Еще до президентских выборов в США, на которых победу, давшую основание надеяться на возможное потепление отношений между Западом и Россией, одержал Дональд Трамп, ряд крупных западных компаний поставили на то, что наша экономика скоро выйдет из рецессии, и, рассчитывая на возвращение российских потребителей в магазины после двухлетней рецессии, открывают у нас в стране новые магазины и фабрики.
«Последние два-три года были крайне тяжелыми, — признался агентству Bloomberg глава Ассоциации европейского бизнеса в Москве Франк Шауфф. — Сейчас ситуация меняется. Курс рубля стабилизировался, российская экономика, по многим прогнозам, скоро вернется к росту». Более того, в крупных западных компаниях, работающих в России, отмечают фактическое увеличение объемов продаж в рублях за последние два года, несмотря на то что в 2016 году объем розничной торговли в России снизился на 5,3% после десятипроцентного снижения в прошлом году. Скажем, продажи французского ритейлера Leroy Merlin выросли в рублевом эквиваленте за то же время на 5%. В итоге в сентябре он объявил о планах за пять лет более чем вдвое увеличить число своих магазинов в России. Планы оцениваются в 2 млрд евро. Ikea, по данным Bloomberg, выделила на новые магазины в России за тот же период 1,6 млрд долларов. Американский гигант Pfizer Inc. строит у нас новую фармацевтическую фабрику. После введения Кремлем контрсанкций корпорация PepsiCo увеличила производство сыра, а в ноябре объявила о планах построить на юге страны новую фабрику по выпуску детского питания со сметой в 40 млн долларов.
Конечно, западным компаниям, не испугавшимся политических и экономических неурядиц и оставшимся здесь, пришлось проявить немало изобретательности и находчивости, чтобы сохранить свои российские представительства на плаву. Ikea, например, сейчас продает россиянам меньше крупных товаров, таких как кухни, и больше мелких, особенно кухонной утвари и гаджетов для кухни. Одновременно компания наращивает производство у нас в стране, чтобы заработать на низком курсе российского рубля, и планирует довести долю выпускаемых в России товаров в следующие несколько лет до 80%. Шведская компания уже продает сделанные на российских предприятиях складные кровати в Китае, а льняные занавеси и деревянную мебель в Европе.
Понятно, что и легендарная местная бюрократия остается проблемой для многих инвесторов, пишет Bloomberg. Хотя Россия поднялась в международном рейтинге легкости ведения бизнеса, крупные иностранные игроки часто становятся объектом претензий. Это касается, скажем, той же Ikea, которая столкнулась с налоговыми претензиями пятилетней давности и участвует в судебных процессах по сделкам 1990-х годов. В компании говорят, что это отвлекает от развития бизнеса, но не влияет на уверенность в том, что Россия - тот рынок, на котором Ikea должна присутствовать.
http://expert.ru/expert/2016/48/krupnyie-zapadnyie-kompanii-zakachivayut-dengi-v-rossiyu/