Предприятия Республики Коми, готовые заниматься производством биотоплива для региона, нуждаются в комплексной программе развития отрасли.
Такая программа позволит оценить реальные потребности республики в биотопливе, показатели переработки лесных отходов, увидеть реальные, а не декларативные источники финансирования. Такова позиция коммунальщиков и лесопромышленников региона, оценивающих планы развития биоэнергетики, которые обсуждались в марте этого года на Госсовете республики.
«В недалеком будущем мы ожидаем изменения топливного баланса в южных районах республики в пользу местных древесных ресурсов – брикетов, пеллет, щепы и дров», – сообщил начальник отдела лесопромышленного комплекса министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми Андрей Кривошеин. В планах республиканского минпрома – увеличение к 2021 г. количества работающих на древесном топливе котельных с нынешних 35 до 96, увеличения объема закупаемых для нужд коммунальной отрасли толпивных брикетов с 4,5 до 38 тыс. тонн, троекратного роста объема закупаемой щепы – до 140 тыс. плотных кубометров. Если эти планы осуществятся, то через 5 лет половина котельных республики будет использовать биотопливо, «что приведет к формированию устойчивого рынка сбыта».
Кроме того, в ближайшие годы в республике будет реализован ряд крупных проектов по производству древесного топлива. В Сысольском районе планируется создание участка по переработке отходов лесопиления в объеме 50 тысяч кубометров ежегодно. ООО «СевЛесПил» запустит самое крупное в регионе производство пеллет мощностью в 42 тысячи тонн готовой продукции в год до конца 2017 г. Крупный пеллетный завод собирается построить и сыктывкарский «Лузалес», работающий над концепцией и сырьевым обеспечением проекта.
Между тем, как показывает практика, действующие пеллетные заводы республики работают с неполной загрузкой, что связано как с ограничениями внутреннего спроса, так и с трудностями получения субсидий, предполагающих возмещение затрат на приобретение оборудования. По данным Союза лесопромышленников Коми, сегодня в республике работает 14 перерабатывающих древесные отходы предприятий, выпускающих 45‑50 тыс. тонн опилок, брикетов и пеллет в год вместо предусмотренных проектной мощностью 90 тыс. тонн. При этом, как подчеркивает генеральный директор крупнейшего предприятия коммунальной отрасли «Коми тепловая компания» Игорь Глухов, в отдельно взятых районах производители биотоплива испытывают сильнейшее конкурентное давление со стороны традиционного топлива – угля и природного газа, которое оказывается не только более привычным, но и более дешевым. Так, в Удорском районе биотопливо оказалось практически невостребованным из‑за близости крупных котельных к железной дороге, что позволяет отапливать дома сравнительно недорогим углем.
Еще одним серьезным разочарованием для производителей биотоплива оказались изъяны системы субсидирования, действовавшей в 2013‑2014 гг. и предполагавшей возмещение до 30 % затрат на технологическое оборудование. В реальности, как подчеркивает Игорь Глухов, выплату, близкую к заявленным показателям, получили лишь 4 предприятия из 8, в настоящее же время системы адресных субсидий нет вовсе. «Сумма субсидии зависела от производительной мощности, – поясняет он. – Так, предприятие, способное производить 500 килограммов биотоплива в час, получало не более 1 миллиона рублей, тонну в час – 2 миллиона рублей, максимальная же сумма поддержки остановилась на отметке в 4 миллиона рублей для заводов с производительностью 1,5 тонны в час и выше, в то время как в реальности для оборудования такого производства требуется порядка 50 миллионов рублей».
Претензии предъявляются и к заявленной на 2016‑2018 гг. системе поддержки производителей, направленной на развитие внутреннего рынка. «Сегодня нам неизвестно, сколько таких отходов образуется в каждом регионе, сколько из них перерабатывается, – считает генеральный директор Союза лесопромышленников Анатолий Байбородов. – Неизвестно, сколько нужно построить новых котельных или сколько существующих потребуется перевести на древесное топливо. Сегодня нет единого координатора по переработке этих отходов, и утвержденная в 2016 году дорожная карта поддержки отрасли – только декларация, показывающая планируемые показатели до 2021 года, сколько построить заводов по переработке и сколько продукции реализовать. Но нигде не сказано, кто это будет финансировать, какая конкретно реконструкция будет проводиться, какова доля потенциальных потребителей. Нам нужен проект, позволяющий использовать до 60 % древесных отходов для нашего хозяйства». По словам главы Союза лесопромышленников, актуальность проблемы утилизации отходов требует обратить внимание на нестандартные решения – такие, как использование обрезков древесины для производства деревянных тротуаров или ремонта дорог в сельской местности.
http://www.eprussia.ru/epr/316/3034756.htm?utm_source=epr&utm_medium=email&utm_campaign=snomer8-17