20 марта 2014 г. в Аналитическом центре при Правительстве РФ руководители объединений крупнейших саморегулируемых организаций энергоаудиторов провели Всероссийское совещание саморегулируемых организаций в области энергетических обследований.
Эксперты обсудили барьеры, препятствующие массовому применению механизмов энергосервиса в промышленной и бюджетной сферах, а также высказали свои предложения по повышению энергетической эффективности в различных отраслях экономики России.
Резолюция
История энергетического обследования в современной России началась с принятия Федерального закона №28-ФЗ в 1996 году. Несмотря на высокий порог обязательности энергетических обследований (потребление 6000 т.у.т./год), в законе были применены административные рычаги, и удалось достичь многого: в период 1997-2004г.г. были разработаны НТД, включая ГОСТы по энергоэффективности, и энергетический паспорт промышленного потребителя, а также Энергетический паспорт предприятий ТЭК России.
В этот период проведение обследований заказывали по большей части те, кому они были нужны, что в результате отразилось на качестве документов, в этот период было подготовлено много технических регламентов для промышленного сектора. Именно в этот период была сформирована база энергосберегающих технологий в крупных холдингах и корпорациях - Газпром, РАО ЕЭС России, Лукойл и т.д.
До ликвидации Госэнергонадзора в стране существовало более 2000 энергоаудиторских компаний, которые обеспечивали проведение энергетического обследования всех Российских организаций, потребляющих более 6000 т.у.т./год Качество энергетического обследования достигалось благодаря:
Надзором и методологическим обеспечением данной сферы занимался Госэнергонадзор, имевший вертикальную структуру управления, соответствующие полномочия по проведению контрольной работы, кадровый и научный потенциал.
В 2009 году энергоаудиторских организаций осталось не более 300, а принятый Закон №261-ФЗ увеличил объем обследуемых юридических лиц в сотни раз, но не предусмотрел механизмы реализации важнейших аспектов:
Законом №261-ФЗ были расставлены ошибочные приоритеты в политике энергосбережения: на первое место встали региональные и муниципальные программы энергосбережения, затем установка приборов учета и на последнем месте - энергетическое обследование. Результатом стали декларативные программы энергосбережения, не основанные на фактических данных, энергетические паспорта без эффективных мероприятий, полный провал сроков оснащения приборами учета.
Система энергетических обследований была впервые организована при участии саморегулируемых организаций.
За 4 года реализации закона в России появилось 156 саморегулируемых организаций. Две трети из них зарекомендовали себя как действующие, осуществляющие сбор и отправку энергетических паспортов в Минэнерго России. Таким образом, профессиональное сообщество проявило активность и самоорганизовалось.
Вместе с тем, нормативное регулирование в большинстве случаев проявилось лишь в конце установленного срока проведения обязательного обследования: в начале 2013 года заработала процедура электронного приема энергетических паспортов; не были официально приняты и доведены до СРО требования к заполнению энергетического паспорта, что привело к непрозрачности требований, лишней работе и непониманию на рынке, в т.ч. среди организаций-заказчиков. Это в определённой степени дискредитировало кампанию по обязательным энергетическим обследованиям.
Итогом реализации требований закона за 4 полных года стала повальная паспортизация учреждений при формализации результатов энергетического обследования, декларативные программы энергосбережения городов и регионов, десятки миллиардов неэффективного расходования бюджетных средств. Изложенное сделало невозможным использование паспортов для последующего повышения энергоэффективности у заказчика, привело к полному провалу сроков оснащения приборами учета.
Ответственность за неудовлетворительное исполнение Закона №261-ФЗ и государственной программы энергосбережения до 2020 года, как ни странно, пытаются возложить на саморегулируемые организации в области энергетического обследования.
Принятые и планируемые изменения в федеральном законодательстве об энергосбережении предполагают переход от обязательного энергетического обследования к добровольному и это при том, что за 4 года государство так и не заинтересовало бюджетный сектор в энергосбережении.
Энергетическое обследование – это не столько расчет потенциала энергосбережения и разработка перечня мероприятий, это, прежде всего, первый, обосновывающий этап привлечения инвестиций в сферу производства, транспортировки и потребления энергетических ресурсов. Данные энергетического обследования должны стать источником информации об энергопотреблении, требуемой для сбора, систематизации и обработки в интересах государства, частных инвесторов, энергосервисных компаний, производителей и поставщиков энергоэффективного оборудования, и без которой невозможно принятие обоснованных решений о капитальных вложениях в повышение энергоэффективности.
Принятые в декабре 2013 года изменения в Закон №261-ФЗ и планируемая законопроектная работа уполномоченных органов власти, направлена на исключение из сферы обязательного энергетического обследования не менее 70% рынка, что неминуемо приведет к 40-50 тысячам безработных инженеров и специалистов, распаду сложившегося сектора экономики по производству, продвижению, монтажу и эксплуатации энергосберегающего оборудования, риску не реализации государственных, региональных и муниципальных программ в области энергетической эффективности.
Профессиональное сообщество, обеспокоенное внесенными изменениями и сведениями о планируемых изменениях государственной политики по энергосбережению, считает необходимым довести до сведения органов исполнительной и законодательной власти всех уровней свои предложения по совершенствованию системы проведения энергетических обследований.
Практика энергетических обследований по 261-ФЗ показала, что деятельность энергоаудитора не может быть ограничена только выполнением энергетических обследований. Необходим переход от формата энергоаудита к формату инвестирования энергосбережения. Считаем, что для успешной реализации данного направления целесообразно создание «Системы управления энергетической эффективностью», «Системы энергетического менеджмента предприятий, организаций, учреждений».
Настоящим представители саморегулируемых организаций в области энергетического обследования выражают единое мнение о важности и необходимости сохранения и развития системы обязательных и добровольных энергетических обследований.
Участники готовы объединить усилия по развитию и реализации предложений резолюции Всероссийского совещания саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
В целях реализации настоящей Резолюции профессиональное сообщество принимает на себя обязательство разработать дорожную карту развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности хозяйственного комплекса Российской Федерации.
http://www.energosovet.ru/news.php?zag=1395645789