Журнал "Город", декабрь 2015 - январь 2016
Набережная Ижевского пруда по праву является объектом гордости горожан. Однако, чем больше времени проходит с момента открытия ее обновленной, благоустроенной части, тем чаще приходится слышать замечания: при своей бесспорной внешней привлекательности набережная остается лишь сугубо прогулочной зоной. Буквально — местом, лишенным инфраструктуры и «точек притяжения» для жителей и гостей столицы Удмуртии. Редакции Gorod'aудалось выяснить, как может изменить облик и «содержание» центральной части города проект с интригующим названием «ПарИЖская набережная».
«Парижская набережная» — название масштабного проекта, зашифрованного под заголовком «Градостроительная концепция развития территории, ограниченной улицей Свердлова, переулком Интернациональный и рекой Иж». Его авторы — Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики. Мы поговорили с заместителем директора компании Сергеем Машкиным и узнали, какое будущее пророчат разработчики «визитной карточке» удмуртской столицы.
Суть проекта
Ключевая идея проекта — продолжение прогулочной набережной. Застройка свободной зоны в центре Ижевска на набережной реки Иж в стиле «Старая Европа». Застройка предполагается на 100% коммерческая, без жилых домов. Основные позиции: офисные и торговые площади, кафе, бары, рестораны, частные музеи и обучающие центры, ремесленные мастерские, детские и взрослые развлекательные площадки, SPAи медицинские учреждения, региональный IT-парк, федеральные и региональные ведомства, филиалы ВУЗов. Северную часть квартала предполагается выполнить в архитектурных традициях старинных европейских городов. Южную часть — в духе современного бизнес-квартала.
Сергей Машкин, заместитель директора по энергоаудиту АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики»:
В настоящее время проект «Парижская набережная» носит характер бизнес-идеи. Планируется, что зона, носящее такое название, будет находиться в центральной части города и станет продолжением уже существующей прогулочной части набережной Ижевского пруда. Наша команда мечтает сделать набережную не только гармоничной (с точки зрения архитектуры), но и коммерчески эффективной, интересной для потенциальных собственников и арендаторов недвижимости. По задумке, на «Парижской набережной» будут размещены офисы банков, торговых и IT-компаний, рекламных агентств, коммерческие медицинские учреждения, рестораны и кафе... Мы — экспертная компания в области энергосбережения. И данный проект наши специалисты придумали в том числе, чтобы задать правильное направление развитию энергетики города Ижевска. Если коротко и о главном, то мы мечтаем создать так называемый «smart city», что в переводе означает «умный город». Этот термин, используемый, в основном, нашими европейскими коллегами, предполагает современное техническое решение зданий, внедрение систем диспетчеризации, инновационный подход к проектированию коммуникационных систем.
- С концепцией «smart city» я познакомился впервые на презентации подготовленной Шведским посольством в Москве для Главных архитекторов городов и регионов почти 10 лет назад, но и сегодня для многих специалистов не понятно о чем идёт речь. Применение технологий «Умного города» в рассматриваемом проекте вполне возможно, но идея «smart city» куда шире, - пояснил нам архитектор проекта Данил Шевкунов.
Цели проекта
- Создание эффективной (востребованной) зоны туризма и отдыха для граждан и гостей столицы;
- создание энергоэффективного квартала с элементами «smartcity»;
- создание современного бизнес-квартала;
- привлечение инвестиций, загрузка строительного комплекса;
- создание дополнительной налоговой базы для бюджета города и республики;
- загрузка мощностей ТЭЦ 1.
По задумке разработчиков, все здания, расположенные на территории «Парижской набережной», будут иметь комплекс технологических решений, позволяющих разумно распределять и экономить энергетические ресурсы. На языке профессионалов это называется «энергоэффективные здания».
В Европе класс энергоэффективности давно присваивается всем зданиям — и жилым, и офисным, и промышленным. Так, здания класса «А» — это стены, утепленные с применением специальных материалов, кровельные материалы, окна и двери с высоким уровнем теплозащиты, грамотное освещение, интеллектуальные системы для управления потреблением энергоресурсов включенные в коммуникационные системы, — пояснил Сергей Сивцов, первый заместитель министра энергетики Удмуртской Республики.
Сроки и участники реализации проекта
2015-2016 гг. - проектирование
2016-2018 гг. — строительство
Удмуртская Республика, Администрация города Иджевска, инвесторы, городские предприятия энергетики и ЖКХ
Архитектурный ансамбль «Парижской набережной» разработан архитектурным бюро Данила Шевкунова. По словам самого архитектора, визуально набережная будет напоминать улицу уютного европейского города с каналом, мостами и малоэтажной застройкой. Подобный проект был реализован в Йошкар-Оле и, как утверждают ижевские специалисты, «наша версия» будет более удачной во всех отношениях. Огромный плюс заключается в том, что ландшафт в месте предполагаемого строительства позволяет создавать изысканные архитектурные композиции, которые логично и деликатно дополнят облик центра с домами «сталинской» застройки: «На этапе подготовки концепции мы вдохновлялись исторической застройкой Праги, Вены, Парижа и Риги. Атмосфера уюта и спокойствия - все то, что мы ценим в малоэтажной исторической застройке, с кафе в которых можно приятно провести время дружной компании или собраться семейным кругом».
По словам Сергея Машкина, разработчиками проекта были проведены подробные исследования технических и топографических условий места предполагаемой застройки. Их результаты показали, что данная местность абсолютно пригодна для реализации всех идей и условий. Единственное, что может стать временным препятствием — это процесс расселения бараков, находящихся на данной территории, и устранение имеющихся коммуникаций. Но даже с учетом времени, необходимого для проведения работ по усовершенствованию ландшафта, расчистке русла реки Иж и берегоукреплению. Для полного воплощения проекта потребуется около 4 лет: 2 года — проектирование и подготовка, 2 года — непосредственно строительные работы.
- Здания и сооружения, построенные по проекту «Парижская набережная», станут оптимальным продолжением уже существующего ансамбля ижевской набережной. В этом месте очень сильная энергетика — центр города, вода, красота природы. Хочется не только чувствовать, но и видеть там красоту. На данный момент территория не благоустроена, не облагорожена. Уверен, что, если проект будет реализован, он прибавит городу привлекательности не только в глазах самих горожан, но и инвесторов, - Владимир Нестеренко, заместитель Главы Администрации города Ижевска по градостроительству.
У проекта большой потенциал, но пока у нас нет инвесторов и заинтересованных партнеров. Однако предложения о сотрудничестве в реализации этой бизнес-идеи уже направлены во все профильные министерства и ведомства Удмуртской республики и города Ижевска. Скажу по секрету, уже получен ряд ответов, из которых следует, что ресурсоснабжающие организации поддерживают нашу идею. Причем, эксперты одинаково высоко оценивают и технологические преимущества «Парижской набережной», и архитектурный ансамбль проекта, и его экономическую емкость, — объясняет Сергей Дорофеевич.
Объем застройки
Площадь застраиваемой территории — 4,73 Га. Из них (ориентировочное): 3,5 Га — муниципальная собственность, 1,5 Га — расселение ветхого жилья и небольшие коммерческие проекты.
Площадь проектируемых зданий — 50 тыс. кв. в, в том числе: 7 тыс. кв. м. — площадь паркингов, 25. тыс. кв. м. — здания в ретро-стиле, 18 тыс. кв. м. — здания в современном стиле на юге участка.
Что касается инвестиционной ценности проекта, то, по мнению Антона Орлова, руководителя Агентства инвестиционного развития Удмуртской Республики, сегодня можно говорить о том, что в ближайшее время проект, вероятно, будет включен в официальный перечень приоритетных инвестиционных проектов даже не городского, а республиканского уровня. Соответственно, участие в проекте «Парижская набережная» смогут принимать не только наши, но и федеральные и даже зарубежные инвесторы.
Оптимальным вариантом представители Агентства по энергосбережению Удмуртской Республики видят возможность частно-государственного партнерства, в котором 20% средств будут выделены республиканским правительством, а 80% поступят от привлеченных инвесторов. В частности, государство могло бы взять на себя финансирование ландшафтных и топографических работ, а также берегоукрепление. При этом, на средства частных инвесторов могут осуществляться непосредственно сами строительные работы.
Общий объем инвестиций
2,5 млрд. руб., включая затраты на инфраструктуру (при стоимости 50 тыс. руб/кв. м).
Финансовая схема
- Бесплатное предоставление участка инвестору;
- участие сторон: инвестор — 80% средств, бюджет региона — 10% (вложение в инфраструктуру), бюджет города Ижевска — 10 % (вложение в инфраструктуру).
Несмотря на мнения скептиков о том, что рынок коммерческих помещений в Ижевске перенасыщен, наш предварительный мониторинг показал, что проект станет экономически эффективным. Причина этому — в городе появится принципиально новый для нас формат: культурно-деловой центр с рекреационными зонами, которые обеспечат территории стабильно высокую проходимость, — делится своим видением ситуации Павел Берлинский. Так или иначе, будущее ижевской набережной и всего проекта в целом покажет только время. Относительно этого фактора у авторов проекта серьезные планы. Работа над тем, чтобы «Парижская набережная» смогла стать не грезами, а явью, идет самая активная. И, кто знает, быть может уже в скором времени мы сможем гордо говорить «Набережная, как в Париже», забыв о сравнении с Ниццой. Проекты реконструкций набережных, какими бы разными они ни были, сосредоточены на общей, главной задаче: больше места для пешеходов, велосипедистов, спортсменов, художников и детей. И как можно меньше – для автомобилей и предприятий. Эта тенденция отражает общую для всего современного мира смену приоритетов: от завороженности техническим прогрессом к заботе об экологии, здоровье, частной жизни. И в этом плане Ижевск развивается в одном русле с ведущими европейскими столицами.
По словам Данила Шевкунова, подобные проекты весьма популярны не только среди российских девелоперов, но и за границей, например недавно в Китае появился целый район Парижа с Эйфелевой башней, Триумфальной аркой и фонтанами.
Говоря о городе-образце, в «деле набережной» Париж пошел по пути малых архитектурных форм и повышения рекреационного потенциала. Последнее десятилетие столица Франции, как и другие мегаполисы, борется с автомобилями. Уже традицией стало закрывать набережные Сены для движения транспорта в выходные дни и на целый месяц летом, когда на правом берегу проходит акция «Парижский пляж». В это время набережная Жоржа Помпиду длиной 3,5 км не просто становится пешеходной. Здесь насыпают песок, ставят зонтики и шезлонги – и все, кому не посчастливилось уехать в отпуск, могут почувствовать себя на пляже.
Инициатором расширения свободных от автотранспорта зон выступал бывший мэр города Бертран Деланоэ. Именно ему принадлежит масштабная концепция развития рекреационных пространств по обоим берегам Сены. Согласно проекту, с июня 2013 года полностью пешеходным стал отрезок протяженностью 2,3 км (от музея Орсе до моста Альма) на левом берегу реки. Здесь появились кафе, мягкие сетчатые лежанки и пуфы для отдыха. А также обширные зеленые пространства, созданные ландшафтными архитекторами.Большое внимание уделили детскому отдыху: на набережной возникла огромная доска для рисования мелом, скалодром и вигвамы, которые можно арендовать для празднования детского дня рождения.А для взрослых из бывших контейнеров для перевозки грузов сделали зоны отдыха. Арендовав такой контейнер на полтора часа, уставшие парижане могут спокойно почитать книжку или просто подремать.
Власти города настаивают на том, что рекреационная функция здесь хоть и важная, но не единственная. На набережной планируется проводить всевозможные культурные мероприятия. В частности, широкая лестница, идущая к реке от музея Орсе, может стать зрительным залом.Но по-настоящему удивить Бертран Деланоэ решил продолжением проекта – идеей создания пяти плавучих островов, каждый из которых представляет определенную флору и фауну. Острова занимают акваторию реки и являются дополнительными рекреационными зонами.