Журнал "Энергетика и промышленность России", июнь 2016
Амбициозные планы повышения энергоэффективности, принятые в конце минувшего десятилетия, столкнулись с серьезными препятствиями – прежде всего с дефицитом работающих стимулов, трудностями привлечения инвестора, отсутствием комплексного подхода к вопросам энергосбережения. Время быстро окупаемых проектов прошло – все дальнейшие решения должны быть направлены в сторону стимулирования долгосрочного инвестирования. Так считает Алла Попова, заместитель директора по разработке и мониторингу программ энергоэффективности АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики».
- Уважаемая Алла Геннадьевна, несмотря на то, что повышение энергоемкости отечественной экономики стало одной из важнейших провозглашенных на государственном уровне задач, большинство экспертов в этой сфере считают, что реальные успехи здесь совсем невелики. Коммунальный комплекс по-прежнему остается поглощающей энергетические ресурсы «черной дырой», множество претензий предъявляется и к промышленности, и к предприятиям бюджетной сферы. Связано ли это с завышенностью планов, принятых в расчете на будущий экономический рост, или же с изначальными изъянами амбициозной стратегии, о трудностях реализации которой говорилось с самого начала?
- Действительно, практика реализации государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике», указывает на высокую вероятность невыполнения госпрограммы, принятой совсем в других макроэкономических условиях и предусматривающей сорокопроцентное снижение энергоемкости ВВП к 2020 году. На сегодняшний день запланированное в госпрограмме снижение объемов потребляемых энергоресурсов, необходимое для обеспечения сокращения энергоемкости ВРП, составляет 1,76 миллионов тонн условного топлива или 27 процентов к 2020 году относительно уровня 2015 года. На наш взгляд, эта цифра практически недостижима при существующих темпах развития экономики региона на фоне общей неблагоприятной экономической ситуации в России. Тем не менее в республике продолжается планомерная работа по повышению энергоэффективности.
Значительная часть потенциала энергосбережения приходится на коммунальную энергетику, где в большинстве своем продолжается, как и в постперестроечный период, «латание дыр», а не модернизация и техническое перевооружение отрасли. В числовом выражении потенциал в коммунальной энергетике на сегодняшний день определить сложно ввиду недостаточного уровня оснащенности приборным учетом производимых и потребляемых энергоресурсов и, как следствие, некорректности составления топливно-энергетических балансов систем энергоснабжения. Основными причинами нерационального расходования энергоресурсов в этой сфере являются физический и моральный износ основных фондов, низкий уровень загрузки установленных мощностей, неудовлетворительное качество теплоносителя. Стоит отметить также значительную протяженность инженерных сетей в сочетании с малой подключенной нагрузкой (данная ситуация характерна преимущественно для систем теплоснабжения небольших населённых пунктов, когда строительство источников теплоснабжения и тепловых сетей рассчитывалось на перспективу с учётом роста подключенной нагрузки). Свою лепту вносят низкий уровень автоматизации регулирования режимов работы систем тепло- и водоснабжения, а также отсутствие по большинству муниципальных образований качественно разработанных схем перспективного энергоснабжения ввиду практически полного отсутствия бюджетных средств, направляемых на разработку этих схем.
Высоким потенциалом энергосбережения также характеризуется и бюджетная сфера. По оценочным данным за 2015 год, потенциал энергосбережения в бюджетозависимых организациях оценивается в 37 тысяч тонн условного топлива (14,8 процентов от объемов потребления 2015 года), что в стоимостном выражении составляет 395 миллионов рублей. Основными причинами высокого потенциала энергосбережения в этих учреждениях являются:
Практически неиспользованным на сегодняшний день остается потенциал энергосбережения в жилищном фонде. Основными факторами, сдерживающим развитие в этой сфере энергосбережения в целом и энергосервиса являются, в частности:
В отношении предприятий различных отраслей экономики потенциал энергосбережения трудно оценить ввиду индивидуальности технологических процессов каждого предприятия и отсутствия на сегодняшний день базы данных по результатам энергетических обследований предприятий, в ходе которых определяется и потенциал энергосбережения.
И все-таки, анализируя динамику основного показателя, характеризующего уровень энергоэффективности региональной экономики, можно констатировать, что определенные положительные результаты реализации политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности уже достигнуты: энергоемкость ВРП Республики к 2016 году сократилась относительно 2007 года на 13,7 процентов. При этом стоит понимать, что численное сокращение показателя является совокупным результатом как структурных сдвигов в экономике региона и изменения состава производств, так и реализации энергоэффективных мероприятий.
- Какие результаты показали основные для экономики республики отрасли, включая как промышленность, так и особо энергоемкий бюджетный сектор?
Максимальное снижение энергоемкости относительно 2007 года наблюдается на промышленных предприятиях (39,9 процентов) и предприятиях агропромышленного комплекса (43,2 процента). Предприятия нефтяной индустрии, имеющие немалую долю в структуре ВРП, напротив, характеризуются ростом энергоемкости (+ 32 процента относительно показателей 2007 года), и вносят тем самым отрицательную лепту в динамику энергоемкости региональной экономики.
Заметные результаты достигнуты и в бюджетной сфере. Основной показатель, характеризующий эффективность энергопотребления - удельный расход условного топлива – имеет тенденцию к снижению: по муниципальным бюджетным учреждениям он сократился на 21,1 процента, по бюджетным учреждениям республиканского уровня – на 10,7 процентов относительно 2009 года. Достигнутый при этом относительный экономический эффект оценивается в 561 миллионов рублей (в ценах 2015 года). Столь значительное снижение удельного расхода энергоресурсов достигнуто, в большей степени, за счет массовой реализации мероприятий по установке приборов учета потребляемых энергоресурсов. Для дальнейшего снижения удельного энергопотребления на объектах бюджетной сферы необходима активизация со стороны руководителей организаций деятельности по реализации энергоэффективных мероприятий, в том числе с применением механизма энергосервиса.
- Какие меры для этого необходимы?
Для выхода региональной экономики на запланированные цифры снижения энергоемкости ВРП необходимо активизировать государственную политику, создать стимулы к модернизации производственных мощностей и формированию бережливой модели энергопотребления. Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только при комплексном подходе к вопросу энергосбережения. Нужно понимать, что в настоящее время в регионе практически закончился период реализации быстроокупаемых проектов и все дальнейшие шаги должны быть сделаны в сторону долгосрочного инвестирования. Это требует как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.
Ключевыми задачами на ближайшую перспективу, как нам кажется, должны являться:
Решение этих задач позволит, при соблюдении комплексного подхода, достичь целей, поставленных государственной программой, и вывести наш регион на новый уровень энергетической эффективности.
- Можете ли вы привести примеры успешного решения энергетических проблем Республики, осуществленные даже в стесненных условиях?
- Повышение энергетической эффективности в Удмуртской Республике возможно только путем внедрения энергосберегающих технологий.
На сегодняшний день практически все энергосберегающие технологии являются открытыми; они понятны, давно изучены и тиражируемы. Но внедрение данных технологий требует привлечения инвестиций. С учетом ограниченности бюджетных ресурсов и ресурсов предприятий жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время именно энергосервисный контракт является одним из основных механизмов получения дополнительного финансирования для реализации мероприятий, связанных с энергоресурсосбережением.
На сегодняшний день в Удмуртии на рынке энергосервиса существует несколько энергосервисных компаний, включая удмуртский филиал ООО «ЕЭС. Гарант», реализовавший на сегодня 18 контрактов на сумму 207 миллионов рублей, АНО «Агентство по энергосбережению УР» (54 контракта общей стоимостью в 223 миллионов рублей, срок - проектов до 7 лет).
Ниже перечислены примеры энергосервисных контрактов, реализованных АНО «Агентство по энергосбережению УР» в бюджетной сфере и ЖКХ Республики.
В 2013 году Агентством реализован энергосервисный контракт на пятнадцати центральных тепловых пунктах (ЦТП), обслуживаемых МУП «Коммунальные тепловые сети» города Воткинска. Замена существующих насосных агрегатов горячего водоснабжения на ЦТП с установкой частотного регулирования приводов позволила снизить годовое потребление электрической энергии на 1 175 тысяч кВтч, годовой экономический эффект при этом составил 4,6 миллионов рублей. Срок действия контракта - 2,7 года.
В 2014 году Агентство реализовало контракт по модернизации оборудования главной канализационной станции МУП города Сарапула «Сарапульский водоканал». Установка современного энергоэффективного насоса с частотно регулируемым приводом, имеющим КПД более 80 процентов, позволила снизить потребление электрической энергии на ГКНС в два раза, повысить надежность работы социально значимого для города объекта. Ежегодная экономия потребления электроэнергии составляет 3,5 миллионов рублей.
В 2015 году Агентством совместно с ООО «ЭлПромЭнерго-Центр» и МУП «Горэлектросеть города Сарапула» реализован энергосервисный контракт по модернизации уличного освещения города Сарапула. Установка 446 светодиодных светильников на центральных улицах города Сарапула позволила снизить расходы на освещение на 184 тысяч рублей, годовая экономия электроэнергии составила 43,75 тысяч кВтч. На втором этапе реализации проекта установлены светильники производства ОАО «Элеконд» (Сарапул). Срок действия контракта - 6 лет.
В марте 2016 года Агентством был реализован энергосервисный контракт в Селтинской центральной больнице. В рамках контракта была установлена транспортабельная газовая котельная для нужд горячего водоснабжения. В здании старой электрокотельной установлены емкостные водонагреватели, электрокотлы выведены в аварийный резерв. В результате затраты на оплату энергоресурсов у больницы снизились в 10 раз.