Результаты использования средств бюджета на энергосбережение в Удмуртской Республике
Мониторинг экономической эффективности использованных средств бюджета на реализацию мероприятий ГП «Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике (2014 – 2020 годы)».
В рамках реализации госпрограммы "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике (2014 - 2020 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 07.11.2013 года №498 Агентством по энергосбережению УР проведен мониторинг экономической эффективности использованных средств бюджета на реализацию мероприятий государственной программы.
Основная направленность Программы – создание условий для надежного и эффективного энергоснабжения УР.
Общий вклад Программы в экономическое развитие Удмуртской Республики заключается в обеспечении снижения энергоемкости ВРП, и сокращении бюджетных расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов.
Выбор объектов для финансирования энергосберегающих мероприятий за счет средств бюджета УР (с учетом субсидированных средств) проводился на основании заявок организаций, в зависимости от величины ожидаемого эффекта для экономики УР, социальной значимости мероприятий и требований законодательства.
Исходная информация для проведения мониторинга запрашивалась в соответствующих органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, где в подведомственных учреждениях и муниципальных образованиях были реализованы мероприятия технического характера (организационные мероприятия не подлежат экономической оценке).
Выводы
- Мониторинг экономической эффективности использованных средств бюджета на реализацию мероприятий ГП «Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике (2014 – 2020 годы)» проведен по 55 организациям УР.
- Результаты проведенного мониторинга:
1) затраты на проведение энергосберегающих мероприятий в 2014 году составили 147 579,7 тыс.руб., в т.ч. бюджетные средства – 123 119,4 тыс.руб.;
2) затраты по совокупности мероприятий 2014 г., где определен положительный экономический эффект составили 69 873,9 тыс.руб.;
3) годовое снижение расхода топливно-энергетических ресурсов в 2015 году в результате проведенных мероприятий 2014 года оценивается в 1 356,8 т.у.т. (6,0%), в т.ч. по видам: – электрическая энергия – 2 102,4 тыс.кВтч (3,9%); – тепловая энергия – 1 376,8 Гкал (10,5%); – топливо – 427,9 т.у.т. (18,8%);
4) годовое снижение затрат на оплату труда промышленно-производственного персонала составило 3 296,5 тыс.руб., прочих затрат – на 536,4 тыс.руб.;
5) годовой экономический эффект от реализации мероприятий 2014 года составил 13 841,8 тыс.руб.;
6) средний срок окупаемости проектов – 4,0 года.
- При замене ламп и светильников на энергосберегающие в ряде организаций экономии электрической энергии не наблюдается ввиду установки дополнительного энергопотребляющего оборудования в данных учреждениях и отсутствия отдельного узла учета электрической энергии на освещение.
- Большая часть мероприятий по замене деревянных окон на современные пластиковые стеклопакеты не снижает показатели потребления тепловой энергии, однако приводит к улучшению теплового режима и освещенности помещения, при этом экономия электрической энергии является сопутствующим эффектом.
- Наиболее эффективными являются проекты, где реализуются мероприятия по оснащению системы отопления зданий устройством автоматического регулирования теплопотребления, и по переводу источника теплоснабжения с угля на природный газ.
- Оценка ряда мероприятий не проведена, ввиду завершения работ в 2015 году, их оценку можно будет провести после окончания отопительного периода 2015 – 2016 г.г.
В целях повышения энергетической эффективности предложены общие системные мероприятия:
- Ежеквартально представлять отчетность в ГИС УР «Система автоматизации процессов управления и учета энергопотребления, энергосбережения и энергоэффективности Удмуртской Республики – региональный сегмент Государственной информационной системы «Энергоэффективность».
- Проводить внутренний мониторинг эффективности потребления ТЭР в организациях бюджетной сферы и на регулируемых предприятиях Удмуртской Республики.
- Организовать ведение мониторинга потребления ТЭР в сравнении с аналогичными организациями – энергетический бенчмаркинг.
- Оснастить приборами учета все учреждения УР, в соответствии с требованиями законодательства п.3 ст.13 ФЗ №261.
- Активизировать политику организаций в части привлечения сторонних источников финансирования энергосберегающих проектов (лизинг, кредит, энергосервисный контракт). Данный механизм позволит снизить потребление ТЭР без привлечения бюджетных средств.