– Какова ситуация с энергосервисом в стране: каков объем энергосервисных услуг по итогам 2018 года, насколько он вырос или сократился, с чем связан этот рост (или сокращение); сколько энергосервисных контрактов реализуется в стране; какова их средняя стоимость?
– Рынок энергосервиса последние годы показывает экспоненциальный рост. В 2018 году заказчиками, на которых распространяется действие Федеральных законов № 44‑ФЗ или 223‑ФЗ, было заключено более 840 контрактов на сумму более 44 миллиардов рублей, тогда как в 2017 году эти показатели составляли 488 контрактов и 17,4 миллиарда.
Причина роста заключается в расширении рынка, который произошел за счет охвата новых сфер. Например, энергосервис в электросетевом комплексе показывает взрывной рост. Немаловажную роль также играет дальнейшая проработка продуктов энергосервисных компаний, накопленный опыт позволяет быстрее и качественнее проводить предпроектную стадию и преодолевать административные барьеры при подготовке энергосервисных проектов.
Общее количество заключенных контрактов в бюджетном секторе уже превысило 2,5 тысячи. Энергосервисные контракты заключаются в самых разных сферах, для экономии всех энергетических ресурсов и реализуются с использованием различных технологий. Поэтому и средняя стоимость контрактов может существенно отличаться. Стоимость контрактов варьирует в диапазоне от 29 тыс. руб. до 4,9 млрд руб. Мы ее считаем как часть достигаемой в результате реализации проекта экономии энергетических ресурсов в стоимостном выражении, которая подлежит уплате исполнителю.
44 млрд руб. – суммарная стоимость энергосервисных контрактов в 2018 г.
В контрактах на модернизацию системы отопления и освещения школ и детских садов и иных подобных социальных учреждений, многоквартирных домов экономия измеряется миллионами, для внутреннего освещения и систем отопления крупных федеральных и региональных учреждений, а также уличного освещения поселений и районов – десятками миллионов рублей. Стоимость энергосервисного контракта на модернизацию системы уличного освещения крупного города может достигать нескольких сотен миллионов рублей, энергосервис в сетевом хозяйстве иногда измеряется миллиардами рублей.
– Что можно сказать о структуре энергосервисного рынка:в каких сферах реализуются контракты, в каком соотношении, почему складывается такая структура?
– Если исходить из данных Единой информационной системы в сфере закупок, то по количеству доминируют контракты в отношении объектов социальной сферы, к которым отнесены дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения. В этой сфере заключено 427 контрактов (59,3 %). Значительная часть контрактов также заключена по уличному освещению – 150 контрактов (20,8 %). Доля контрактов по объектам электросетевого хозяйства, котельным и системам освещения многоквартирных домов (МКД) составляет 4,2 %, или всего 30 контрактов.
Вместе с тем, в прошлом году также было подписано большое количество энергосервисных договоров, направленных на повышение энергетической эффективности систем отопления в жилищном фонде, которые были заключены на основании решений собственников помещений в многоквартирных домах. Количество многоквартирных домов, охваченных данными договорами, уже превысило 1000 домов. Доминирование объектов социальной сферы и многоквартирных домов обусловлено высокой типизацией и автоматизацией бизнес-процессов подготовки и реализации данных контрактов и также незначительным объемом капитальных затрат на их реализацию. Предпроектная подготовка проектов в системах наружного освещения, коммунальной инфраструктуре и сетевом комплексе значительно более затратная и трудоемкая, такие проекты сложнее, их объективно меньше и они дольше готовятся.
– Насколько востребован энергосервис в сфере теплоснабжения? Какие именно проекты чаще всего реализуются в этой сфере? Есть ли здесь конкуренция с концессионными соглашениями?
– Энергосервис наиболее востребован на автономных источниках теплоснабжения, которые имеют монопотребителя. Такие проекты могут быть связаны с переводом источника тепла с жидкого на твердое топливо, в том числе на местные виды топлива. Для реализации таких проектов в бюджетном секторе сформирована вся необходимая нормативная правовая база, позволяющая рассчитать экономию при переводе котельной с одного вида топлива на другой. Практика энергосервиса в сфере теплоснабжения пока носит единичный характер в силу высокой сложности структурирования таких проектов и необходимости учета широкого спектра факторов, влияющих на объем потребления первичного топлива.
Концессионные соглашения на фоне энергосервиса, безусловно, более гибкий и отработанный механизм для модернизации систем теплоснабжения с регулируемыми ценами (тарифами), а с учетом состоявшейся реформы регулирования концессий в системах коммунальной инфраструктуры еще и менее рискованный. Концессия является «старшим братом» энергосервиса. В некоторых новых энергосервисных контрактах можно наблюдать попытки заимствования таких характерных для концессии механизмов, как элементы особых обстоятельств, условия о возмещении при расторжении. Конкурентами концессия и энергосервис не являются, у них принципиально разные ниши.
– В чем, на ваш взгляд, трудности в заключении и реализации энергосервисных контрактов в теплоснабжении?
– Основные трудности энергосервиса в системах теплоснабжения обусловлены слабыми гарантиями оплаты энергосервисных услуг со стороны потенциальных заказчиков. Причинами тому служат как финансовое положение самих теплоснабжающих организаций, так и позиция регуляторов, при которой существуют риски сокращения цены (тарифа) в связи с уменьшением объема потребления первичного топлива. Такие проблемные вопросы, как длительность технологического подключение к системам газоснабжения, разработка проектной документации и ее экспертиза, земельно-имущественные отношения, как правило, сводят энергосервисные проекты в системах теплоснабжения к отдельным блочно-модульным решениям на твердом топливе невысокой капиталоемкости.
– Какие проблемы можно отметить в дальнейшем развитии энергосервисных услуг? Каким образом их можно решить? Какова в этом роль Ассоциации?
– Большая часть проблем, которые в предшествующие годы создавали барьеры для развития рынка энергосервиса, на сегодняшний день решена. Нормативно-правовая база и методология энергосервиса в достаточной степени проработана, существует множество энергоэффективных технологий. Вместе с тем, у энергосервисных компаний из числа малого бизнеса все еще сохраняются проблемы с доступом к финансированию и рефинансированию. Банковское сообщество пока не предложило участникам рынка какие‑либо специальные кредитные продукты.
Более 20 млрд руб. – общая стоимость 8 самых дорогостоящих контрактов, заключенных ПАО «МРСК Центра и Приволжья», ПАО «МРСК Центра» и ОАО «Сетевая Компания».Ассоциация активно работает с институтами развития для того, чтобы такие продукты появились. Ассоциация также является одним из методологов развития факторинга в сфере энергосервиса. Данный механизм уже позволил провести рефинансирование около 150 энергосервисных контрактов на базе созданной при участии Ассоциации факторинговой компании ООО «РК энергосбережение». Мы видим высокий потенциал для дальнейшего развития данного механизма рефинансирования.
– Очевидно, что разные регионы с разной степенью активности реализуют возможности энергосервиса. Почему, с чем это связано? Можно ли назвать активные регионы и, наоборот, самые пассивные с точки зрения количества заключенных энергосервисных контрактов или их объемов?
– Наибольшее количество контрактов в прошлом году заключено в Белгородской области – 151 контракт, по суммарной стоимости контрактов лидируют Республика Саха (Якутия), Свердловская и Новгородская области. Пассивные регионы называть было бы не совсем правильно. Возможность реализации энергосервисных мероприятий не всегда обусловлена позицией региональных или муниципальных властей. В регионе могут существовать объективные технические и экономические ограничения, например, низкий тариф на энергетические ресурсы часто выступает непреодолимым препятствием для заключения контракта.
Здания, инженерные системы могут требовать более глубокой реконструкции, нежели реализация точечных мероприятий, которые предлагают энергосервисные компании. В конечном итоге регион может оказаться вне фокуса деятельности какой‑либо энергосервисной компании, а издержки и риски при дистанционном сопровождении проекта могут сделать его нерентабельным. И тем не менее мы наблюдаем рост рынка энергосервиса даже в регионах с низкими кредитными рейтингами, например, сейчас наметилась положительная динамика развития энергосервиса в Северо-Кавказском федеральном округе.
https://www.eprussia.ru/epr/367-368/487523.htm