Реализация Федерального закона

Журнал "Промышленная и экологическая безопасность" февраль 2010

С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года. Сроки реализации крупномасштабных мероприятий установлены жесткие 2010÷2011 годы.

Прежде чем говорить о предстоящих задачах реализации Федерального закона №261-ФЗ следует провести краткий анализ исполнения в Удмуртской Республике предыдущего Федерального закона «Об энергосбережении» №28-ФЗ от 03.04.1996 года. Из семи принципов управления энергосбережением в полной мере не удалось реализовать ни одного. Частично реализованы пять принципов:

  1. 1. Энергосберегающая политика государства осуществляется на основе реализации федеральных и межрегиональных программ энергосбережения.

В 2002 году по инициативе и непосредственной работе Региональной энергетической комиссии Удмуртской республики (РЭК УР) совместно с АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» (АНО ««Агентство по энергосбережению УР» была разработана и далее реализована Программа «Энергоэффективность в бюджетной сфере Удмуртской Республики на 2003 ÷ 2006 годы» Ежегодно, в период реализации Программы, удельные расходы ТЭР в организациях снижались: если в базовом 2002 году они составляли 77,6 кг.у.т/м2, то в 2006 году – 57,1 кг.у.т./м2. В основном, это было достигнуто за счет организационных мероприятий (наведение элементарного порядка использования ТЭР) и малозатратных мероприятий, которые финансировались из консолидированных средств на энергосбережение. Крупные технические мероприятия из-за отсутствия финансирования не были реализованы.

РЭК УР совместно с АНО «Агентство по энергосбережению УР» в период 2005÷2007 г.г. разработали долгосрочные программы «Энергоэффективность в бюджетной сфере и ЖКХ муниципальных образований». Результаты реализации принятых программ (в 26 муниципальных образованиях) аналогичны, что и в организациях бюджетной сферы УР.

В настоящее время в стадии согласования в исполнительных органах власти УР проект целевой республиканской программы «Энергоэффективность в УР на 2010 ÷2014 годы».

  1. 2. Организация учета расхода энергетических ресурсов, а так же контроля за их расходом.

Обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов реализована по оценке АНО «Агентство по энергосбережению УР» по электроэнергии и газу – на 100%, по тепловой энергии и воде – не более 20%.

Обязательность учета энергоресурсов физическими лицами (тепловая энергия, вода, газ) не реализована.

  1. 3. Проведение энергетических обследований организаций.

Обязательные энергетические обследования с разработкой энергетического паспорта провели не более 5% организаций. После ликвидации Госэнергонадзора в 2004 году обследования полностью прекратились. До настоящего времени проводятся экспресс-обследования в организациях бюджетной сферы и ЖКХ в рамках разрабатываемых и принятых программ энергосбережения (в сокращенном варианте и без разработки энергетических паспортов).

  1. 4. Реализация экономических информационных, образовательных и других направлений деятельности в области энергосбережения.

В Республике регулярно поводятся региональные и межрегиональные конференции и семинары. Публикуются статьи и выходят передачи об энергосбережении в Республиканских СМИ, но носят эпизодический и бессистемный характер.

Отсутствуют постоянные курсы повышения квалификации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Высшие и среднетехнические учебные заведения в УР не готовят специалистов по специализации энергоменеджмента.

  1. 5. Осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов.

Госэнергонадзор начал в свое время такое управление, которому было под силу решить многие задачи энергосбережения. Но он был упразднен в 2004 году, его функции в области энергосбережения ни кому не были переданы.

 

Из нереализованных положений следует выделить основополагающие:

  1. Сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергоресурсов.
  2. Заинтересованность производителей и поставщиков в эффективном использовании энергетических ресурсов.
  3. Сертификация топливо- и энергопотребляющего оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, энергетических ресурсов.
  4. Нормирование показателей энергопотребления производственных процессов, зданий. Индикативное управление энергосбережением.
  5. Стимулирование энергосбережения и эффективного использования ТЭР в бюджетной сфере и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
  6. Стимулирование производства и использования топливо- и энергосберегающего оборудования;
  7. Финансирование программ в области энергосбережения.
  8. Ответственность за нарушение положений настоящего Федерального Закона.

 

Разрозненные, бессистемные попытки реализовать эти положения предпринимались (в основном РЭК УР в рамках своих полномочий), однако, за весь период времени действия первого закона «Об энергосбережении» (13 лет), ни одна из них пока не дала практических результатов. Для этого требовалось финансирование и создание соответствующих административных структур.

Сегодня фактически все нужно начинать сначала.

В новом законе разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Удмуртской Республики будет осуществляться на основе реализации долгосрочных программ республиканской, муниципальных и организаций коммунального комплекса.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1830-р от 1 декабря 2009 года утвержден план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Всего к реализации запланировано 91 мероприятие по 12 направлениям.

Из основных направлений следует выделить первоочередные мероприятия, реализация которых даст быстрый и наибольший эффект, а также создаст основу для крупномасштабных мероприятий.

  • Реализация региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Энергосберегающая политика государства, а значит и Удмуртской Республики, осуществляется на основе реализации долгосрочных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности, которые охватят все отрасли экономики, определят приоритетность внедрения мероприятий, объемы и источники финансирования, определят показатели энергоэффективности (индикаторы), их динамику к достижению цели. При наличии качественно разработанных программ можно претендовать на субсидии из федерального бюджета на их реализацию.

  • Реализация программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности регулируемыми видами деятельности.

В этом секторе экономики наибольшее количество проблем с энергоснабжением потребителей, что выражается в высоких удельных расходах топлива на выработку тепловой и электрической энергии, в больших потерях тепловой, электрической энергии и воды при их транспортировке. В конечном итоге все это оплачивает конечный потребитель, который повлиять на энергоснабжающую организацию не может. Наличие программ значительно повышает эффективность управления путем регулирования тарифов для конечного потребителя.

  • Оснащение приборами учета ТЭР.

Позволит составлять балансы ТЭР, выявлять непроизводительные расходы и потери ТЭР, анализировать и контролировать показатели эффективности ТЭР, стимулировать к снижению и эффективности использования ТЭР.

  • Энергетические обследования.

Без качественно проведенного энергетического обследования отдельных объектов и организаций не возможно разработать действенную программу энергосбережения и повышения энергоэффективности. Паспортизация энергетического хозяйства и потребления ТЭР позволят внедрить систему нормирования, повысить эффективность лимитирования потребления ТЭР, а также более обоснованно (объективно) устанавливать тарифы на энергоресурсы. Из-за большого количества организаций (более пяти тысяч), подлежащих обязательному энергетическому обследованию, и установленному законом сроку (до 31 декабря 2012 года), следует определить приоритетность очередности обследований. Критерием отбора организаций, где необходимо провести энергетические обследования в первую очередь, должны быть: высокие удельные расходы ТЭР или высокая энергоемкость, большие объемы потребления ТЭР или затраты на ТЭР.

  • Мероприятия по повышению энергетической эффективности товаров, работ и слуг.

В частности, энергосервисные контракты, заключаемые с бюджетными организациями или лицами, которые ответственны за содержание многоквартирного дома, позволят значительно сократить (а в отдельных случаях – исключить) расходы бюджета и физических лиц на энергосберегающие мероприятия, т.к. энергосберегающие мероприятия по определению не могут быть затратными; любое реализованное энергосберегающие мероприятие дает снижение затрат на ТЭР, которые должны направляться на следующие энергосберегающие мероприятия.

  • Мероприятия по повышению энергоэффективности для населения и в жилищном фонде, в том числе при новом строительстве.

Реализация стандартного комплекса мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества многоквартирных домов позволит снизить затраты на коммунальные услуги населения при сопоставимых условиях проживания.

  • Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственном секторе.

Использование административных рычагов в виде ежегодного трехпроцентного снижения расходов бюджета на оплату ТЭР не из самых лучших, но вполне реальное мероприятие, в целом по Министерству, ведомству не критично. Будет стимулировать бюджетные организации к пересмотру договорных условий с энергоснабжающими организациями, установке приборов учета, оптимизации использования отапливаемых помещений и электропотребляющего оборудования. Но к каждой бюджетной организации следует подходить персонально, используя результаты ежегодного (многолетнего) мониторинга энергоэффективности использования ТЭР в организациях бюджетной сферы, иначе это мероприятие в отдельно взятых организациях ухудшит и без того неудовлетворительные санитарные и прочие условия.

  • Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Информационная система предоставит физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления информацию, в том числе об объемах и режимах потребления ТЭР. По мере реализации мероприятия по установке приборов учета ТЭР их количество будет увеличиваться и может достигнуть более миллиона единиц. Возникнет проблема сбора, обработки, анализа, хранения этой информации, появится «человеческий фактор». Поэтому параллельно с установкой приборов учета следует реализовывать мероприятия по автоматизации систем учета.

  • Создание и обеспечение функционирования обучающих центров энергетической эффективности.

Создание центров обучения в 2010 году позволит осуществлять подготовку квалифицированных специалистов по специализации энергосбережения для энергосервисных организаций, крупных промпредприятий, энергоснабжающих организаций, управляющих компаний, а также проводить курсы повышения квалификации специалистов бюджетных организаций, ЖКХ, энергоснабжающих организаций, управляющих компаний. Разработка методических пособий и инструкций с 2011 года включиться в реализацию мероприятий по всем направлениям.

  • Формирование системы мониторинга повышения энергетической эффективности.

Мониторинг, как и энергетические обследования, является первичным звеном в глобальной системе энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Если в бюджетной сфере и системах энергоснабжения имеются показатели энергоэффективности и алгоритм их расчета, то в реальном секторе экономики и в жилищном секторе они практически отсутствуют.

 

По мере выхода подзаконных актов (в основном 2010 ¸ 2011 годы) в Республике будет формироваться нормативно-правовая база энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Ключевым является государственная поддержка энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Без государственной поддержки такие направления, прописанные в Законе, как: использование возобновляемых источников энергии, замещение нефтепродуктов природным газом, комбинированная выработка электрической и тепловой энергии (ТЭЦ), создание единой информационной системы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые для Удмуртской Республики наиболее актуальные – не будут реализованы.

Рассчитывать на рыночные механизмы реализации закона, особенно в энергетике, бесперспективно, т.к. для этого должны существовать условия для развития конкуренции, а в энергетике как ни в одной другой отрасли, таких условий практически нет. Альтернатива – это путь административный, а для этого, в первую очередь, необходим центр координации работ и принятия решений на уровне Правительства Удмуртской Республики.

 

 

 

Заместитель директора                                                                          В.В. Тестоедов

АНО «Агентство по энергосбережению УР»