В соответствии с федеральным законом № 261 «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», вступившим в действие 23.11.2009г., введено понятие энергосервисного контракта - контракт, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Так же реализация энергосервисных контрактов является одним из целевых индикаторов республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы и целевые установки до 2020 года». Количество заключенных при реализации РЦП энергосервисных контрактов должно составить более 129 только по республиканской бюджетной сфере. В муниципальной бюджетной сфере и ЖКХ их количество должно превысить, по нашим оценкам, до тысячи контрактов (договоров).
Основная идея энергосервисных контрактов состоит в том, что энергосервисная компания, при поддержке банка-партнера, устанавливая у заказчика энергосберегающее оборудование, гарантирует неизменность ежемесячного платежа по энергосервисному контракту на уровне платежа за энергоресурсы до установки оборудования, при этом платеж за энергосервис будет включать в себя как текущий, уже сниженный платеж за энергоресурс так и ежемесячный платеж за поставленное оборудование на период окупаемости (до 5 лет), а после окончания данного периода безвозмездно передает оборудование в собственность заказчику для дальнейшей эксплуатации.
Энергосервисный контракт является оптимальным инструментом реализации энергосберегающих мероприятий, так как включает в себя весь комплекс работ, начиная от энергетического обследования заказчика, разработки программы повышения энергетической эффективности и проектирования, до внедрения энергосберегающих мероприятий «под ключ» и обучение персонала. При этом решения задач повышения энергоэффективности и внедрение энергосберегающих технологий обеспечивается без нагрузки на бюджет заказчика.
Перспектива развития рынка энергосервиса связана с положениями 261-ФЗ – обязанностью проведения энергетического обследования и получением энергетического паспорта всеми государственными и муниципальными учреждениями и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности. Логично предположить, что предприятие, получившее энергетический паспорт, и понеся при этом затраты, не будут относиться к этому документу как к «бумаге в стол», а воспримут его как руководство к действию. Реализация энергосервисных контрактов для таких предприятий является одним из способов внедрения энергоэффективных мероприятий.
Энергосервисный контракт является отличной возможностью увеличения объема продаж энергоэффективного оборудования – предприятиями производителями и поставщиками. Для этого таким предприятиям надо внимательно изучить возможности энергосервисных контрактов, условия работы в рамках меняющегося законодательства об энергосбережении, опыт компаний уже работающих по «энергосервису». Кроме продаж у исполнителя по энергосервисному контракту возникает возможность дополнительно заработать на услугах по энергетическому обследованию, либо экспресс-обследованию и непосредственно на услуге организации исполнения и финансирования.
Агентство в рамках развития рынка энергосервисных услуг, а также пропаганды новых механизмов финансирования энергосберегающих мероприятий на сегодняшний день заключило 3 пилотных энергосервисных договора на общую сумму 5 513,44 тыс. руб.: с МУП ЖКХ г. Можга по замена насосного оборудования котельных МУП ЖКХ на энергоэффективное, с ООО «Кезское ПКХ» техперевооружение угольной котельной ЦБ с. Кулига Кезского района с переводом на газ, энергосервисный контракт (первый в УР) с МО «Малопургинское» на замену светильников уличного освещения на светодиодные. Срок окупаемости данных проектов от 1 года до 4 лет.
В ближайших планах Агентства – продвижение энергосервисного механизма финансирования в бюджетной сфере Удмуртской Республики. На сегодняшний день Агентством направлены оферты по реализации энергосберегающих проектов по схеме энергосервисного контракта во все муниципальные образования Удмуртской Республики.
Данное направление финансирования Агентство развивает, в первую очередь, с целью его пропаганды на территории Удмуртской Республики, а так же с целью привлечения на рынок поставщиков современного энергосберегающего оборудования. По нашей информации на территории Удмуртии реализацией энергосервисных контрактов занимается еще ОАО «Удмуртская Энергосбытовая Компания». Так же информация о реализации энергосберегающих проектов по схеме энергосервисных контрактов находится на сайте: www.energosber18.ru. В марте 2011 года на этом сайте планируется размещение реестра энергосервисных компаний,предлагающих свои услуги на территории УР. Приглашаем компании, желающие заниматься этим видом деятельности представить данные о себе, реализованных и реализуемых проектах для рассмотрения вопроса по включению в реестр.