Разработка схем теплоснабжения – одна из приоритетных задач органов исполнительной власти муниципальных образований

                                                                                               журнал "Промышленная и экологическая безопасность", май 2012

Исторически сложилось так, что при всей своей социально-экономической значимости теплоснабжение в регионах является одной из самых проблемных тем для органов власти. Деструкция плановой экономики страны эхом отразилась на всех уровнях народного хозяйства. Развитие систем коммунальной инфраструктуры стало исключительно прерогативой местных властей, у которых не было для этого зачастую ни финансовых, ни кадровых ресурсов. В результате системы коммунальной инфраструктуры и, прежде всего, системы теплоснабжения стали развиваться исключительно в логике решения локальных задач со сроком выполнения максимум два–три года. Усугубляла положение ведомственная и коммерческая разобщенность участников систем теплоснабжения, когда различные звенья технологически единой системы теплоснабжения населенного пункта оказались в собственности различных субъектов, преследующих свои цели.

Причины и следствия ненадежного, низкого качества теплоснабжения, высокой стоимости тепловой энергии:

  • Теплоснабжение населенных пунктов, как  правило, осуществлялось от котельных градообразующих предприятий, которые или вообще исчезли, оставив в наследство протяженные сети с большими диаметрами трубопроводов и теплоисточники с внушительными установленными мощностями котельного оборудования, или отказались от предоставления услуг теплоснабжения.
  • Системы теплоснабжения десятилетиями развивались практически стихийно по принципу: любым способом с минимальными затратами.
  • Из-за низкого качества предоставления услуг теплоснабжения наблюдается массовый уход потребителя от централизованного теплоснабжения.

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», который устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии. Согласно статьи 23 настоящего ФЗ утверждение схем теплоснабжения поселений уполномоченными органами должно было быть осуществлено до 31 декабря 2011 года.

На сегодняшний день разработка схем теплоснабжения  - одна из приоритетных задач федерального масштаба, поскольку дальнейший рост экономики России невозможен без соответствующего роста энергетики, который может быть спрогнозирован на перспективу на основе разработки схем теплоснабжения для комбинированной выработки электро- и теплоэнергии.

Целью разработки схем теплоснабжения городов и населенных пунктов является разработка технических решений, направленных на обеспечение качественного и надежного теплоснабжения потребителей при минимальном негативном воздействии на окружающую среду. Разработка схем теплоснабжения населенных пунктов входит в состав Программы комплексного развития систем теплоснабжения, в рамках которой решаются следующие взаимосвязанные задачи: сбор исходных данных; энергетическое обследование системы централизованного теплоснабжения; разработка электронной модели систем теплоснабжения; разработка комплекса решений и мероприятий по совершенствованию систем теплоснабжения; система мониторинга.

Отсутствие системного подхода к планированию развития городов приводит к тому, что инженерная инфраструктура не успевает в своем развитии за темпами роста застройки, и наоборот - планирование развития систем жизнеобеспечения города происходит само по себе, без строгого учета ресурсных возможностей инфраструктуры, что чревато наличием избытка мощности в одних районах города и дефицитом в других.

Одной из составляющих обеспечения системного подхода к развитию систем инженерных коммуникаций города является разработка схем развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Но разработка схем, как раньше, в бумажном варианте, при нынешнем уровне развития технологий уже не актуальна. Ведь зачастую процесс сбора данных, разработки планов перспективного развития и их согласования занимает не один год. И на момент окончания работ мы имеем варианты развития города, уже не соответствующие реальной ситуации. Динамичность развития города и сжатые сроки разработки основных стратегических решений диктуют необходимость создания комплексных программ планирования развития городов. Реализовывать такие разработки необходимо в специализированных программных средах, позволяющих, во-первых, моделировать и сопоставлять различные варианты развития, и, во-вторых, осуществлять постоянный мониторинг их развития.

АНО «Агентство по энергосбережению УР», имея большой практический опыт в энергетических обследованиях теплоснабжающих организаций и многолетнюю базу данных результатов мониторинга эффективности использования ТЭР в организациях жилищно-коммунального хозяйства, в 2012 году начала работу по разработке схем теплоснабжения населенных пунктов УР с использованием геоинформационной системы Zulu.

Разработка схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с действующими нормативными положениями и законодательством.

Стоимость работ зависит от технологических особенностей энергетического хозяйства населенного пункта и качества предоставляемой информации.