Республика Удмуртия: «Потенциал реализации быстроокупаемых проектов практически исчерпан»

Газета "Энергетика и промышленность России" №19 (327) октябрь 2017 года

Удмуртская Республика – край машиностроителей, металлургов и оружейников, добившийся существенных успехов в том, что касается государственной политики энергосбережения – по крайней мере, в бюджетном секторе.

На вопросы «Энергетики и промышленности России» отвечает Алла Попова, заместитель директора АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики».

– Алла Геннадьевна, расскажите о том, в чем заключается своеобразие энергетического комплекса республики. Какие проблемы характерны для вашего региона? Какие предпосылки определили их возникновение?

– Начнём с того, что Республика Удмуртия принадлежит к числу энергодефицитных регионов РФ, поскольку находящиеся на территории республики ТЭЦ (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Сарапульская ТЭЦ, принадлежащие ПАО «Т Плюс», а также ТЭЦ, принадлежащие АО «Воткинский завод» и АО «Объединенная теплоэнергетическая компания» (бывшая ТЭЦ Чепецкого механического завода)) вырабатывают лишь около 40 процентов необходимой региону электроэнергии. Оставшиеся 60 процентов мы приобретаем на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Что до тепловой энергии, то здесь республика обеспечивает себя полностью за счет ТЭЦ и котельных промышленных предприятий и коммунального хозяйства. Соотношение объемов производства тепловой энергии на ТЭЦ и котельных составляет примерно 60:40, при этом оно постепенно изменяется в пользу ТЭЦ, что соответствует приоритетам государственной политики, требующей загружать в первую очередь более эффективные теплоисточники, работающие по принципу когенерации. Основная проблема тепловой энергетики нашей республики – традиционное для России в целом недофинансирование этого сектора в сочетании с характерным для нашего региона наличием невостребованных мощностей, особенно в сельской местности, котельных, которые строились еще в эпоху СССР в расчете на будущий рост потребления, который так и не состоялся. Недозагрузка тепловых мощностей характерна и для большинства ТЭЦ, что позволяет при соответствующем технико-экономическом обосновании переключать тепловую нагрузку с неэффективных котельных на более экономичные теплоисточники.

– Но ставка на когенерацию – лишь один из путей, позволяющих добиться экономии энергоресурсов. Какие инструменты повышения энергоэффективности использует ваш регион? Насколько они результативны?

– Начиная с 2014 года в республике действует государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской республике», которая является пролонгированным вариантом республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Удмуртской Республике на 2010–2014 годы и целевые установки до 2020 года». В государственной программе прописан комплекс направлений, в которых необходимо развиваться (основные мероприятия госпрограммы). Конкретные мероприятия по каждому направлению (с указанием объектов реализации) формируются ежегодно и оформляются как План реализации госпрограммы, во многом зависящий от финансовых возможностей всех ее исполнителей и участников.

Анализируя динамику энергоемкости валового регионального продукта (ВРП), характеризующую уровень энергоэффективности региональной экономики, мы видим, что энергоемкость ВРП Республики Удмуртия сократилась к 2017 году относительно 2007 года на 13,7 процента, а ежегодные траты на энергоресурсы сократились на 6,5 миллиарда рублей в год (в ценах 2016 года). Задачей на ближайшие годы является сокращение объемов энергопотребления минимум на 10%, что дает 4 миллиарда рублей экономии в год (показатель, сопоставимый с ежегодными прямыми инвестициями в экономику региона).

Максимальное снижение энергоемкости относительно 2007 года наблюдается на промышленных предприятиях (39,9 процента) и предприятиях агропромышленного комплекса (43,2 процента), что связано как с реализацией энергосберегающих мероприятий, так и со структурными сдвигами в экономике республики. По-видимому, свой вклад внесло и неизбежное в сложных экономических условиях вынужденное снижение энергопотребления, которое выражается в переходе на сокращенную рабочую неделю и во временной остановке производств. С другой стороны, нефтяники республики не снизили, а, напротив, увеличили энергопотребление, что объясняется не столько ростом добычи нефти, сколько исчерпанием ее «легких» запасов и необходимостью добираться до более глубоких пластов.

Но основной потенциал энергосбережения приходится на коммунальную отрасль, где долгие годы велась не столько необходимая модернизация, сколько латание дыр, хотя в последние годы ситуация начала меняться к лучшему. Высоким потенциалом энергосбережения отличаются и жилищный сектор, и бюджетная сфера, потребившая в 2016 году энергоресурсов на 3,4 миллиарда рублей. И вместе с тем реализация государственной политики, направленной на повышение энергосбережения, дала очевидный эффект именно в бюджетном секторе республики. Основным показателем энергоэффективности здесь является удельный расход условного топлива на 1 квадратный метр занимаемой площади. По данным на  2015 год этот показатель снизился относительно 2007 года на 20,3 процента для бюджетных организаций республиканского уровня. Достигнутый при этом относительный экономический эффект при этом оценивается в 257,6 миллиона рублей (в ценах 2015 года), при этом мы уверены, что потенциал энергосбережения в бюджетном секторе далеко не исчерпан.

– Какие меры позволили добиться действительно впечатляющих результатов?

– Снижение потребления достигнуто благодаря установке приборов учета потребляемых энергоресурсов, а также замене традиционных ламп накаливания на более эффективные и долговечные светодиодные светильники, внедрению систем автоматического регулирования теплопотребления. Решению этой задачи содействовало применение нового механизма финансирования энергосберегающих мероприятий – энергосервиса. К сожалению, возможности энергосервиса сегодня ограничены ввиду несовершенства законодательства в области тарифного регулирования и не всегда корректно составленных топливно-энергетических балансов энергоснабжающих предприятий, учтенных регулятором при тарифообразовании. К тому же имеющийся в республике потенциал реализации быстроокупаемых проектов продолжительностью до 5 лет практически исчерпан – дальнейшие шаги должны быть сделаны в сторону долгосрочного инвестирования.

Ключевыми задачами ближайшего периода, на наш взгляд, являются:

• инвестирование в проекты только в соответствии с разработанными перспективными схемами энергоснабжения;

• реализация комплексных проектов со сроком окупаемости более 5 лет с использованием различных комбинаций источников финансирования (энергосервис, бюджет, концессия, собственные средства предприятий, кредитные ресурсы и другие источники);

• развитие государственно-частного партнерства;

• субсидирование энергоэффективных проектов;

• компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям в случае реализации ими проектов модернизации за счет привлеченных внебюджетных средств;

• разработка и реализация программы снижения электроемкости нефтедобывающей отрасли региона;

• разработка и контроль реализации программ энергоэффективности на крупнейших предприятиях, имеющих максимальную долю производства продукции в ВРП и долю потребления энергоресурсов в топливно-энергетическом балансе региона;

• минимум двукратное повышение бюджетного обеспечения госпрограммы с целью стимулирования предприятий, реализующих крупные инвестиционные проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

• разработка и реализация проектов комплексной застройки с элементами Smart City.

Используя комплекс этих задач как ориентир в реализации политики энергосбережения на территории республики, можно будет достичь целей, поставленных государственной программой:

• снизить затраты бюджета на топливно-энергетические ресурсы;

• повысить конкурентоспособность предприятий;

• повысить доходы и качество жизни населения.