28 ноября в Ижевске состоялась VII межрегиональная отраслевая конференция «Энергетика и энергоэффективность — 21 век», организаторы которой Правительство Удмуртской Республики, Министерство энергетики и ЖКХ УР, АНО «Агентство по энергосбережению УР».
Партнерами конференции выступили Удмуртский филиал ПАО «Т Плюс» и филиал «Удмуртэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», чьи представители были спикерами тематических секций.
Количество собравшихся на конференции превысило 250 делегатов (в т.ч. местные специалисты и представители Москвы, Санкт-Петербурга, Азова, Осы, Кирова, Перми, Саранска, Самары, Йошкар-Олы и др).
В деловую программу конференции вошли пленарное заседание и четыре секции.
В ходе работы секций были обсуждены следующие актуальные вопросы отрасли:
Вниманию участников было представлено более 50 докладов.
Доклады секций тепло и электроснабжения вызвали особый интерес участников-слушателей и горячие дискуссии по итогам выступлений.
Открывая пленарное заседание, Бродько Юрий Иванович - заместитель министра энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики отметил, что наша ежегодная конференция традиционно собирает ведущих специалистов, представителей деловых кругов и органов власти для совместного обсуждения актуальных вопросов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- На территории Удмуртской Республики реализуется государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике» (далее – программа).
В рамках реализации государственной программы определены основные мероприятия, охватывающие все отрасли экономики Удмуртской Республики.
Энергоемкость валового регионального продукта Удмуртской Республики по сравнению с 2007 годом снизилась на 14,7 % (энергоемкость ВРП УР 2016г. на 1.01.2017 г. составила 27,89 кг.у.т/тыс. руб. )
Общее финансирование государственной программы составило в 2016 году – 1902,0 млн. руб. и в 2017 году 2213,3 млн. руб.
Основное финансирование за счет привлечения внебюджетных источников:
Объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики:
Финансирование госпрограммы, млн. руб. |
2016 год |
2017 год |
Бюджет Удмуртской Республики всего, в том числе: |
182,2 |
186,7 |
Госпрограмма «Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике» |
94,0 |
21,5 |
Адресная инвестиционная программа-Модернизация котельных и систем теплоснабжения |
79,7 |
165,2
|
Подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива в Удмуртской Республике» |
8,5 |
0,0 |
В рамках программных мероприятий:
Введена система автоматизации процессов управления и учета энергопотребления, энергосбережения и энергоэффективности Удмуртской Республики – региональный сегмент Государственной информационной системы «Энергоэффективность».
В органах исполнительной власти Удмуртской Республики выполнены энергоэффективные мероприятия: заменено 195 светильников и установлено вновь 8 энергоэффективных светильников, частично установлены новые стеклопакеты, проведена регулировка оконной фурнитуры.
За счет средств бюджета УР, бюджетов муниципальных образований и средств инвесторов были восстановлены и обустроены сети уличного освещения в 18 муниципальных образованиях поселений и городских округов Удмуртской Республики по программе «Светлое село», в том числе в городе Можге и поселке Ува полностью заменены светильники за счет внебюджетных средств по энергосервисным контрактам.
В соответствии с представлением Генпрокуратуры России в 2016 году выполнено мероприятие по выявлению бесхозных объектов, на учет поставлено более 80,0 км сетей.
В части реализации инвестиционных проектов:
Инвестиционные проекты, реализованные в 2016 году
В городе Сарапул опоры уличного освещения были заменены за счет средств бюджета УР, светильники заменены по энергосервисному контракту.
Была продолжена модернизация электрооборудования городского электротранспорта МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска. 50% стоимости проекта было выделено за счет средств бюджета УР и 50% проекта это средства предприятия.
Модернизировано 6 единиц электротранспорта МУП «ИжГорЭлектроТранс» г. Ижевска, в том числе за счет бюджета Удмуртской Республики 3 вагона и за счет средств предприятия установлено новое оборудование на 3-х вагонах.
По соглашению с Администрацией МО «Город Ижевск» реализован проект по модернизации насосной станции очистных сооружений МУП г.Ижевска «Ижводоканал».
Проведена реконструкция сетей водопровода и канализации на объектах МУП г. Сарапула «Сарапульский водоканал»;
В городе Воткинск модернизированы(с установкой модульной газовой котельной) 5 котельных, в том числе:
Реализован комплекс энергосберегающих мероприятий в МБОУ «Кезская средняя общеобразовательная школа № 1» в Кезском районе- Проведена полная модернизация системы теплоснабжения, ограждающих конструкций и выполнена модернизация пищеблока средней школы №1;
В рамках Адресной инвестиционной программы Удмуртской Республики проведено техническое перевооружение котельных и систем теплоснабжения двух объектов республиканского значения, семи муниципальных объектах, а так же проведены проектно-изыскательские работы сорока семи (47) объектов муниципального образования.
Осуществлена государственная поддержка 8 инвестиционных проектов - 4 организаций.
На территории Удмуртской Республики внедрен институт заключения энергосервисных контрактов.
Всего с 2010 года заключено более 146 энергосервисных контрактов на объектах коммунальной инфраструктуры и в бюджетных учреждениях на общую сумму более 800,0 млн. рублей.
В 2016 году на территории Удмуртской Республики было заключено 54 энергосервисных контракта на сумму 144,1 млн. руб., из них 47 контрактов заключены с бюджетными организациями.
В 2017 году Министерством продолжена работа по реализации энергоэффективных мероприятий государственной программы. Объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики без учета Адресной инвестиционной программы составляет в 2017 году 21,473 млн. руб.
Финансирование государственной программы в 2017 году
Средства направлены на выполнение энергоэффективных мероприятий, в том числе:
Энергосервисные компании (инвесторы), заключая энергосервисные контракты, на замену существующих светильников на энергоэффективные, возвращают вложенные средства только за счет экономии потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР).
Включение работ по замене опор и неизолированных проводов на СИП в энергосервис делает его экономически не окупаемым, увеличивают капитальные затраты, и не позволяют инвестору произвести возврат вложенного капитала. Поэтому данные работы не включаются вэнергосервис.
Для заключения энергосервисных контрактов в муниципальных образованиях и поселениях Удмуртской Республики возникают проблемы. В связи с ограниченностью бюджетных средств, часы горения системы уличного освещения в муниципальных образованиях не соответствуют нормативам. Так для климатической зоны Удмуртской Республики, нормативные часы горения уличного освещения должны составлять не менее 3700 часов в год, по факту часы горения составляет 1500 часов в год.
При существующей ситуации заключение энергосервисного контракта является экономически необоснованной, так как невозможно получить экономию энергоресурсов от фактических часов горения системы уличного освещения и одновременно приведения ее в нормативное состояние. В данном случае, возникает так называемый «предотвращенный эффект», который является разницей между затратами при нормативных часах горения с учётом экономии и фактическими затратами с минимальными часами горения и являются недополученными средствами для возмещения затрат инвестора на вложенный капитал по энергосервисному контракту. В связи с чем, выполнение работ по замене светильников на энергоэффективные при существующих часах горения и невозможности привлечения внебюджетных средств, возможны за счет средств муниципальных образований, либо за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
В сентябре месяце Агентством инвестиционного развития Удмуртской Республики проведен конкурс инвестиционных проектов. В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии от 8 сентября 2017 года №18 победителем инвестиционных проектов стал «ЕЭС» - «Гарант» с проектом «Энергосервисный договор № 16-ДЭС от 25.04.14г. на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов МУП ЖКХ г. Можги».
По подпрограмме «Развитие и модернизация электроэнергетики в Удмуртской Республике» проведен конкурс и определен подрядчик ООО "Джи Динамика" предусмотрены на разработку и (или) актуализации) схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Удмуртской Республики.
«Рейтинг субъектов Российской Федерации по энергосбережению»
№ п/п |
Наименования рейтинга |
Рейтинг Удмуртской Республики |
Количество субъектов РФ |
I. |
Рейтинги Минэнерго Российской Федерации: |
||
Общий рейтинг энергоэффективности, в том числе: |
11 |
85 |
|
по категории бюджетной обеспеченности (Удмуртская Республика относится ко 2 –ой категории по бюджетной обеспеченности) |
4 |
43 |
|
Рейтинг систем теплоснабжения |
8 |
85 |
|
По реализации ключевых направлений госполитики в области энергосбережения |
1 |
14 |
|
II. |
Рейтинги (Интерфакс РЭА) энергоэффективности бизнеса в регионах России: |
||
Рейтинг фундаментальной эффективности бизнеса, в том числе: |
3 |
из 4571 предприятия |
|
Энергоресурная эффективность |
1 |
Минэнерго России определены рейтинги энергоэффективности регионов Российской Федерации:
По рейтингу Интерфакс-ЭРА: по фундаментальной эффективности бизнеса Удмуртская Республика на третьем месте и по энергоресурсной эффективности – 1 место в России из 4571 предприятия.
В заключении своего выступления Юрий Иванович пожелал всем участникам и гостям конференции плодотворной работы, оптимизма, конструктивного обсуждения предельно актуальной повестки, высоких коммерческих результатов!
В пленарном заседании конференции также приняли участие директор Удмуртского филиала ПАО «Т Плюс» Дмитрий Фёдоров, директор Удмуртского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Денис Детинкин, технический директор Удмуртского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Григорий Чернов, директор Удмуртского филиала ООО "ЕЭС-Гарант" Алексей Рейтенбах.
Дмитрий Федоров, приветствуя участников конференции, отметил, что тема энергосбережения для компании сегодня одна из основных. В филиале разработан пул энергоэффективных проектов. Большая часть из них направлена на экономию топливно- энергетических ресурсов. На электростанциях меняется и модернизируется оборудование, обеспечивающие текущие электрические и тепловые нагрузки.
Часть проектов связана с внедрением энергосберегающего оборудования внутри периметров и зданий производственных помещений энергообъектов. Так в 2017 году в котлотурбинном отделении Ижевской ТЭЦ-2 была реализована программа замены освещения на светодиодные светильники. Это мероприятие позволит энергетикам сэкономить до миллиона кВт/ч электроэнергии в год.
Дмитрий Федоров, директор Удмуртского филиала ПАО «Т Плюс»: «Кроме того, мы много внимания уделяем мотивации персонала. У нас есть понимание, что если сотрудники не настроены экономить, то ничего у нас не получится. Для смен, которые работают на станциях, разработаны мотивационные программы. Это некие соревнования. Смены отчитываются, как они отработали в части экономии собственных нужд, топлива, еще ряда параметров. Смена, отработавшая максимально эффективно, получает наибольшую премию. Сегодня мы реально увидели, что этот инструмент работает и приносит тот эффект, который необходим нашей компании».
Отдельно Дмитрий Федоров рассказал, о том, как тема энергоэффективности реализуется в тепловых сетях Ижевска. Модернизация теплосетевой инфраструктуры в этом году впервые проходила в рамках концессионного соглашения. В работы по обновлению системы теплоснабжения направлено около полумиллиарда рублей. В городе заменено 40 км квартальных трасс с применением новых материалов, выполнены работы по обновлению оборудования на 55 ЦТП.
Объекты концессионного соглашения выбирались на основании технического аудита тепловых сетей. Благодаря этому удалось правильно определить и заменить наиболее проблемные участки. В результате повреждаемость системы отопления квартальных сетей уже в 2017 году снизилась на 9%.
На пленарном заседании опытом работы в реализации политики энергосбережения поделился заместитель министра промышленности и энергетики Кировской области Николай Мальков.
Удмуртэнерго - официальный партнер конференции - отвечал за проведение секции «Электроэнергия – производство, передача, потребление, энергосбережение». В работе секции принимали участие представители министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, преподаватели кафедры теплоэнергетики Удмуртского государственного университета, представители крупных отечественных предприятий, которые так или иначе связаны с электроэнергетикой.
Большинство участников пришли на конференцию с инновационными проектами в области энергоэффективности и снижения потерь электрической энергии. Представители Удмуртэнерго ознакомили участников конференции с опытом внедрения инновационных разработок в электросетевом комплексе региона, а также с ходом реализации филиалом программы повышения энергоэффективности и снижения технологических и коммерческих потерь.
- Очень важно быть в курсе всех новшеств энергетической отрасли, - говорит начальник департамента реализации услуг и учета электроэнергии филиала «Удмуртэнерго» Ленар Гараев. - Я не первый раз участвую в конференции и с каждым годом участников все больше. Проекты, которые они представляют очень интересные, и заслуживают массового применения на практике.
Также специалисты «Удмуртэнерго» обсудили с участниками конференции вопросы технологического присоединения потребителей к сетям компании, подробно рассказали о дополнительных услугах филиала.
Сегодня «дорожная карта» МРСК Центра и Приволжья дает зеленый свет всем, кто хочет присоединиться к сетям компании. В частности, максимально упрощена схема техприсоединения. До 10 дней сокращено время получения разрешения на использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подать заявку на техприсоединение можно через «личный кабинет» на официальном сайте компании, здесь же размещен калькулятор стоимости технологического присоединения. От момента заключения договора до непосредственного подключения в зависимости от необходимой мощности требуется в среднем 59 дней работы.
Также в филиале «Удмуртэнерго» набирает популярность новая дополнительная услуга энергокомпании – сопровождение техприсоединения. В этом случае все работы, обычно относящиеся к компетенции заявителя, также берут на себя энергетики, выполняя подключение энергопринимающих устройств к сетям компании «под ключ».
Открывая секцию, Башкиров Андрей Рудольфович - начальник отдела энергосбережения Минэнерго и ЖКХ УР, представил вниманию участников доклад "Меры государственной поддержки по реализации государственной программы Удмуртской Республики «Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике».
Энергосбережение и энергоэффективность является одним из приоритетных направлений в государственной политике в топливно-энергетическом комплексе в Удмуртской Республике.
В Удмуртской Республике для реализации государственной программы Удмуртской Республики «Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике» принят закон от 06.05.2013 № 29-РЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Удмуртской Республики».
Создан Координационный совет по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Удмуртской Республики.
Основные формы господдержки для реализации мероприятий государственной программы являются:
Ежегодно в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики № 183 от 2 мая 2012 года проводятся конкурсы инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов Удмуртской Республики на право возмещения за счет средств бюджета Удмуртской Республики части процентной ставки по кредитам и части затрат по лизинговым платежам, привлеченных в рамках реализации энергосервисных договоров (появилось новшество в Порядке о предоставлении хозяйствующим субъектам субсидий для реализации инвестпроектов: а именно хозяйствующие субъекты могут участвовать в конкурсе в текущем финансовом году, если он реализован в год, предшествующий текущему финансовому году).
Следующим из способов реализации энергосберегающих мероприятий является Энергосервисный договор/контракт (ЭСД).
Суть ЭСД в том, что организация/учреждение/предприятие (далее – заказчик) заключает договор с энергосервисной организацией, которая за свой счет (или за счет заемных средств) проводит энергосберегающие мероприятия у заказчика (согласованные с заказчиком по реконструкции, модернизации, замены оборудования и т.д.).
После проведения данных работ потребление энергоресурсов на предприятии сокращается и энергосервисная компания возвращает вложенные средства из полученной в результате экономии средств на оплату энергоресурсов.
Преимущество ЭСД для организации/учреждении/предприятии: нет прямых финансовых затрат и рисков ошибочных действий по модернизации своего оборудования, оплата услуг энергосервиса происходит из запланированных средств на оплату энергоресурсов. По окончании контракта заказчик получает обновленное оборудование и уменьшение затрат на энергоресурсы.
Всего с 2011 года заключенона территории Удмуртской Республики более 147 энергосервисных контрактов на объектах коммунальной инфраструктуры и в бюджетных учреждениях на общую сумму более 800,0 млн. рублей, т. е. эта сумма экономии потребленных топливно-энергетических ресурсов в экономике Удмуртской Республики.
Основными энергосервисными компаниями на территории Удмуртской Республики являются:
К основным мероприятиям по ресурсо-энергосбережению относятся: строительство модульных газовых (либо на пеллетах и отходах деревообработки) котельных взамен электрических и угольных; замена насосного оборудования на объектах тепло- , водоснабжения; на объектах бюджетной сферы это модернизация локального котельного оборудования, утепление фасадов и входных групп, установка автоматики погодного регулирования, замена внутреннего освещения на светодиодное, модернизация пищеблоков, восстановление и устройство систем уличного освещения с установкой автоматической системы управления освещением и т.д.
В целях стимулирования организаций бюджетной сферы по привлечению внебюджетных средств на реализацию мероприятий в области энергосбережения Министерством инициированы разработка и принятие ряда нормативно-правовых актов, стимулирующих энергосервисную деятельность на территории Удмуртской Республики:
Каждое бюджетное учреждение Удмуртской Республики, а также все организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, разработали и утвердили программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые соответствуют требованиям федерального законодательства и законодательства Удмуртской Республики в области разработки и утверждения таких программ.
Министерство осуществляет государственный региональный контроль (надзор) за наличием таких программ и соответствия их установленным требованиям.
Для реализации данных полномочий принят Закон Удмуртской Республики № 29-РЗ «Об энергосбережении… , в соответствии с которым Правительство Удмуртской Республики постановлением № 37 от 9 февраля 2015 года утвердило Порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) и Приказом Министерства утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Удмуртской Республики.
Считаю, что мероприятия по энергосбережению экономически очень выгодны для бизнеса. Они фактически приносят дополнительный доход, снижая себестоимость и увеличивая налогооблагаемую прибыль, что в свою очередь выгодно и для бюджета Республики.
В свою очередь и на объектах бюджетной сферы выгодно проводить мероприятия по энергосбережению за счет внебюджетных средств посредством заключения энергосервисного контракта.
В тех же случаях, когда проекты по энергосбережению не окупаемы или срок окупаемости запредельно велик, то тут необходимы прямые бюджетные инвестиции (например, бюджет может взять на себя мероприятия по подготовке объекта к внедрению типового решения, подготовке инфраструктуры и т.п., для достижения уровня окупаемости объекта). Привлечение внебюджетных источников на объекты коммунальной и социальной инфраструктуры с одной стороны, и прямые бюджетные инвестиции в эти объекты, должны регулироваться программными мероприятиями и приоритетами в отраслевом разрезе. Но приоритет должен быть отдан участию бизнеса в реализации энергосберегающих проектов. Типовые проекты должны тиражироваться и рекомендоваться к обязательному исполнению во всех муниципалитетах.
В соответствии с федеральным законодательством к 2020 году Удмуртия должна снизить энергоемкость ВРП на 40% по отношению к 2007 году.
На 01 января 2017 года энергоемкость ВРП Удмуртской Республики снизилась на 14,7 % к соответствующему уровню 2007 года и составила 27,89кг.у. т./тыс. рублей.
С 1 января 2017 года по заключению энергоснервисных контрактов в Российской Федерации появились некоторые проблемы.
В соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №244-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) с 1 января 2017 года контроль за финансовым обеспечением закупок, проводимых государственными (муниципальными) заказчиками осуществляют финансовые органы субъектов Российской Федерации.
В процессе осуществления контроля возникают трудности при оценке наличия финансового обеспечения закупок, планируемых заказчиками (казенными и бюджетными учреждениями) для заключения энергосервисных контрактов на срок свыше сроков, утвержденных законом о бюджете субъекта Российской Федерации.
Основанием для осуществления закупки, в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона №44-ФЗ является план-график, который утверждается после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - План).
В соответствии с пунктом 3 части 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 года №281н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.
В связи с вышеизложенным, Министерство финансов Удмуртской Республики направило в Министерство финансов России запрос с просьбой дать разъяснения по вопросу правомерности заключения энергосервисных контрактов заключенных:
Кроме того, Минфин УР просил пояснить какой документ будет являться основанием для финансового органа проверить (подтвердить) финансовое обеспечение закупки на срок свыше сроков, утвержденных: законом о бюджете субъекта Российской Федерации.
После ответа Минэнерго России, в целях урегулирования данных вопросов принято Министерством финансов УР решение о разработке дополнительного нормативного акта Правительства Удмуртской Республики.
Ключевым событием конференции явилась церемония награждения победителей регионального этапа Всероссийского конкурса реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на территории Удмуртской Республики ENES-2017. Победителями стали 7 проектов в четырех номинациях:
1. В номинации «Эффективная модель привлечения внебюджетных средств в жилищно-коммунальном хозяйстве»:
проект: «Техническое перевооружение систем теплоснабжения и освещения в рамках реализации энергосервисных договоров – 2016 г., второй этап»;
проект: «Установка энергоэффективной газовой котельной ТКУ-2140 для отопления Канифольного детского дома-интерната»;
2. В номинации «Лидер внедрения наилучших доступных технологий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности»:
проект: «Автоматизация системы теплопотребления бюджетных учреждений г. Ижевска»;
проект: «Модернизация системы освещения в ФОК «Импульс»;
3. В номинации «Лучший проект в области энергосбережения на общественном транспорте»:
проект: «Строительство сети автогазонаполнительных компрессорных станций на 2016-2020 гг.»
4.В номинации «Лучший проект по модернизации уличного освещения»:
проект: «Проведение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергоресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения п. Ува»;
проект: «Осуществление мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергоресурсов (энергосервис) системы уличного освещения г. Можга»
Поставленные конференцией цели и задачи выполнены успешно и в полном объеме: реализована предоставленная возможность каждому участнику установить партнерские отношения в интересующем его сегменте рынка, максимально продуктивно обсуждены с коллегами наиболее значимые вопросы энергетики и энергосбережения, состоялся обмен опытом и в рамках работы тематических секций намечены перспективы дальнейшего развития.
В подведении итогов конференции можем отметить, что мероприятие, по-прежнему, востребовано среди специалистов разных отраслей, вопросы энергоресурсосбережения и повышения энергетической эффективности приобретают статус мирового тренда, появляется множество интересных проектов, разрабатываются новые современные технологии, рынок энергосбережения пополняется новыми разработками и оборудованием.
Благодарим всех за проявленный интерес и активное участие!
До новых встреч на конференции в 2018 году!
ПРОГРАММА
VII Межрегиональной отраслевой конференции
«Энергетика и Энергоэффективность - 21 век»
Дата проведения – 28 ноября 2017 г.
Место проведения – Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Бородина, 25,
конференц-залы отеля «Парк Инн»
Организаторы: | |
Правительство Удмуртской Республики. Министерство энергетики и ЖКХ Удмуртской Республики. АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики». |
|
Партнеры: | |
Удмуртский филиал ПАО «Т Плюс» | |
Филиал «Удмуртэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» | |
Информационные партнеры: |
|
Журнал «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда» | |
Газета «Известия Удмуртской Республики» | |
Журнал "Деловой квадрат" |
Вы можете скачать все презентации одним файлом здесь