Совет Федерации одобрил закон о реформе теплоснабжения

Совет Федерации на пленарном заседании во вторник одобрил поправки в закон «О теплоснабжении», предусматривающие внедрение «альтернативной котельной».

Заседание Совета ФедерацииПринятие закона должно дать толчок реформе отрасли теплоснабжения в РФ, которая, по мнению экспертов, недофинансирована. В результате одобренных изменений инвесторы смогут вкладывать средства в обновление и модернизацию инфраструктуры.

Ранее документ был принят Госдумой. Документ был внесен в Думу правительством 30 мая 2016 года. Его текст был разработан в соответствии с поручениями президента РФ и правительства РФ. В течение 2014-2016 годов он прошел все стадии общественных обсуждений и оценки регулирующего воздействия, неоднократно обсуждался в очном режиме со всеми субъектами РФ. Закон направлен на повышение эффективности функционирования, оптимизацию и развитие систем теплоснабжения.

Закон меняет систему регулирования в области тарифообразования с переходом от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению только предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя — уровня так называемой «альтернативной котельной». Цена будет рассчитываться исходя из того, сколько тепловая энергия могла бы обойтись потребителям в случае строительства ими собственной котельной. Введение такого принципа будет возможно в населенных пунктах только по представлению глав муниципалитетов. Рост стоимости до уровня «альтернативной котельной» будет растянут на несколько лет — предусмотрен так называемый переходный период, длительностью от 5 до 10 лет.

В РФ также появятся ценовые зоны, внутри которых за теплоснабжение будут отвечать единые теплоснабжающие организации (ЕТО). Закон определяет роль такой организации в теплоснабжении потребителей. ЕТО обязана реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации объектов теплоснабжения, определенные для нее в схеме теплоснабжения. Также она отвечает за качество предоставления услуги и допустимые перерывы в обеспечении тепловой энергией.

За деятельностью ЕТО будет вестись наблюдение со стороны антимонопольных органов, такая организация признается занимающей доминирующее положение. Также закон устанавливает особенности заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, в ценовых зонах теплоснабжения. В закон также добавлены механизмы досудебного урегулирования споров, порядок взаимодействия ЕТО со своими контрагентами.

Как ранее сообщал заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, закон вступит в силу до конца 2017 года, реализация реформы в некоторых муниципалитетах при их добровольном согласии может начаться с середины 2018 года. Ряд регионов уже думает над началом реформы. «Изъявляли свое желание в том числе крупные города — Казань, Набережные Челны, не исключаю, возможно, что в этом направлении двинется Красноярск, и я полагаю, что туда спокойно может двинуться ряд городов по Волге — Самара, Дзержинск», — отмечал В.Кравченко.

Принятие реформы должно быть актуально для населенных пунктов, где высок износ инфраструктуры и необходимо привлечение инвестора в отрасль.

Ранее за реформу теплоснабжения высказывались многие энергетические компании. Как поясняли «Интерфаксу» в пресс-службе ПАО «Т Плюс» (генеральный директор компании Борис Вайнзихер стоял у истоков реформы — ИФ), в ходе доработки документа ко второму чтению он сохранил все важные концептуальные положения ранее разрабатываемой новой модели рынка тепловой энергии, отдельные положения были качественно доработаны. «Усилена роль региональных и местных органов власти при принятии решения о переходе к новой модели рынка тепловой энергии, а также в части контроля за деятельностью ЕТО. В частности, предусмотрено обязательное соглашение администрации муниципалитета и ЕТО об исполнении схемы теплоснабжения», — сказали в компании. В «Т Плюс» полностью поддерживают это изменение. «В соглашении должны быть зафиксированы инвестиционные обязательства ЕТО и ответственность за их невыполнение, финансовые гарантии ЕТО по выполнению своих обязательств, региональные особенности стандартов деятельности ЕТО, обязательства ЕТО по поддержанию оборудования в надлежащем состоянии и так далее. Данные условия и отчеты об исполнении являются публичными», — заявили в компании.

Также в «Т Плюс» отметили, что в законе описаны необходимые механизмы синхронизации новой модели с моделью концессий и долгосрочной аренды объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В целях защиты интересов инвесторов условия ранее заключенных договоров сохраняются.

Ранее у депутатов возникло много вопросов в связи с тем, что принятие закона может вызвать рост цен на тепловую энергию. Как подсчитали эксперты Высшей школы экономики, если бы стоимость поднималась одномоментно до уровня «альтернативной котельной», то рост бы составил от 10% до 47% в зависимости от регионов. Если же растянуть внедрение «альтернативной котельной» на 5-10 лет, как это предлагается в законе, то, например, по Тюмени разовый рост тарифа составит индекс потребительских цен (ИПЦ) плюс 1,2%, по Челябинску — ИПЦ плюс 1,9%.

По данным Минэнерго, теплоснабжение по обороту сопоставимо с 2,5% ВВП РФ (1,5 трлн рублей), на него приходится более 50% платежа гражданина за жилищно-коммунальные услуги. При этом в отрасли наблюдается высокий износ оборудования — только 25% энергетических котлов и 36% турбин ТЭС моложе 30 лет. Ежегодные инвестиции в теплоснабжение достигают 87 млрд рублей, при этом потребность в инвестициях составляет 250 млрд рублей, 37% из которых могут быть получены за счет повышения эффективности работы отрасли.

https://energy.s-kon.ru/sovet-federatsii-odobril-zakon-o-reforme-teplosnabzheniya/