Журнал "Деловая репутация", февраль 2014
Мусор — в топку
В Удмуртии рассматривается возможность строительства мусоросжигательного завода.
Тяжмаш по-немецки
Возведением мусоросжигательного завода в Ижевске возможно займется ЗАО «Билфингер Бабкок Тяжмаш» (Германия). Представители компании приезжали на деловые переговоры в декабре прошлого года. Во время визита они осмотрели несколько участков, на которых, возможно, расположится завод.
«Вероятнее всего, он будет построен на территории так называемой ижевской снеговалки по Сарапульскому тракту, куда свозится грязный снег со всего города, - рассказывает директор АНО «Агентство по энергосбережению УР» Павел Берлинский. - Иными словами, это промзона в районе ул. Пойма. У участка немало преимуществ. Он находится в черте города, а значит, транспортировка мусора окажется менее затратной, нежели сейчас. К тому же здесь находится важный объект — подстанция «Позимь», через которую будет осуществляться подача вырабатываемой электроэнергии в городские сети. Что же касается теплоэнергии, она будет направляться непосредственно в коммуникации ООО «Удмуртские коммунальные системы».
Ожидается, что завод сможет сжигать 40 тонн мусора в час с выработкой до 90МВт тепловой энергии и 18МВт электроэнергии. По словам Павла Берлинского, этого объема достаточно для функционирования целого района города. Более того, тепла будет больше, чем необходимо, а потому германская компания и местные власти намерены рассмотреть дополнительные проекты. Так, остаточную энергию они планируют использовать в работе городской снеготопки с дальнейшей очисткой талых вод (перед сбросом в реку). В целом же комплекс планируется довольно внушительных масштабов – он займет территорию в 5 Га.
В данный момент подрядчик-строитель готовит коммерческое предложение (представит его уже в марте), а администрация города проводит предварительное технико-экономическое обоснование проекта. В случае, если оно окажется положительным, а жители Ижевска, муниципалитет и органы государственной власти одобрят проект, завод начнет работать уже в ближайшие 3-5 лет.
Пока же считается, что его строительство обойдется в 4 млрд руб. Кто именно решится вложить сумму в проект, еще не ясно.
Цена вопроса
Будут ли они, инвесторы? Этот вопрос, пожалуй, волнует всех — представителей власти, экологов, предпринимателей из сферы ЖКХ. По мнению главы Удмуртской ассоциации переработчиков мусора Сергея Пермякова, ждать погоды у моря не стоит - строительство завода все равно обернется пустой тратой денег.
Эксперт уверен, что проект не окупится в силу огромных издержек. «Помимо вложений в строительство, закупку оборудования и техники, никто не учитывает колоссальные затраты на само функционирование завода, - рассказывает он. - Судя по мировому опыту, около 50% всех издержек связаны с очистными сооружениями. Я имею в виду постоянную замену дорогостоящих фильтров и средства обезвреживания супертоксикантов, возникающих в процессе горения мусора». Более того, по его словам, для постоянной работы завода потребуется немало электроэнергии и недешевые специальные химикаты, без которых невозможно поджечь мусор.
С Сергеем Пермяковым согласна директор ООО «Удмуртвторресурс» Ирина Мартюшева. По ее словам, в месяц на заводе расходуется около 250 тонн высококачественной извести стоимостью в 28 тыс. руб. за тонну. «Обычно мусоросжигательные заводы – далеко не прибыльные предприятия. И строятся они тогда, когда у местной власти нет других вариантов решения проблемы, - поясняет она. – Как правило, речь идет не о более экологичной альтернативе, а о нехватке земель под строительство современного полигона утилизации ТБО. Тогда почему мы идем тем же путем?».
Также Ирина Мартюшева отмечает, что сейчас утилизация одной тонны мусора в Удмуртии в среднем составляет 500-700 руб. Учитывая затратность проекта, услуги сжигательного завода могут стоить в 8-10 раз больше.
Готовы ли платить столько ради экологического благополучия жители и компании, занимающиеся вывозом мусора? В этом уверены не все эксперты. Как отмечает Сергей Пермяков, рост цены за услугу приведет к скачку тарифов ЖКХ. То есть если сейчас житель Ижевска в среднем платит за вывоз мусора 100 руб. в год, то уже через каких-то 3-5 лет он будет отдавать 1000 руб. «Получается, что пользоваться представленным вариантом, альтернативным свалкам и полигонам, будут далеко не все потенциальные клиенты. А если нет мусора для сжигания, нет выработки энергии, нет и смысла запускать проект», - резюмирует глава ассоциации.
Намного интереснее может сложиться ситуация, если вместе со строительством завода его владелец сможет пролоббировать личные интересы и добиться ограничения вывоза мусора по традиционным маршрутам. В данном случае, как отмечают эксперты, предпринимателю достаточно выйти с инициативой существенно увеличить штрафы за пользование несанкционированными свалками. Их в окрестностях Ижевска в разы больше, чем законных.
«Все зависит от того, как скоро удастся подготовить площадку под строительство, а в случае с Сарапульским трактом – чтобы не было «пробок», расширить дорожное полотно до четырех полос. Также необходимо оформить технико-экономическое обоснование проекта, - подчеркивает Павел Берлинский. – Будучи готовыми к старту, мы сможем принять участие в распределении средств федерального бюджета по соответствующим государственным программам». Последнее означает, что частный инвестор вложит в проект лишь часть необходимых денег, а значит, быстрее вернет свои деньги и потому будет больше заинтересован в участии.
К тому же, как считает глава Агентства, баланс завода будет положительным, так как предприятие намерено получать доход сразу по нескольким направлениям: продажи тепло- и электроэнергии, приемки мусора, извлечении из мусора и сдачи металлолома.
Более того, по информации Павла Берлинского, мусороперерабатывающие заводы могут продавать электроэнергию по так называемому «зеленому» тарифу. То есть они получат долгосрочный контракт на покупку всей произведенной ими электроэнергии и неплохую надбавку к стоимости произведенной электроэнергии. Соответственно повысится и рентабельность проекта.
Так или иначе, пока срок окупаемости мусоросжигательного завода не так уж и мал - в среднем при сопоставимых ценах он составляет от 13 до 18 лет. Хотя, как уверяют авторы идеи, это неплохой для отрасли показатель. Для сравнения: по проектам ГЭС – от 25 лет.
Жжем покрышки
По мнению разработчиков, предлагаемый проект позволит загрузить строительные компании республики, создать свыше 40 высококвалифицированных рабочих мест и, что самое главное, существенно улучшить экологическую обстановку. Она в Удмуртии, между тем, год от года остается далеко не лучшей.
По словам заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Александра Кокорина, ежегодно на территории республики образуется 1,5 млн тонн производственных и бытовых отходов. При этом, если по России уровень переработки мусора составляет 7%, то в Удмуртии только 3%. Все остальное оседает на свалках, причем почти каждая из них существует незаконно. А это означает, что почти на всех свалках лежат такие опасные виды ТБО, как ртутные лампы или аккумуляторные батареи, при разложении элементов которых выделяются особо вредные вещества.
Эксперты опасаются, что такой мусор может легко попадать и на завод. Соответственно для полной безопасности, возможно, нам придется заняться сортировкой ТБО. Кстати, как бы ни пыталась администрация Ижевска заставить горожан разделять мусор – ничего не получается. Одна из последних попыток состоялась в 2012 году. Тогда, поставив эксперимент в нескольких жилых многоэтажках, глава Ижевска Александр Ушаков уверял, что сортировка мусора – дело знакомое еще с 1980-х годов, когда во дворах стояли отдельные баки для пищевых отходов. Но в результате начать разделять отходы на первичном этапе не удалось. Получается, попадут или нет опасные отходы в топку – уже вопрос ответственности владельца завода.
«Точно такую же процедуру сортировки можно организовать и при полигоне, который мог бы стать достойной альтернативой предлагаемому проекту, - считает Ирина Мартюшева. – При грамотном подходе к его строительству можно значительно сэкономить, но при этом добиться минимальных выбросов вредных веществ в окружающую среду».
Есть в этом споре и третья сторона – поселения Завьяловского района. Их территории в качестве площадки под завод уже не первый год рассматривают власти города и республики. Местное население активно сопротивляется.
Как рассказал замминистра Александр Кокорин, среди последних названных участков – земли близ деревень Жеребенки, Чультем, Мещеряки и Пальники. Жители последней наотрез отказались видеть завод по соседству. «Понять пальниковских можно, - отмечает глава МО «Гольянское» Андрей Чирков. – Ездили ли вы когда-нибудь по нылгинскому тракту? Наверняка видели, что творится в окрестностях расположенного там полигона по утилизации ТБО. Полнейший ужас – разлетающийся в разные стороны мусор, который летом самопроизвольно горит, постоянное движение грузовиков-мусоровозов, вечно попорченная под их колесами дорога и так далее». При этом эксперт уверен, что строить завод все-таки нужно. Единственное – проект должен быть максимально «прозрачным». То есть информацию о его особенностях, преимуществах и «подводных камнях» стоит публиковать в полном размере и свободном доступе.
http://www.paracels-pr.ru/res_ru/0_value_63237_578.pdf