Перезагрузка госполитики энергоэффективности

Несколько месяцев обсуждается, что же такое перезагрузка госполитики энергоэффективности и концепция «Энергоэффективность 2.0», и сегодня появился проект документа, который сводит все воедино. Итак, краткий пересказ проекта Комплексного плана повышения энергоэффективности, разработанного Минэкономразвития и опубликованного сегодня.

Организационное обеспечение

Первое — ко II кварталу 2018 планируется оптимизировать и эффективно разграничить полномочия органов исполнительной власти в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Регионам

Несколько мероприятий направлены на региональную составляющую работы по повышению энергоэффективности, в частности, в состав показателей оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти будут включены показатели энергосбережения и повышения энергоэффективности, а соответствующие показатели для местного самоуправления будут актуализированы.

Регионы снабдят методиками по организации деятельности исполнительной власти для реализации госполитики энергоэффективности, срок — II квартал 2018г. Более того, для оперативной координации работы между федеральными и региональными органами исполнительной власти в этих вопросах уже осенью 2017 года будет создана отдельная рабочая группа. Первым результатом станет подготовка через год, в III квартале 2018 года, доклада в Правительство РФ о разработке и реализации региональных планов мероприятий.

На уровне федерального законодательства планируется снять барьеры к заключению энергосервисных контрактов, срок определен I квартал 2018г, а в регионах могут появиться специализированные организации для упрощения процедуры их заключения (соответствующие предложения будут оформлены уже к осени текущего года).

Будут разработаны и распространены по регионам типовые решения в области повышения энергоэффективности, в т.ч. за счет внебюджетных источников финансирования. Это коснется и банковских продуктов — типовые предложения будут сформированы для привлечения «зеленого финансирования».

Информационное обеспечение

Отдельным разделом вынесено информационное обеспечение. Так, силами целого ряда ведомств (Минэкономразвития, Минэнерго, Минкомсвязи, Минпромторга, Минобрнауки и Минстроя России) с участием Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации и региональных властей ко II кварталу 2018 будет упорядочена ГИС ЭЭ и убрано дублирование функций названных органов власти по сбору соответствующей информации.

Информационные агентства с участием государства будут регулярно информировать и популяризировать проекты повышения энергоэффективности и положительный опыт в этой сфере.

Регулируемые организации

Мероприятия по снижению регулируемыми организациями потерь при передаче энергоресурсов: начиная с работы с нормативами технологических потерь для электро-, тепловой энергии и воды, в т.ч. в схемах тепло- и водоснабжения, и до поэтапного перехода на расчет НВВ (необходимой валовой выручки) в электро-, тепло- и водоснабжении исходя из нормативного уровня потерь.

Будет улучшен контроль за целевым использованием средств, включенных в тарифы, а меры наказания ужесточены вплоть до дисквалификации должностных лиц. Жестче станут требования к программам повышения энергоэффективности.

Регулируемые организации будут стимулировать энергосбережение у потребителей, по крайней мере, к концу текущего года появятся предложения по соответствующим механизмам

Повышение энергоэффективности на этапе потребления

Регулируемые и добывающие: приоритет комбинированной выработке и объектам с высоким КПД в программах перспективного развития электроэнергетики, схемах теплоснабжения. Будут определены единые нормативы (целевые значения) расхода топлива генерирующими организациями исходя из наиболее энергоэффективных технологий, это будет подкреплено комплексом мер по обеспечению их достижения.

В жилом секторе и бюджетной сфере:

  • во II квартале будущего года будут внесены изменения в СП по теплозащите (СП 50.13330.2012)
  • к I кварталу 2018 появится обязательство при продаже, сдаче в аренду, заселении жилых помещений доводить информацию о классе энергоэффективности и проведенных ранее мероприятиях по энергосбережению
  • к концу года будут сформированы предложения (и доклад в Правительство) по целесообразности обязательной установки счетчиков с дистанционным снятием показаний (с учетом экономической целесообразности)
  • только к концу 2019 года Минстрой взялся усовершенствовать порядок установления перечня обязательных мероприятий энергоэффективности в отношении общего имущества в МКД
  • автоматическое погодное регулирование и поддержание гидравлического режима в МКД станет обязательным для домов, подключенных к системам централизованного теплоснабжения (проект изменений в ФЗ во II квартале 2018 года)
  • Минэкономразвития и Минфин рассмотрят целесообразность дифференцированных ставок налога на имущество в отношении объектов с высоким классом энергоэффективности.

Для бюджетных учреждений будут уточнены требования к снижению потребления и установлены нормативы потребления энергоресурсов, а в случае их превышения обязательным может стать реализация энергосервисного контракта, также будут проанализированы возможности обязательных требований к закупкам.

Промышленные предприятия

  • Будет создана система рейтинга промышленных предприятий в сфере энергоэффективности и разработаны механизмы стимулирования
  • Будет оказана методическая помощь в части программ дополнительного проф.образования в части энергоэффективности и энергоменеджмента
  • Будет введен прозрачный механизм отбора объектов и технологий высокой энергоэффективности, включая оценку экономического эффекта, для последующего применения налоговых льгот (ППРФ №600)
  • Минпромторго России методически поможет предприятиям оценить эффективность реализованных мероприятий