), сокращения потерь, совершенствование организации производства и управления ОКК и т.п.
Планы мероприятий должны иметь описание технических решений с обоснованием возможности их реализации, включающее возможность поставки планируемого к монтажу оборудования в планируемые сроки, наличие предварительных договоренностей с производителями, возможность выдачи мощности, потребность во вводимой мощности, анализ альтернативных вариантов и обоснование выбора предлагаемых решений и содержать:
- адресную привязку объектов;
- информацию о способе выполнения (собственными силами или с привлечением сторонней организации);
- информацию об источниках финансирования по каждому мероприятию;
- информацию о сроках выполнения мероприятий (указывается дата начала и окончания работ);
- обоснование стоимости каждого мероприятия (справка о наличии ПСД, сводные сметные расчеты, имеющиеся договора на выполнение работ, по стоимости приобретаемого оборудования и материалов копии протоколов котировки цен, иные документы по усмотрению организации).
Инвестиционная программа организаций коммунального комплекса.
Инструментами регулирования в части разработки инвестиционных программ ОКК является Федеральный закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов ОКК». Следует отметить, что регулирование тарифов данным Федеральным законом направлено на развитие систем коммунальной инфраструктуры, которое осуществляется ОКК по заданию и под контролем органов местного самоуправления. А источниками финансирования мероприятий инвестиционной программы ОКК становится надбавка к тарифу и (или) плата за подключение к сетям коммунальной инфраструктуры.
Содержание и структура инвестиционной программы определяется техническим заданием на ее разработку, которое разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления. Инвестиционная программа может состоять из описательной, табличной и графической частей.
В инвестиционную программу рекомендуется включать:
- цели и задачи инвестиционной программы;
- анализ существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры;
- план технических мероприятий по строительству систем коммунальной инфраструктуры и (или) мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
- объем финансовых потребностей по реализации инвестиционной программы;
- план финансирования инвестиционной программы с указанием источников ее финансирования;
- иные сведения.
Цели и задачи рекомендуется представлять в виде целевых индикаторов
К мероприятиям по модернизации могут относиться:
- увеличение производительности оборудования на сохраняемых производственных площадях;
- сокращение удельных расходов энергетических ресурсов на производство единицы товаров (оказание услуг);
- снижение непроизводительных потерь ресурсов;
- повышение долговечности работы основного оборудования;
- улучшение условий труда производственного персонала и повышение безопасности работы;
- автоматизация и переход на дистанционное управление производственных процессов.
Процедура разработки и утверждения инвестиционных программ ОКК выглядит следующим образом:
мероприятий ИП;
6) ОМУ осуществляет контроль и мониторинг выполнения ИП.
Таким образом, основные различия инвестиционных и производственных программ для ОКК, в соответствии с законом № 210-ФЗ, заключаются в следующем:
- Объектом финансирования производственных программ ОКК являются мероприятия, направленные на реконструкцию и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры в целях улучшения условий производства и (или) увеличения объема товаров и оказания услуг. Источником финансирования мероприятий будет являться – тарифная составляющая.
- Объектом финансирования инвестиционных программ ОКК являются мероприятия по строительству и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, направленные на улучшение технических и экономических характеристик (мощность, производительность, надежность, долговечность, экономичность) систем коммунальной инфраструктуры, путем внесения частичных изменений и усовершенствований в их схемы и конструкции. Источником финансирования мероприятий будет являться – надбавка к тарифу и (или) плата за подключение к сетям коммунальной инфраструктуры.
Производственная и (или) инвестиционная программа ОКК представляется в соответствующий орган регулирования, в купе с документами на утверждение регулируемого тарифа, надбавки к тарифу, тарифа на присоединение - не позднее 1 мая текущего года.
Инвестиционная программа в теплоснабжении и электроснабжении.
Для организаций, оказывающих услуги в теплоснабжении и электроснабжении, законами, их регулирующими, не предусмотрена обязательная разработка производственных программ деятельности.
Объектная цель разработки инвестиционных программ для данных регулируемых организаций, по существу, та же, что и для ОКК – техперевооружение, новое строительство и модернизация объектов тепло- и энергетического хозяйства.
Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики утверждены постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики». Первоочередными моментами, которыми необходимо руководствоваться – это своевременность представления данной инвестиционной программы и ее типовая форма и содержание. Правилами определено, что субъект электроэнергетики направляет инвестиционную программу в Министерство энергетики РФ или орган исполнительной власти субъекта РФ – не позднее 15 марта года, предшествующего периоду ее реализации по форме, утвержденной Министерством энергетики РФ.
Что касается разработки, согласования и утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, новый федеральный закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определяет следующее:
- органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают инвестиционные программы в сфере теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления,
- правила утверждения и согласования инвестиционных программ должны быть утверждены Правительством РФ до 31 декабря 2010 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" предусмотрено, что капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство включаются в необходимую валовую выручку, т.е. в тариф в рамках предельных уровней. Для обоснования инвестиционных затрат, которые увеличивают тариф выше предельного уровня и необходима инвестиционная программа организаций, оказывающих регулируемые виды деятельности в сфере тепло – и электроснабжения.
Как заключение по представленной статье можно сказать следующее – производственная и инвестиционная программы разрабатываются в рамках обоснования необходимых затрат регулируемой организации для обеспечения ею качественного предоставления услуг.