Энергоэффективность готовят к перезапуску

Минэкономики разработало проект комплексного плана повышения энергоэффективности. Среди ключевых мер документа — снятие ряда барьеров и упрощение процедур заключения энергосервисных контрактов, а также создание новых банковских продуктов для привлечения средств в сектор. Основная задача плана — оптимизация программ энергоэффективности в отсутствие федерального финансирования.

ГрафикО комплексном плане повышения энергоэффективности в конце прошлой недели на конференции "Финансирование проектов по энергосбережению и ВИЭ в РФ и СНГ" объявил замглавы профильного департамента Минэкономики Дмитрий Вахруков, а черновик документа был опубликован на информационном ресурсе energoatlas.ru. По словам господина Вахрукова, документ призван ликвидировать дисбаланс интересов государства и участников рынка. План, разработанный по поручению президента по итогам заседания Госсовета по экологии (см. "Онлайн" от 30 января), содержит 34 пункта, включая разработку ряда федеральных законов, постановлений правительства и указов президента, нацеленных на повышение эффективности использования энергоресурсов и координацию программ на федеральном и региональном уровне. Минэкономики, Минэнерго, Минстрою и другим ведомствам в ближайшие месяцы предстоит доработать документ и внести его в Белый дом.

В частности, план предполагает упрощение работы и устранение административных барьеров для энергосервисных компаний. До сих пор развитие энергосервиса в РФ шло медленнее запланированного — и тормозило программы энергоэффективности в бюджетном и коммунальном секторах. Теперь же Минэкономики предлагает создать электронный инструмент для заключения безрисковых типовых энергосервисных контрактов, "выверенных" юридически и финансово. Также в ведомстве говорят о необходимости разработки новых банковских продуктов, ориентированных на проекты повышения энергоэффективности, и других инструментов "зеленого" финансирования. "Минэкономики готово взять на себя координирующую функцию для "перезагрузки" темы. План демонстрирует целостный подход, позволяющий через повышение энергоэффективности влиять на экономику, социальную сферу и качество жизни",— говорит член профильной рабочей группы экспертного совета при правительстве Мария Степанова.

Федеральный закон о повышении энергоэффективности принят еще в 2009 году — он предписывал снижение энергоемкости российского ВВП на 40% к 2020 году. Пока энергоемкость снизилась лишь на 11%, и в последние годы ряд федеральных чиновников не раз признавали, что цель достигнута не будет. В целом тема потеряла популярность — профильный департамент в Минэнерго то закрывали, то вновь открывали, вопрос в целом "повис" между ведомствами, а основные пробелы в исполнении программ фиксировались в бюджетном секторе и секторе ЖКХ. Одной из последних инициатив предыдущего этапа стало одобрение в сентябре 2016 года "дорожной карты" по повышению энергоэффективности зданий до 2025 года.

Впрочем, несмотря на заявленную комплексность нового плана, эксперты уже критикуют его за отсутствие ряда важных мер и реформ. Масштабность задачи "требует не только совершенствования полномочий, а скорее формирования принципиально новой структуры управления энергоэффективностью на федеральном уровне. В документе было бы целесообразно предусмотреть разработку целевых показателей и систему их мониторинга, прописать меры для промышленности и транспорта",— считает запредседателя комитета по экологии "Деловой России" Олег Плужников.

Нет в новом плане и подходов к решению ключевой проблемы сектора — отмены с 2013 года субсидирования региональных программ энергосбережения на 6 млрд руб. в год. По данным Центра по эффективному использованию энергии, расходы федерального бюджета в рамках программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" в 2013-2016 годах в результате бюджетных сокращений снизились в 50 раз — с 7,1 млрд до 140 млн руб. Однако "в представленном варианте плана господдержка сектора вообще не предусмотрена — но нельзя получить продукт, не тратя на его изготовление никаких ресурсов",— уверен Олег Плужников. Впрочем, по словам Марии Степановой, новая стратегия развития сектора предусматривает как раз не административные, а мотивационные механизмы. "Ставится задача создать условия, когда энергосбережение выгодно и потребителям, и профильному бизнесу, и инвесторам — а значит, не потребует "болезненных" вложений из бюджета или кармана граждан",— говорит она.

https://www.kommersant.ru/doc/3303850?utm_source=kommersant&utm_medium=economic&utm_campaign=four