С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года. Сроки реализации крупномасштабных мероприятий установлены жесткие 2010÷2011 годы.
Прежде чем говорить о предстоящих задачах реализации Федерального закона №261-ФЗ следует провести краткий анализ исполнения в Удмуртской Республике предыдущего Федерального закона «Об энергосбережении» №28-ФЗ от 03.04.1996 года. Из семи принципов управления энергосбережением в полной мере не удалось реализовать ни одного. Частично реализованы пять принципов:
В 2002 году по инициативе и непосредственной работе Региональной энергетической комиссии Удмуртской республики (РЭК УР) совместно с АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» (АНО ««Агентство по энергосбережению УР» была разработана и далее реализована Программа «Энергоэффективность в бюджетной сфере Удмуртской Республики на 2003 ÷ 2006 годы» Ежегодно, в период реализации Программы, удельные расходы ТЭР в организациях снижались: если в базовом 2002 году они составляли 77,6 кг.у.т/м2, то в 2006 году – 57,1 кг.у.т./м2. В основном, это было достигнуто за счет организационных мероприятий (наведение элементарного порядка использования ТЭР) и малозатратных мероприятий, которые финансировались из консолидированных средств на энергосбережение. Крупные технические мероприятия из-за отсутствия финансирования не были реализованы.
РЭК УР совместно с АНО «Агентство по энергосбережению УР» в период 2005÷2007 г.г. разработали долгосрочные программы «Энергоэффективность в бюджетной сфере и ЖКХ муниципальных образований». Результаты реализации принятых программ (в 26 муниципальных образованиях) аналогичны, что и в организациях бюджетной сферы УР.
В настоящее время в стадии согласования в исполнительных органах власти УР проект целевой республиканской программы «Энергоэффективность в УР на 2010 ÷2014 годы».
Обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов реализована по оценке АНО «Агентство по энергосбережению УР» по электроэнергии и газу – на 100%, по тепловой энергии и воде – не более 20%.
Обязательность учета энергоресурсов физическими лицами (тепловая энергия, вода, газ) не реализована.
Обязательные энергетические обследования с разработкой энергетического паспорта провели не более 5% организаций. После ликвидации Госэнергонадзора в 2004 году обследования полностью прекратились. До настоящего времени проводятся экспресс-обследования в организациях бюджетной сферы и ЖКХ в рамках разрабатываемых и принятых программ энергосбережения (в сокращенном варианте и без разработки энергетических паспортов).
В Республике регулярно поводятся региональные и межрегиональные конференции и семинары. Публикуются статьи и выходят передачи об энергосбережении в Республиканских СМИ, но носят эпизодический и бессистемный характер.
Отсутствуют постоянные курсы повышения квалификации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Высшие и среднетехнические учебные заведения в УР не готовят специалистов по специализации энергоменеджмента.
Госэнергонадзор начал в свое время такое управление, которому было под силу решить многие задачи энергосбережения. Но он был упразднен в 2004 году, его функции в области энергосбережения ни кому не были переданы.
Из нереализованных положений следует выделить основополагающие:
Разрозненные, бессистемные попытки реализовать эти положения предпринимались (в основном РЭК УР в рамках своих полномочий), однако, за весь период времени действия первого закона «Об энергосбережении» (13 лет), ни одна из них пока не дала практических результатов. Для этого требовалось финансирование и создание соответствующих административных структур.
Сегодня фактически все нужно начинать сначала.
В новом законе разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Удмуртской Республики будет осуществляться на основе реализации долгосрочных программ республиканской, муниципальных и организаций коммунального комплекса.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1830-р от 1 декабря 2009 года утвержден план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Всего к реализации запланировано 91 мероприятие по 12 направлениям.
Из основных направлений следует выделить первоочередные мероприятия, реализация которых даст быстрый и наибольший эффект, а также создаст основу для крупномасштабных мероприятий.
Энергосберегающая политика государства, а значит и Удмуртской Республики, осуществляется на основе реализации долгосрочных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности, которые охватят все отрасли экономики, определят приоритетность внедрения мероприятий, объемы и источники финансирования, определят показатели энергоэффективности (индикаторы), их динамику к достижению цели. При наличии качественно разработанных программ можно претендовать на субсидии из федерального бюджета на их реализацию.
В этом секторе экономики наибольшее количество проблем с энергоснабжением потребителей, что выражается в высоких удельных расходах топлива на выработку тепловой и электрической энергии, в больших потерях тепловой, электрической энергии и воды при их транспортировке. В конечном итоге все это оплачивает конечный потребитель, который повлиять на энергоснабжающую организацию не может. Наличие программ значительно повышает эффективность управления путем регулирования тарифов для конечного потребителя.
Позволит составлять балансы ТЭР, выявлять непроизводительные расходы и потери ТЭР, анализировать и контролировать показатели эффективности ТЭР, стимулировать к снижению и эффективности использования ТЭР.
Без качественно проведенного энергетического обследования отдельных объектов и организаций не возможно разработать действенную программу энергосбережения и повышения энергоэффективности. Паспортизация энергетического хозяйства и потребления ТЭР позволят внедрить систему нормирования, повысить эффективность лимитирования потребления ТЭР, а также более обоснованно (объективно) устанавливать тарифы на энергоресурсы. Из-за большого количества организаций (более пяти тысяч), подлежащих обязательному энергетическому обследованию, и установленному законом сроку (до 31 декабря 2012 года), следует определить приоритетность очередности обследований. Критерием отбора организаций, где необходимо провести энергетические обследования в первую очередь, должны быть: высокие удельные расходы ТЭР или высокая энергоемкость, большие объемы потребления ТЭР или затраты на ТЭР.
В частности, энергосервисные контракты, заключаемые с бюджетными организациями или лицами, которые ответственны за содержание многоквартирного дома, позволят значительно сократить (а в отдельных случаях – исключить) расходы бюджета и физических лиц на энергосберегающие мероприятия, т.к. энергосберегающие мероприятия по определению не могут быть затратными; любое реализованное энергосберегающие мероприятие дает снижение затрат на ТЭР, которые должны направляться на следующие энергосберегающие мероприятия.
Реализация стандартного комплекса мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества многоквартирных домов позволит снизить затраты на коммунальные услуги населения при сопоставимых условиях проживания.
Использование административных рычагов в виде ежегодного трехпроцентного снижения расходов бюджета на оплату ТЭР не из самых лучших, но вполне реальное мероприятие, в целом по Министерству, ведомству не критично. Будет стимулировать бюджетные организации к пересмотру договорных условий с энергоснабжающими организациями, установке приборов учета, оптимизации использования отапливаемых помещений и электропотребляющего оборудования. Но к каждой бюджетной организации следует подходить персонально, используя результаты ежегодного (многолетнего) мониторинга энергоэффективности использования ТЭР в организациях бюджетной сферы, иначе это мероприятие в отдельно взятых организациях ухудшит и без того неудовлетворительные санитарные и прочие условия.
Информационная система предоставит физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления информацию, в том числе об объемах и режимах потребления ТЭР. По мере реализации мероприятия по установке приборов учета ТЭР их количество будет увеличиваться и может достигнуть более миллиона единиц. Возникнет проблема сбора, обработки, анализа, хранения этой информации, появится «человеческий фактор». Поэтому параллельно с установкой приборов учета следует реализовывать мероприятия по автоматизации систем учета.
Создание центров обучения в 2010 году позволит осуществлять подготовку квалифицированных специалистов по специализации энергосбережения для энергосервисных организаций, крупных промпредприятий, энергоснабжающих организаций, управляющих компаний, а также проводить курсы повышения квалификации специалистов бюджетных организаций, ЖКХ, энергоснабжающих организаций, управляющих компаний. Разработка методических пособий и инструкций с 2011 года включиться в реализацию мероприятий по всем направлениям.
Мониторинг, как и энергетические обследования, является первичным звеном в глобальной системе энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Если в бюджетной сфере и системах энергоснабжения имеются показатели энергоэффективности и алгоритм их расчета, то в реальном секторе экономики и в жилищном секторе они практически отсутствуют.
По мере выхода подзаконных актов (в основном 2010 ¸ 2011 годы) в Республике будет формироваться нормативно-правовая база энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Ключевым является государственная поддержка энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Без государственной поддержки такие направления, прописанные в Законе, как: использование возобновляемых источников энергии, замещение нефтепродуктов природным газом, комбинированная выработка электрической и тепловой энергии (ТЭЦ), создание единой информационной системы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые для Удмуртской Республики наиболее актуальные – не будут реализованы.
Рассчитывать на рыночные механизмы реализации закона, особенно в энергетике, бесперспективно, т.к. для этого должны существовать условия для развития конкуренции, а в энергетике как ни в одной другой отрасли, таких условий практически нет. Альтернатива – это путь административный, а для этого, в первую очередь, необходим центр координации работ и принятия решений на уровне Правительства Удмуртской Республики.
Заместитель директора В.В. Тестоедов
АНО «Агентство по энергосбережению УР»