Несколько месяцев обсуждается, что же такое перезагрузка госполитики энергоэффективности и концепция «Энергоэффективность 2.0», и сегодня появился проект документа, который сводит все воедино. Итак, краткий пересказ проекта Комплексного плана повышения энергоэффективности, разработанного Минэкономразвития и опубликованного сегодня.
Организационное обеспечение
Первое — ко II кварталу 2018 планируется оптимизировать и эффективно разграничить полномочия органов исполнительной власти в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Регионам
Несколько мероприятий направлены на региональную составляющую работы по повышению энергоэффективности, в частности, в состав показателей оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти будут включены показатели энергосбережения и повышения энергоэффективности, а соответствующие показатели для местного самоуправления будут актуализированы.
Регионы снабдят методиками по организации деятельности исполнительной власти для реализации госполитики энергоэффективности, срок — II квартал 2018г. Более того, для оперативной координации работы между федеральными и региональными органами исполнительной власти в этих вопросах уже осенью 2017 года будет создана отдельная рабочая группа. Первым результатом станет подготовка через год, в III квартале 2018 года, доклада в Правительство РФ о разработке и реализации региональных планов мероприятий.
На уровне федерального законодательства планируется снять барьеры к заключению энергосервисных контрактов, срок определен I квартал 2018г, а в регионах могут появиться специализированные организации для упрощения процедуры их заключения (соответствующие предложения будут оформлены уже к осени текущего года).
Будут разработаны и распространены по регионам типовые решения в области повышения энергоэффективности, в т.ч. за счет внебюджетных источников финансирования. Это коснется и банковских продуктов — типовые предложения будут сформированы для привлечения «зеленого финансирования».
Информационное обеспечение
Отдельным разделом вынесено информационное обеспечение. Так, силами целого ряда ведомств (Минэкономразвития, Минэнерго, Минкомсвязи, Минпромторга, Минобрнауки и Минстроя России) с участием Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации и региональных властей ко II кварталу 2018 будет упорядочена ГИС ЭЭ и убрано дублирование функций названных органов власти по сбору соответствующей информации.
Информационные агентства с участием государства будут регулярно информировать и популяризировать проекты повышения энергоэффективности и положительный опыт в этой сфере.
Регулируемые организации
Мероприятия по снижению регулируемыми организациями потерь при передаче энергоресурсов: начиная с работы с нормативами технологических потерь для электро-, тепловой энергии и воды, в т.ч. в схемах тепло- и водоснабжения, и до поэтапного перехода на расчет НВВ (необходимой валовой выручки) в электро-, тепло- и водоснабжении исходя из нормативного уровня потерь.
Будет улучшен контроль за целевым использованием средств, включенных в тарифы, а меры наказания ужесточены вплоть до дисквалификации должностных лиц. Жестче станут требования к программам повышения энергоэффективности.
Регулируемые организации будут стимулировать энергосбережение у потребителей, по крайней мере, к концу текущего года появятся предложения по соответствующим механизмам
Повышение энергоэффективности на этапе потребления
Регулируемые и добывающие: приоритет комбинированной выработке и объектам с высоким КПД в программах перспективного развития электроэнергетики, схемах теплоснабжения. Будут определены единые нормативы (целевые значения) расхода топлива генерирующими организациями исходя из наиболее энергоэффективных технологий, это будет подкреплено комплексом мер по обеспечению их достижения.
В жилом секторе и бюджетной сфере:
Для бюджетных учреждений будут уточнены требования к снижению потребления и установлены нормативы потребления энергоресурсов, а в случае их превышения обязательным может стать реализация энергосервисного контракта, также будут проанализированы возможности обязательных требований к закупкам.
Промышленные предприятия