Итоги межведомственного совещания, состоявшегося 18 июля 2014 года в Москве

18 июля 2014 года в Москве состоялось межведомственное совещание представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств, Департамента градостроительной политики города Москвы, Комитета государственного строительного надзора города Москвы, Главного Управления государственного строительного надзора Московской области, Ассоциации инвесторов Москвы, Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (НОСТРОЙ), Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ), организованное по инициативе НОЭ.

На совещании рассматривались вопросы проведения проверки соответствия зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации; а также определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, и определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов в процессе эксплуатации.

Совещание открыл Вице-президент НОЭ Питерский Л.Ю. Он в частности отметил, что в настоящее время сложилась ситуация, что из-за несогласованности действий различных ведомств тормозится процесс реализации положений Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, в том числе, многоквартирных домов.

В соответствии со статьями 11 и 12 261-ФЗ, «здания, строения, сооружения ... должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти...», а в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности должен указываться класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома.

Пунктом 6 части 3 статьи 55 и частью 3.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ установлено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности его приборами учета используемых энергетических ресурсов, который должен содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и «о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний...».

Разделами 11 и 12 Свода правил «СНиП 23-02-2003. Тепловая защита зданий» также обозначено, что «контроль нормируемых показателей тепловой защиты и ее отдельных элементов эксплуатируемых зданий и оценку их энергетической эффективности следует выполнять путем натурных испытаний, и полученные результаты следует фиксировать в энергетическом паспорте».... «Энергетический паспорт следует заполнять при разработке проектов новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых жилых и общественных зданий, при приемке зданий в эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации построенных зданий».

Однако, на практике эти положения не выполняются, либо выполняются формально на основании данных проектной документации, без учета фактических показателей энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Присутствующий на заседании заместитель начальника Главного Управления государственного строительного надзора Московской области Артюшкевич В.П. сообщил, что для исправления сложившейся ситуации Главное Управление государственного строительного надзора Московской области выпустило распоряжение №1 от 24.01.2014 года, согласно которому сотрудников Главгосстройнадзора Московской области обязали при проведении итоговых проверок объектов капитального строительства жилого и общественного назначения проверять в комплекте предъявляемой застройщиком (техническим заказчиком) исполнительной и производственной документации наличие энергетического паспорта здания с заполненными графами нормативных, расчетных (проектных) и фактических показателей, а также наличие заключений по результатам тепловизионного контроля качества тепловой защиты здания и выборочного контроля кратности воздухообмена в помещениях (квартирах). Московские власти на совещании, состоявшемся в январе 2014 года, также уведомили застройщиков о том, что вводимые в эксплуатацию здания, строения и сооружения, не соответствующие требованиям энергоэффективности, установленным постановлением Правительства РФ №18, не будут допущены к вводу в эксплуатацию.

Заместитель директора ГУП "НИИМосстрой" по научной работе Васильев Г.П. сообщил, что по заказу Департамента градостроительной политики города Москвы ГУП «НИИМосстрой» разработал «Методику инструментального определения энергопотребления вводимых в эксплуатацию жилых и общественных зданий и оценки их соответствия требованиям энергетической эффективности», которая в настоящее время оформляется как национальный стандарт. Методика позволит проводить фактические натурные измерения без применения сложного оборудования, а лишь с помощью общедомовых приборов учета потребления энергии и газа; определять соответствие реального и проектного энергопотребления при сдаче дома в эксплуатацию; включать в энергопаспорт многоквартирного дома класс его энергоэффективности на основе реальных инструментальных измерений. Однако, отметил он, в настоящее время существует проблема, без решения которой невозможно определить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергоэффективности, а также присвоить класс энергоэффективности многоквартирного дома: Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до сих пор не установлены требования к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, а также «базовые значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов» в многоквартирном доме, относительного которого определяется класс энергетической эффективности многоквартирного дома». Установление требований к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, определение значений базовых показателей удельного годового расхода энергетических ресурсов для установления класса энергетической эффективности являются первоочередной задачей на ближайший период, отметили участники совещания.

Начальник Управления по надзору за соответствием строительных материалов требованиям технической документации Мосгосстройнадзора Итенберг А.Б. сообщил, что в настоящее время нет единой унифицированной формы энергетического паспорта, на основании которого можно судить о соответствии объектов капитального строительства требованиям энергетической эффективности. Возникает вопрос, руководствоваться ли приказом Минэнерго России №182 от 19 апреля 2010 г. «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации...» или энергетическим паспортом, приведенным в своде правил «СНиП 23-02-2003. Тепловая защита зданий». Участники совещания пришли к единогласному мнению, что руководствоваться необходимо приказом Минэнерго России №182, а именно: «Приложением №24 к Требованиям к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации». При этом участники совещания выразили мнение, что необходимо разработать усовершенствованную форму Приложения №24, содержащую фактические значения показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства. Это должен быть единый и доступный для понимания энергопаспорт для зданий, строений и сооружений, который будет основой для получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и для присвоения класса энергоэффективности многоквартирным домам. Присутствующий на заседании Начальник отдела энергосбережения и повышения энергетической эффективности Департамента энергосбережения и повышения энергетической эффективности Минэнерго России Неуступкин Р.В. высказался о готовности Департамента оказать содействие по внесению необходимых изменений в Приказ Минэнерго № 182, если будут подготовлены соответствующие предложения, согласованные всеми заинтересованными сторонами.

На совещании также обсуждался вопрос, кто вправе проводить исследования, замеры, испытания, на основе которых устанавливается соответствие объекта капитального строительства требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. В Постановлении Правительства № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» от 25.01.2011 г. нет однозначного ответа на этот вопрос. При этом, в соответствии статьей 2 Федерального Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» №261-ФЗ определено понятие энергетического обследования, как сбора и обработки информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергоресурсов, о показателях энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте. В связи с этим участники совещания пришли к единогласному мнению, что процедура проведение инструментального определения энергопотребления и фактических значений показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, также относится к энергетическому обследованию, которое вправе проводить только члены саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, они же должны составлять энергетический паспорт по результатом проведенных обследований.

По результатам состоявшейся встречи участники совещания пришли к выводу, что для решения всех существующих проблем необходима консолидация и согласованность действий всех ведомств, имеющих отношение к вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности в строительном комплексе. В связи с этим было решено создать межведомственную рабочую группу из представителей Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств, Департамента градостроительной политики города Москвы, Комитета государственного строительного надзора города Москвы, Главного Управления государственного строительного надзора Московской области, Ассоциации инвесторов Москвы, Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для выработки единой позиции по вопросам определения соответствия зданий, строений, сооружений требованиям энергоэффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также определения класса энергоэффективности многоквартирных домов при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации.

Возглавить рабочую группу предложили Вице-президенту НОЭ Питерскому Л.Ю.

http://no-e.ru/news/economy/itogi_mezhvedomstvennogo_soveshchaniya_sostoyavshegosya_18_iyulya_v_moskve/